Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №28 «Нэбзый»
Педагогический эксперимент
«Использование музыкально-ритмического упражнения в заключительной части
физкультурного занятия»
Автор Филичкина И.А.-
инструктор по физической культуре
Г. Майкоп
2015
Актуальность. Воспитатели, работающие с детьми дошкольного возраста, наблюдающие и контролирующие их развитие, сталкиваются с огромным количеством и разнообразием детских характеров и темпераментов. Детская группа легко возбуждается: даже такое незначительное для взрослых событие как пролетающий и небе самолёт может так взволновать и возбудить детей, что их трудно успокоить. Многие воспитатели практикуют использование громкого голоса для приведения детей в спокойное состояние. Но этот способ эффективен лишь короткое время. Дети быстро привыкают к громкому голосу воспитателя и перестают на него реагировать. Гораздо эффективнее тихое слово, тихий, но интонационно правильный голос. А самое главное то, что это тихое слово должно быть сказано человеком, которого любят и уважают дети и их родители. Авторитет воспитателя- главное условие успешного воспитания детей. Завоевание же авторитета – это сложный и длительный процесс, складывающийся из множества обстоятельств, которые достаточно трудно облечь в слова. Это ежедневный кропотливый труд, требующий терпения, выдержки, требовательности, последовательности.
Как педагогу, проработавшему воспитателем более 25 лет и теперь работающему инструктором по физкультуре, проблема лёгкой возбудимости детей знакома более чем хорошо. Само физкультурное занятие предполагает постепенное увеличение физической нагрузки, пик которой приходится на подвижную игру. В ней дети достигают и наивысшего эмоционального подъёма и напряжения. Чтобы вывести их из этого состояния чаще всего используется игра малой подвижности.
Используя музыкальный материал во вводной части для различных видов ходьбы и бега и в основной части для общеразвивающих упражнений, я решила применить музыкальный фрагмент в заключительной части занятия для быстрого и приятного вывода детей из возбуждённого состояния.
Цель. Подобать такой музыкальный материал, который бы сам по себе привлёк внимание детей, успокоил бы их и заставил выполнять действия, вызывающие в душе ребёнка светлую грусть и собственную значимость.
Задачи. Успокоить детей после подвижной игры.
Закончить занятие в спокойной обстановке.
Участники эксперимента. Инструктор по физической культуре, воспитатель группы, дети.
Средство реализации эксперимента. Музыкально-ритмическое упражнение «Не потеряй пушинку», музыка М. Иорданского «Песня».
Необходимое оборудование. Спортивный зал, мячи по количеству детей, длинная скакалка, гимнастическая скамейка, запись фрагмента музыкального произведения.
Этапы и сроки проведения эксперимента.
Подготовительный этап.
1.Подбор музыкального произведения -1-2 дня.
2.Работа с методической литературой и интернет ресурсами-1 день.
3.Составление конспекта занятия-1 день.
4.Работа с воспитателем группы.
Основной этап.
Проведение занятия.
Заключительный этап.
Результаты и выводы.
Конспект физкультурного занятия.
Задачи.
1.Учить детей отбивать мяч от стены, рассчитывать силу броска, чтобы суметь ловко поймать мяч.
2.Закреплять умение перепрыгивать через качающуюся длинную скакалку.
3.Развивать волевые усилия для переключения с одного вида деятельности на другой.
Оборудование.
1. Мячи по количеству детей.
2.Длинная скакалка.
3.Гимастическая скамейка (используется в игре).
4.Запись музыкального произведения. М. Иорданский «Песня».
Ход занятия.
I.Вводная часть.
1.Построение в шеренгу. Строевые упражнения.
2.Игра «Перебежки».
3.Ходьба обычная, в полу приседе, полном приседе; ходьба с остановкой или поворотом по сигналу.
4.Лёгкий бег. Ходьба. Перестроение в звенья.
II.Основная часть.
А. Общеразвивающие упражнения в парах.
1.И. п-стоя спиной друг к другу, держась за руки.
В. Руки в стороны, одна нога в сторону. (4 раза)
2.И.п-лежа, упираясь ступнями друг в друга.
В. Махом сесть, взяться за руки. Вернуться в и.п. (5раз)
3.И.п.-стоя лицом друг к другу держась за руки.
В. Присесть на одной ноге, другую вытянуть вперёд. (7 раз)
4.И.п-стоя спиной друг к другу, сцепиться локтями.
В. Поднимать друг друга на спину себе. (7 раз)
5.И.п.-стоя лицом друг к другу, положить руки на плечи.
В. Наклониться вперёд, голову поднять, двигаться вперёд-назад мелкими шагами. (7 раз)
6.И.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за руки; руки в стороны.
В. Наклоны в стороны. (10 раз)
Б. Основные движения.
1. Школа мяча. Отбивать мяч от стены и ловить его двумя руками, рассчитывать силу удара. (Фронтальный способ).
2.Прыгать через качающуюся длинную скакалку, которую качают взрослые.
(Поточный способ).
3.Подвижная игра «Не оставайся на полу».
III.Заключительная часть.
Релаксационное музыкально-ритмическое упражнение «Не потеряй пушинку». Муз. М. Иорданского «Песня».
Результат эксперимента.
Осуществление эксперимента проходило в старшей группе следующим образом: после подвижной игры «Не оставайся на полу» я молча, неожиданно для детей включила музыку. Полилась нежная завораживающая мелодия. Дети остановились, прислушались, я выключила. Они стали спрашивать, что это за музыка, просить снова включить. Тогда я провела короткую беседу:
-Что такое пушинка?
-Можно ли бегать с пушинкой на ладошке?
-Как надо обращаться с пушинкой, чтобы она не улетела?
Дети отвечали с большим интересом.
Когда снова зазвучала музыка, дети плавно, бережно понесли воображаемую пушинку на ладошке, осторожно перекладывая её с руки на руку. С радостной грустью они сдували её с руки и взглядом прощались с нею. Эффект конца занятия просто ошеломил меня. Наполненные новыми непонятными чувствами дети покидали зал, взволнованные и притихшие. Следующее занятие они начали с вопроса: «А с пушинкой играть будем?»
Вывод: надо смелее и чаще вводить в конец занятия нежные успокаивающие мелодии, придумывая соответствующие игры.