СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ 8 КЛАССА

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам. Что же действительно нового должно прийти в школу вместе с внедрением нового стандарта.

Отвечая на этот вопрос, решила, что современное образование, если оно действительно претендует на статус современного, должно создать условия для формирования у выпускников таких универсальных учебных действий, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Одними из них, на мой взгляд, выступает информационные учебные действия. Почему?

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ 8 КЛАССА»

Правительство Свердловской области

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области

«Институт развития образования»

(ГБОУ ДПО «ИРО»)



Кафедра естественнонаучного и математического образования






ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ 8 КЛАССА


ОП «Развитие ключевых компетенций обучающихся в преподавании естественнонаучных дисциплин»




Кокшарова Наталья Анатольевна, учитель химии МБОУ СОШ № 2

МО город Алапаевск





ЕКАТЕРИНБУРГ, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3


1. Теоретические аспекты формирования информационной компетентности обучающихся…………………………………………………………………..….7


2. Разработка рабочей программы педагога курса химии 8 класса с учетом формирования информационной компетентности……………………..….….12


3.Оценка уровня сформированности информационной компетенции обучающихся ……………………………………………………………………21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

Литература……………………………………………………………………….26
















ВВЕДЕНИЕ

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений на первом месте стоит переход к новым образовательным стандартам. Что же действительно нового должно прийти в школу вместе с внедрением нового стандарта.

Отвечая на этот вопрос, решила, что современное образование, если оно действительно претендует на статус современного, должно создать условия для формирования у выпускников таких универсальных учебных действий, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Одними из них, на мой взгляд, выступает информационные учебные действия. Почему?

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную компетенцию.

Поэтому, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Сказанное, позволяет сделать акцент на важнейшей задаче современной системы образования, а именно формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Таким образом, можно сформулировать гипотезу: если спроектировать образовательный процесс обучения химии в 8 классе на основе приоритетной цели образования, то повысится уровень сформированности у учащихся информационных универсальных учебных действий.

Цель педагогического проекта является исследование организационно- педагогических условий по формированию информационной компетентности обучающихся в курсе преподавания химии 8 класса.

Данную цель можно реализовать через решение следующих задач:

  • изучение теоретических аспектов формирования информационной компетентности учащихся;

  • разработка рабочей программы педагога курса химии 8 класса с учетом развития у учащихся информационных учебных действий;

  • исследование уровня сформированности информационной компетентности.







1. Теоретические аспекты развития информационных универсальных учебных действий учащихся.

В основе предлагаемой технологии положено несколько оснований для классификации, связанных с особенностями информации и способах её переработки:

1. Количество источников информации, с которыми одновременно работает ребенок. В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующей компетенции это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов учитель может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написание реферата, обзора по какой-либо проблеме и т.п.

2. Объем предлагаемого материала. В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов (для учащихся начальной школы), количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т.п. Именно этот показатель позволяет учителю достаточно тонко дифференцировать информационную компетентность по количественным характеристикам.

3. Способ предъявления информации. Для учащихся информация может быть предложена в виде текста (причем это может быть текст из учебника или дополнительного источника), заранее отобранного учителем и содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой ученик должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т.п. Особо можно выделить аудио и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции. Для работы с учащимися основной школы можно рекомендовать в качестве способа предъявления информации не сам текст, а ссылку на него в виде списка литературы или адреса в Интернете. Возможно, такой способ предъявления информации уместен уже в работе и с учащимися 3-4 классов, демонстрирующих высокий уровень информационной компетенции. Не стоит забывать, что часть работы по поиску информации ученик может выполнить с помощью родителей, поскольку продвижение ребенка в зоне ближайшего развития напрямую связано с активной ролью взрослого, помогающего в освоении новых приемов и способов деятельности.

4. Сложность источника информации. Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию. Сложности первичной переработки, конечно, обусловленные сложностью структуры источника, основаниями и целью поиска, а также сложностью логических операций и степенью самостоятельности их выполнения. Увеличение сложности вопроса не происходит путем синхронного усложнения источников информации и заданий к ним. Если учащийся работает с простыми источниками информации, то он получает более сложное задание по извлечению и первичной систематизации информации или ее обработке. В случае если источники существенно усложняются, задания к ним могут оставаться на уровне сложности предыдущего уровня. Субъективно (из-за личного интереса или в силу предпочтения какой-то предметной области) одно задание может казаться учащемуся легче, чем другое.

