СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический институт при Казанском университете в XIX в.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический институт при Казанском университете в XIX в.»

Педагогический институт при Казанском университете в XIX в. Выполнила: Галиева Гузель, 05-704

Педагогический институт при Казанском университете в XIX в.

Выполнила: Галиева Гузель,

05-704

В мае 1812 г. Ф.К.Броннер разработал план университетского преподавания, в основу которого было «положено разделение всех предметов преподавания на науки приуготовительные и главные. Приуготовительные науки делятся на:  обязательные (эстетика, риторика и стихосложение, латинская философия, история, статистика и география, философия теоретическая и опытная и один из новых языков),  рекомендуемые (энциклопедия наук, греческий язык, второй иностранный язык, статистика, политическаяэкономия, естественная история, химия и науки военные),  специальные (по свободному выбору самих учащихся); курс слушания приуготовительных наук положен двухгодичный. Главные науки распределены по четырем определенным уставом факультетам с пятилетним курсом для медицинского и с трехлетним курсом для остальных».
  • В мае 1812 г. Ф.К.Броннер разработал план университетского преподавания, в основу которого было «положено разделение всех предметов преподавания на науки приуготовительные и главные.

Приуготовительные науки делятся на:

обязательные (эстетика, риторика и стихосложение, латинская философия, история, статистика и география, философия теоретическая и опытная и один из новых языков),

рекомендуемые (энциклопедия наук, греческий язык, второй иностранный язык, статистика, политическаяэкономия, естественная история, химия и науки военные),

специальные (по свободному выбору самих учащихся); курс слушания приуготовительных наук положен двухгодичный.

Главные науки распределены по четырем определенным уставом факультетам с пятилетним курсом для медицинского и с трехлетним курсом для остальных».

Образование в университете педагогического института 28 мая 1812 г. министр просвещения, без избрания и представления Совета, назначил Ф.К.Броннера директором педагогического института.

Образование в университете педагогического института

28 мая 1812 г. министр просвещения, без избрания и представления Совета, назначил Ф.К.Броннера директором педагогического института.

Вступив в должность директора, Ф.К.Броннер представил Совету «План и порядок упражнений в педагогическом институте», который 25 ноября был утвержден новым попечителем – графом М.А.Салтыковым. Структурная схема занятий в педагогическом институте была построена следующим образом: Основной контингент обучающихся в институте составили 12 штатных кандидатов. Отбор и прием которых производился Советом по рекомендации профессоров, инспектора студентов и директора пединститута из числа казенных студентов, окончивших полный университетский курс обучения и сдавших экзамен.

Вступив в должность директора, Ф.К.Броннер представил Совету «План и порядок упражнений в педагогическом институте», который 25 ноября был утвержден новым попечителем – графом М.А.Салтыковым.

Структурная схема занятий в педагогическом институте была построена следующим образом:

Основной контингент обучающихся в институте составили 12 штатных кандидатов.

Отбор и прием которых производился Советом по рекомендации профессоров, инспектора студентов и директора пединститута из числа казенных студентов, окончивших полный университетский курс обучения и сдавших экзамен.

 Учеба кандидатов в пединституте строилась следующим образом. Научные занятия планировал директор института на каждое полугодие «сообразно с индивидуальными особенностями каждого кандидата» . 6 июля 1813 г. Ф.К.Броннер представил попечителю письменные работы пяти кандидатов по теме «Рассуждение о призматических цветах, видимых в радуге». Общие и индивидуальные занятия кандидатов персонально распределял также директор института. В единственном сохранившемся «Конспекте» распределения занятий кандидатов по числам и предметам на 1813 – 1814-й учебный год по физико-математическому факультету значится четыре кандидата, в том числе по физико-математическому разряду – О.Линдегрен и А.Перелешин. Для них были запланированы общие занятия, т.е. обязательные лекции по чистой математике, прикладной математике, астрономии, физике, российской словесности и латинскому языку, а также индивидуальные: «Линдегрену – репетиционные занятия у магистра Симонова по астрономии, Перелешину – практические занятия у магистра Срезневского по философии»

Учеба кандидатов в пединституте строилась следующим образом.

Научные занятия планировал директор института на каждое полугодие «сообразно с индивидуальными особенностями каждого кандидата» .