5. Характер взаимоотношений источников информации. Данные взаимоотношения задаются формулировкой задания по первичной обработке и систематизации информации, содержащейся в источниках. По характеру взаимоотношений можно выделить:

-        совпадение информации, содержащейся в одном источнике, с информацией, которая содержится в другом источнике. Например, в задании представлена информация о Менделееве Д.И. из учебника. Второй источник содержит автобиографию этого же человека. Ученику дано задание составить рассказ о данном человеке. В этом случае информация о Менделееве Д.И. - человеке будет во многом идентична информации о нем.

-        подчинение одной информации другой (одна информация внутри другой). Например, ученику дан текст о химическом элементе, в котором содержится информация об истории открытия химического элемента. Дано задание рассказать об истории открытия химического элемента, ученик извлекает эту информацию из текста.

-        пересечение одной и другой информации (сведения имеют общую часть). Например, ученику дана информация о травах, растущих в степи, и о зонтичных растениях, растущих во всех природно-климатических зонах и в степи в частности. Ученику дано задание рассказать про зонтичные растения в степи. Он извлекает требуемую информацию и обрабатывает ее, учитывая, что не все зонтичные растения растут в степи и не все растения, растущие в степи, зонтичные.

-        противоречие одной и другой информации (одна информация исключает другую). Например, ученику представляются тексты, содержащие описания открытия закона сохранения массы веществ различными учеными, оба они рапортовали о своем открытии закона. Ученикам предлагается переработать представленную информацию и сделать вывод о причине и сути противоречия в оценках открытий закона. Ученик должен прийти к выводу о том, что в рамках избранных ими стратегий оба имели право считать результат открытия своей победой, и указать на противоречие, причина которого – разные стратегии, а суть противоречия – в оценке исхода.

-        противопоставление одной информации другой (поиск общего основания для двух сведений, которые несут в себе противоположную информацию, но не исчерпывают всего объема информации по вопросу). Например, отвечая на вопрос об открытии периодической системы многими химиками.

6. Тип информации, которая может быть прямой или косвенной. Прямая информация извлекается из источника без дополнительных рассуждений, а косвенная требует рассуждений. Ученику дается задание: «Изучи предложенный текст и ответь на вопрос: «Есть ли жизнь на планете Венера?» Если источник содержит прямую информацию, ребенок найдет ответ на вопрос в следующей форме: «На Венере нет жизни…». Если же источник содержит косвенную информацию, то она может выглядеть так: «Атмосфера Венеры состоит из углекислого газа».

7. Самым сложным, но при этом самым существенным в технологии, связанной с формирование информационной компетенции, является поэтапное усложнение деятельности учащихся по осмыслению, обработке и переработке информации.

7.1. особенности предполагаемого ответа учащегося

-        вопросы с кратким ответом,

-        вопросы с полуразвернутым структурированным ответом,

-        вопросы с развернутым неструктурированным ответом.

При ответе требуется дать краткий ответ: завершить незаконченное предложение, расчет или рисунок. Такого рода вопросы очень близки к заданиям закрытого типа. Их отличает только возможность выразить правильный ответ не слово в слово, а описательно, сохранив тот же смысл, поэтому сфера их применения совпадает со сферой применения заданий закрытого типа, они также применяются при оценке уровня освоения составляющих ключевых компетентностей.

Вопрос, требующие полуразвернутого структурированного ответа может быть использован для ответа на тестовые вопросы, в которых учащийся, в соответствии с требованиями к ним, выписывает причины тех или иных событий, критерии для сравнения предметов или животных, делает краткие выводы по результатам обработки предъявленной информации. В данном типе заданий источники и формулировка вопроса задают структуру ответа.

Наибольшую сложность для учащихся, но при этом и наибольшую ценность для формирования информационной компетенции представляют открытые с развернутым неструктурированным ответом или допускающим множественное решение задачи. В ответе ученик должен рассказать или написать связный текст, фиксируя результаты обработки предъявленной ему информации, или же выполнить очень детальный рисунок, или вычисление, каждое из которых может рассматриваться как единое целое. Такие вопросы, подразумевающие неструктурированный ответ, позволяют проверить, как ученик подбирает и организует идеи, соответствует ли избранный им стиль изложения и речевое оформление содержанию вопроса.

7.2. деятельность учащихся по обработке информации (предназначение, обращенность информации):

-   ученик воспроизводит и излагает информацию в соответствии с заданием (репродуктивное воспроизведение типа подчеркни, выпиши, найди и прочитай, обведи, перерисуй и т.п.),

-   ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения причинно-следственных отношений, порядка следования оснований,

-   ученик воспроизводит информацию, самостоятельно выделяет основания для сравнения или классификации и обосновывает предложенные им основания,

-   ученик представляет информацию в виде связного устного или письменного текста, объясняя логику выбора и ранжирования оснований,

-   ученик представляет информацию в виде связного устного или письменного текста, указывая на суть найденного самостоятельно противоречия,

-   ученик представляет в виде связного устного или письменного текста информацию, содержащую выводы, на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Этот уровень деятельности предполагает в качестве результата формулирование собственной аргументированной позиции с иллюстрацией собственного опыта или опыта своих товарищей,

-   ученик представляет в виде связного устного или письменного текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтвержденный собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации, причем предъявленной из другой ролевой позиции. Сложность этого уровня и вида деятельности связана с тем, что учащийся должен выйти за пределы наличной ситуации, перейти в надситуативную позицию и сформулировать выводы и рекомендации, например, с позиции родителя, специалиста в каком-либо вопросе, будущего жителя Земли и т.п. По сути, эти выводы и рекомендации учащийся формулирует для самого себя, благодаря чему педагог имеет реальный инструмент для формирования рефлексивной позиции. Именно поэтому высшим уровнем в работе с информацией мы считаем порождение новой собственной информации, но предназначенной для использования другими людьми.






















2. Разработка рабочей программы педагога курса химии 8 класса с учетом формирования информационной компетентности

 

Рассмотрено

На заседании МО учителей естественнонаучного цикла

Протокол №_____

От «____» ______ 201_ г

Председатель МО

Согласовано

На методическом совете

Протокол № _______

От «___»________201_года

Заместитель директора по УВР

Утверждено

Приказ № ______

От «____» ___________201_года

Директор МБОУ СОШ №2

_____________(_______)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОКШАРОВОЙ Н.А., УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ПО ХИМИИ ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 201_-201_ УЧЕБНЫЙ ГОД

АЛАПАЕВСК



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по химии для 8-10 классов общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Н.Е.Кузнецовой. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. Согласно действующему Базисному учебному  плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часов в неделю (базовый уровень).

Содержание данной программы имеет гуманистическую и химико – экологическую направленность и ориентацию на формирование информационной компетентности обучающихся. В нем отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познавании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Оно представлено тремя блоками знаний: о веществе, химической реакции и о прикладной химии (химической технологии и применении веществ), развиваемыми по спирали, отражающей повышение информационного уровня изучения и обобщения знаний. Информационная компетенция - умение владеть информационными технологиями, работать с информацией. В качестве источников информации я использую электронные средства, такие как, глобальные телекоммуникационные сети Интернет, электронные учебники, мультимедийные интерактивные курсы, различные электронные издания, компьютерные презентации и прочее, что является частью современного естественнонаучного образования.

Формирование и развитие информационных компетенций в преподавании химии происходит через следующие виды деятельности:

1. Владение способами работы с информацией:

- поиск в каталогах, поисковых системах,

- систематизация, анализ и отбор информации,

- преобразование информации

2. Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности

3. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

4. Преподавание с использованием информационных технологий;

5.Самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий, подобранных с целью формирования умений, составляющих информационную компетентность.

    Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно – молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются на атомно – молекулярном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и рассмотрению на ее основе периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ, а также сущности химических реакций. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия. Особое место в рабочей программе отводится формированию информационной компетентности.