6 июля 1813 г. Ф.К.Броннер представил попечителю письменные работы пяти кандидатов по теме «Рассуждение о призматических цветах, видимых в радуге».

Общие и индивидуальные занятия кандидатов персонально распределял также директор института. В единственном сохранившемся «Конспекте» распределения занятий кандидатов по числам и предметам на 1813 – 1814-й учебный год по физико-математическому факультету значится четыре кандидата, в том числе по физико-математическому разряду – О.Линдегрен и А.Перелешин.

Для них были запланированы общие занятия, т.е. обязательные лекции по чистой математике, прикладной математике, астрономии, физике, российской словесности и латинскому языку, а также индивидуальные: «Линдегрену – репетиционные занятия у магистра Симонова по астрономии, Перелешину – практические занятия у магистра Срезневского по философии»

Учеба магистров в пединституте организовывалась профессорами по индивидуальным планам следующим образом. 1.Научные занятия включали в себя углубленное изучение магистрами трудов выдающихся ученых по избранным ими разделам математических наук и собственными исследованиями по ним. Например, Н.Лобачевский занимался чистой математикой, И.Симонов – астрономией, А.Кайсаров – физикой. Они же в порядке личной инициативы посещали лекции профессора Ф.К.Броннера по физике и минералогии 2. Проведение занятий со студентами, которые «заключались в чтении особых курсов или в повторении уже пройденных отделов науки» 3. Проведение занятий с кандидатами по той же программе, что и со студентами, порученное магистрам вскоре после открытия педагогического института по ходатайству Ф.К.Броннера . 4. Магистры по традиции, заложенной еще Г.И.Карташевским, «преподавали наставления в гимназии» по своим предметам

Учеба магистров в пединституте организовывалась профессорами по индивидуальным планам следующим образом.

1.Научные занятия включали в себя углубленное изучение магистрами трудов выдающихся ученых по избранным ими разделам математических наук и собственными исследованиями по ним. Например, Н.Лобачевский занимался чистой математикой, И.Симонов – астрономией, А.Кайсаров – физикой. Они же в порядке личной инициативы посещали лекции профессора Ф.К.Броннера по физике и минералогии

2. Проведение занятий со студентами, которые «заключались в чтении особых курсов или в повторении уже пройденных отделов науки»

3. Проведение занятий с кандидатами по той же программе, что и со студентами, порученное магистрам вскоре после открытия педагогического института по ходатайству Ф.К.Броннера .

4. Магистры по традиции, заложенной еще Г.И.Карташевским, «преподавали наставления в гимназии» по своим предметам

20 августа 1813 г. директор пединститута Броннер в своем представлении Совету о занятиях кандидатов и магистров в наступившем учебном году указал, что «магистр Н.Лобачевский заслуженно будет назначен помощником адъюнкта Никольского». Никольский к этому времени занимался с младшей группой студентов, т.е. с гимназистами, готовящимися к слушанию профессорских лекций. В программу его занятий с этой группой входило изучение арифметики, алгебры, свойств высших уравнений и геометрии по книге «Евклидовых начал».

20 августа 1813 г. директор пединститута Броннер в своем представлении Совету о занятиях кандидатов и магистров в наступившем учебном году указал, что «магистр Н.Лобачевский заслуженно будет назначен помощником адъюнкта Никольского». Никольский к этому времени занимался с младшей группой студентов, т.е. с гимназистами, готовящимися к слушанию профессорских лекций. В программу его занятий с этой группой входило изучение арифметики, алгебры, свойств высших уравнений и геометрии по книге «Евклидовых начал».

Таким образом, к началу 1813 – 1814-го учебного года Ф.К.Броннер, директор педагогического института, фактически стал организатором учебного процесса в университете. С назначением 30 июня 1814 г. инспектором казенных студентов он становится еще и их нравственным наставником. Более того, его деятельность распространяется и на гимназии. 15 мая 1915 г. Совет университета поручает ему «озаботиться подготовлением некоторых учеников гимназии для исполнения в разных местах обязанностей учителей».

Таким образом, к началу 1813 – 1814-го учебного года Ф.К.Броннер, директор педагогического института, фактически стал организатором учебного процесса в университете. С назначением 30 июня 1814 г. инспектором казенных студентов он становится еще и их нравственным наставником. Более того, его деятельность распространяется и на гимназии. 15 мая 1915 г. Совет университета поручает ему «озаботиться подготовлением некоторых учеников гимназии для исполнения в разных местах обязанностей учителей».