 Главные цели основного общего образования состоят в:

1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;

4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.


Целями изучения химии в основной школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Данная программа реализуется в течении 1 года.

Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на разных этапах обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14—    15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить   эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,  доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др.

Результаты изучения химии в 8 классе

Деятельность в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;

2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения программы по химии являются:

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

5) использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения программы по химии являются:

1. В познавательной сфере: давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,    соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение,    генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции), описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников; моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов, строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере: анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3.В трудовой сфере: проводить химический эксперимент.

4.В сфере безопасности жизнедеятельности:оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

8 КЛАСС

Введение

Предмет химии. Основные понятия и теории химии.

Техника безопасности на уроках химии. Знакомство с химическим оборудованием.

Практическая работа

Правила обращения с химическим оборудованием

I. Химические элементы и вещества

Физические и химические явления.

Атомы. Молекулы. Химические элементы.

Простые и сложные вещества. Состав веществ. Химические формулы.

Атомно-молекулярное учение в химии.

Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элементов в веществах.

Что показывают химический знак и химическая формула.

Система химических элементов Д.И.Менделеева.

Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по валентности.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Лабораторный опыт

Описание физических свойств веществ.

II. Химические реакции

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.

Расчеты по химическим уравнениям.

Типы химических реакций.

Методы химии.

Лабораторные  опыты

Признаки протекания химических реакций

Знакомство с химическими реакциями различных типов

III. Вещества в природе и технике

Чистые вещества и смеси.

Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.

Лабораторный опыт

Разделение смеси железных опилок и порошка серы

Практические работы

Очистка загрязненных веществ.

Приготовление раствора заданной концентрации.

IV. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

Законы Гей-Люссака и Авогадро.

Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород. Получение кислорода. Катализаторы.

Химические свойства и применение кислорода.

V. Основные классы неорганических соединений

Оксиды.

Основания.

Кислоты.

Соли.

Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Лабораторные  опыты

Химические свойства оксидов.

Химические свойства кислот.

Химические свойства щелочей.

Химические свойства нерастворимых оснований.

Амфотерность гидроксидов.

Химические свойства солей.

Практическая работа

Изучение химических свойств веществ.

VI. Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева

Состав атомов. Изотопы.

Состояние электронов в атоме.

Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Периодическая система в свете теории строения атома.

Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома

VII. Строение вещества

Химическая связь. Ковалентная связь.

Полярные и неполярные связи.

Ионная связь.

Степень окисления.

Кристаллическое состояние вещества.

VIII. Химические реакции в свете электронной теории – 1 час

Окислительно-восстановительные реакции.

IX. Водород

Водород, его получение и свойства.

Вода и ее свойства.Практическая работа

Получение водорода и изучение его свойств.

X. Галогены

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Галогены- простые вещества.

Хлороводород  и соляная кислота.

Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

Вид контроля



к/р

п/р

Уровни формирования информационной компетентности

Введение

2


1


Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

40



Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения

11

1


Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания. Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием. Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований.

Тема 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии.

6

1


Тема 3. Методы изучения химии.

2




Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике.

4


2

Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

7

1

1

Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием.

Тема 6. Основные классы неорганических соединений.

10

1

1

Раздел 2. Вещества и химические реакции в свете электронной теории.

23




Тема 7. Строение атома.

3



Тема8. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

4



Ученик представляет информацию в виде связного текста (где возможно),объясняя логику выбора и ранжирования оснований. Объем текста 150-180 слов. Ученик извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует ее в рамках сложной заданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию.

Тема 9. Строение вещества.

6

1


Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории

2




Тема 11. Водород и его важнейшие соединения.

4


1


Тема 12. Галогены.

3




Тема 13. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов.

2

1



Учебно-тематический план.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Литература для учителя.

  2. Кузнецова Н.Е. формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя.- М.: Просвещение,1989.

  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие,-СПб.: Образование.1998.

  4. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 1993.-№3.

  5. Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия, система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы.-М.: вентана-Граф,2003

  6. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптивно-развивающих диалогов, Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы.- М.: Вентана-Граф,2001.

  7. Зуева М.В., Гара Н.Н.новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2002

Оборудование и приборы.