С первых дней возникновения математической школы Казанского университета началась подготовка научно-педагогических кадров в стенах университета. Тенденции высокого уровня преподавания математики и значительного интереса у студентов к ее изучению на этом этапе позволили начать подготовку наиболее одаренных из них к научной и преподавательской деятельности в университете. Однако на первом этапе, как уже отмечалось, эта работа была приостановлена. Свое дальнейшее развитие она получила на следующем этапе становления школы. В систему отбора и подготовки молодых научно-педагогических кадров входили в то время учеба в педагогическом институте и индивидуальные занятия профессора с учеником.

С первых дней возникновения математической школы Казанского университета началась подготовка научно-педагогических кадров в стенах университета. Тенденции высокого уровня преподавания математики и значительного интереса у студентов к ее изучению на этом этапе позволили начать подготовку наиболее одаренных из них к научной и преподавательской деятельности в университете. Однако на первом этапе, как уже отмечалось, эта работа была приостановлена. Свое дальнейшее развитие она получила на следующем этапе становления школы. В систему отбора и подготовки молодых научно-педагогических кадров входили в то время учеба в педагогическом институте и индивидуальные занятия профессора с учеником.

В 1811 – 1812 гг. на математическом цикле университета сложились реальные условия начать подготовку молодых ученых, предназначенных для замещения вакантных мест на кафедрах, создания научных традиций, направлений, школ, способных придать казанской университетской математической науке определенный индивидуальный облик. Этому способствовало возникновение ряда особенностей развития математического образования в Казанском университете в 1804 – 1812 гг. К ним, прежде всего, относятся следующие: · значительный интерес гимназистов, а затем студентов университета к изучению математических наук; · высокая успеваемость студентов по математике; · достаточно высокий уровень преподавания математических дисциплин выпускниками Московского университета, получившими в нем солидную подготовку.

В 1811 – 1812 гг. на математическом цикле университета сложились реальные условия начать подготовку молодых ученых, предназначенных для замещения вакантных мест на кафедрах, создания научных традиций, направлений, школ, способных придать казанской университетской математической науке определенный индивидуальный облик. Этому способствовало возникновение ряда особенностей развития математического образования в Казанском университете в 1804 – 1812 гг. К ним, прежде всего, относятся следующие:

· значительный интерес гимназистов, а затем студентов университета к изучению математических наук;

· высокая успеваемость студентов по математике;

· достаточно высокий уровень преподавания математических дисциплин выпускниками Московского университета, получившими в нем солидную подготовку.

Предпосылку начать подготовку молодых ученых-математиков в 1811 – 1812 гг. и, тем самым, заняться становлением Казанской математической школы мы связываем с именами ее первых выдающихся представителей – Н.И.Лобачевского и И.М.Симонова, которые наиболее удачно объединили в себе все лучшее, к чему стремились преподаватели молодого университета, а  именно:  высокий уровень математической и педагогической подготовки и их не менее высокую устремленность и способность к научно-исследовательской работе. Эта возможность оказалась реальной именно потому, что период, предшествующий возникновению Казанской математической школы (1804 – 1812), характеризуется зарождением основных тенденций в математическом образовании университета – это приоритетность математического образования ; высокий уровень преподавания математических дисциплин; преемственность педагогической деятельности разных поколений представителей математической школы.

Предпосылку начать подготовку молодых ученых-математиков в 1811 – 1812 гг. и, тем самым, заняться становлением Казанской математической школы мы связываем с именами ее первых выдающихся представителей – Н.И.Лобачевского и И.М.Симонова, которые наиболее удачно объединили в себе все лучшее, к чему стремились преподаватели молодого университета, а именно:

  • высокий уровень математической и педагогической подготовки и их не менее высокую устремленность и способность к научно-исследовательской работе.

Эта возможность оказалась реальной именно потому, что период, предшествующий возникновению Казанской математической школы (1804 – 1812), характеризуется зарождением основных тенденций в математическом образовании университета – это приоритетность математического образования ; высокий уровень преподавания математических дисциплин; преемственность педагогической деятельности разных поколений представителей математической школы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!