  1. Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.

  2. Комплект наборов «микролаборатория»

  3. Комплект таблиц по химии для основной школы.

  4. Химическая посуда, оборудование, химические реактивы  (в соответствии с программой основной школы по химии)

  5. Комплект шаростержневых моделей.

  6. Список литературы для обучающихся.

  7. Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2008.

  8. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. задачник по химии, 8 кл.- М.: Вентана-Граф, 2008  



3.Оценка уровня сформированности информационной компетенции учащихся

Для конструирования диагностических и формирующих заданий по информационной компетенции опиралась на разработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В., Смирновой И.В.[1] Авторы подчеркивают, что «оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не может осуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверку компетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельные аспекты компетентностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытых вопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целом заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа».


Уровни

Объект деятельности

(источник информации)

Деятельность по извлечению и первичной систематизации искомой информации

Деятельность по обработке искомой информации

 1

Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы.

Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию.

Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания.

 2

Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам).

Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям.

Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием.

 3

Один источник, сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам).

Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное - второстепенное).

Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований.

Два источника, сложных, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую.

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием.

Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания.

Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую.

Ученик самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию.

Ученик представляет информацию в виде связного текста (где возможно),объясняя логику выбора и ранжирования оснований.

Объем текста 150-180 слов.

 6

Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых заключена противоречивая информация.

Ученик извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует ее в рамках сложной заданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия.

Ученик представляет информацию в виде связного текста (где возможно),указывая на суть противоречия

Объем текста 150-180 слов.

 7

Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой.

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/ предписанной сложной структуры.

Ученик представляет в виде связного текста информацию, содержащую выводы, на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации.

Объем текста 180-200 слов.

 8

Два и более источников, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой.

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию.

Ученик представляет в виде связного текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтвержденный собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации.

Объем текста 180-200 слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системно - деятельностный подход в обучении химии я понимаю, как создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. В условиях современной жизни, возрастающий объем информации и сокращение часов на изучение предмета требуют, чтобы мы, учителя подготовили учащихся, умеющих работать с информацией, самостоятельно добывать знания, выделять основное, быстро ориентироваться в конкретной ситуации. Считаю, что сделать эффективный учебный труд необходимым и радостным для каждого ребенка можно, только встав на позиции педагогики сотрудничества, при которой учитель и ученик трудятся вместе, ради достижения общей цели.

В школе созданы благоприятные условия для осуществления поставленных целей и задач моей профессиональной деятельности. Имеется учебный кабинет, обеспечивающий организацию и проведение всех видов деятельности учащихся. Материально-техническая база учебного кабинета соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Информационное обеспечение: компьютер на рабочем столе учителя, интерактивная доска, колонки, мультимедийный проектор, принтер, медиатека, выход в сеть Интернет.

Образовательную деятельность по предмету осуществляю на основе государственного стандарта, типовой учебной программы по предмету. Таким образом, процесс обучения химии в 8 классе спроектирован образовательный на основе приоритетной цели образования и организационно - педагогические условия соответствуют формированию информационной компетентности обучающихся.

 Список литературы

[1] Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006

[2] Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006

В науке до сих пор нет однозначного понимания термина «компетентность», «компетенции», хотя компетентностный подход широко распространен в системе образования.

Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, признанием, познанием, опытом. Соответственно, компетентный – осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе. Словарь иностранных слов подчеркивает, что компетентность – это обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, а компетенция – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Есть и такое распределение смыслов в данных понятиях: компетенции – это прописанное на бумаге и потенциально предложенное к освоению личностью, а смысловое поле компетентности определяется актуально освоенным и готовым к применению данной личностью. Компетентность является личностным, освоенным в процессе деятельности, качеством человека, которое может проявляться только в процессе деятельности.

Считаю, что компетентность – это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен.

Компетентностный подход «выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей…». Целью компетентностного подхода является качество образования, особенностью компетентного обучения является усвоение не «готового знания», а организация учебного процесса, в котором исследовались бы условия происхождения и становления данного знания. Результатом обучения, как отмечено в Стратегии модернизации образования, должен стать набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!