Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска Тамбовской области
УТВЕРЖДЕН
приказом МБОУ СОШ №19
от 31.08.2017 года № 124
Директор ______________Е.В.Солончёва
РАССМОТРЕН
на заседании
методического совета
Протокол №1от 31.08.2017г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ – БУДУЩЕЕ НАУКОГРАДА»
Разработчик:
Шелковникова Светлана Валерьевна, учитель истории и обществознания
г. Мичуринск - 2017
Паспорт проекта
Наименование образовательной организации | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Мичуринска Тамбовской области |
Наименование программы по работе с одаренными детьми | Педагогический проект «Одарённые дети-будущее Наукограда» |
Разработчики проекта | Учитель истории и обществознания Шелковникова Светлана Валерьевна |
Исполнители проекта | Учителя - предметники |
Адресная аудитория | Обучающиеся 7-17лет |
Цель проекта | Стратегическая цель проекта – создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей с целью формирования компетентной личности, способной к самоопределению в обществе. Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель – создание инновационного образовательного пространства школы для реализации индивидуальной образовательной стратегии одарённых детей. Развивающая цель – развитие способностей одарённых детей к включению в значимую деятельность в зависимости от реальных потребностей города, региона, страны и самой личности. |
Задачи проекта | создание благоприятных условий для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одарённых детей; развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков, развитие интуиции и ускорение процесса перехода от обучения к самообучению – наивысшей ступени образовательного процесса; отбор наиболее смекалистых, изобретательных, одарённых учеников, правильно и логически мыслящих и обладающих высоким уровнем системного мышления, умеющих находить оптимальные и верные решения, способных к индивидуальному соревнованию; профессиональная ориентация участников различных конкурсов и олимпиад и развитие интереса к своей будущей профессии; пропаганда необходимости получения качественных знаний для реализации личностных планов и потребностей общества в высококвалифицированных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда; организация поддержки и социальной защиты одарённых детей; организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одарённых детей |
Приоритетные направления проекта/аннотация проекта | Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, конструирование индивидуальной траектории обучения, развития и профессионального самоопределения личности школьника в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения |
Этапы и сроки реализации проекта | Программа рассчитана на 5 лет |
Ожидаемые результаты реализации проекта | создание системы работы с одарёнными детьми; увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью; изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «знание»; увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одарёнными детьми; расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся; создание условий по педагогической поддержке одарённых детей в течение всего обучения в школе; разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одарёнными детьми; выявление проблем по различным аспектам работы с одарёнными детьми; организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одаренных детей; вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность; увеличение количества обучающихся, принимающих участие в деятельности школьного научного общества; увеличение количества учащихся, принимающих результативное участие в различных конкурсах и олимпиадах как муниципального, так регионального и всероссийского уровня; сформированность у выпускников ключевых компетенций, таких как информационная, социальная, коммуникативная и учебно-познавательная; распространение и обобщение опыта работы по проекту |
Содержание проекта
№ п/п | Наименование раздела проекта | Стр. |
1 | Аннотация проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» | 7 |
2 | Актуальность проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» | 9 |
3 | Этапы осуществления проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» | 13 |
4 | Календарный план реализации проекта «Одарённые дети-будущее Наукограда» | 21 |
5 | Практическая значимость проекта | 28 |
Аннотация проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда»
Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как творческой личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. В контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из пяти приоритетов выделена работа с одарёнными детьми. Таким образом, тема проекта очень актуальна и востребована в наши дни. В общеобразовательных учреждениях г. Мичуринска созданы достаточные условия, благодаря которым педагоги имеют возможность вести успешную работу, направленную на своевременное выявление талантливых детей и совершенствование их способностей. Как известно, наш город Мичуринск - Наукоград нуждается в будущих грамотных специалистах, которые сегодня проходят обучение за ученической партой. Сегодняшние одарённые дети завтра составят интеллектуально-творческую базу развития Наукограда. Таким образом, и школа, и наш город, и современное общество заинтересованы в успешной реализации намеченного проекта.
Данный педагогический проект долговременный, рассчитан на пять лет осуществления и состоит из четырёх этапов:
1)диагностический (2017-2018 учебный год). На этом этапе осуществляется работа по выявлению одарённых детей, проводится их психолого-педагогическая диагностика, создаётся банк данных одарённых детей школы;
2) аналитический (2018-2019 учебный год). На этом этапе осуществляется выявление форм и методов организации работы с одарёнными детьми с учётом трёх ступеней обучения, осуществляется формирование их ключевых компетенций.
3) организационно – деятельностный (2019-2020 учебный год). Именно на этом этапе осуществляется целенаправленная работа с одарёнными детьми, планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научного общества «Поиск». Разрабатывается и осуществляется система предпрофильного и профильного обучения на старшей ступени обучения (9-11кл.). Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей;
4) завершающий (2020-2021 учебный год) – подведение итогов осуществления проекта, мониторинги исследования.
Ожидаемые результаты осуществления проекта следующие: создание системы работы с одарёнными детьми, увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью, увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одарёнными детьми, расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся, создание условий по педагогической поддержке одарённых детей, разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одарёнными детьми, организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одаренных детей, вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, увеличение количества учащихся, принимающих участие в деятельности школьного научного общества «Поиск», принимающих результативное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, сформированность у выпускников ключевых компетенций, распространение и обобщение опыта работы по проекту.
Работа над осуществлением педагогического проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» должна осуществляться в сотрудничестве с различными общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями г. Мичуринска. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении, что позволит достичь хороших результатов в развитии компетентной личности выпускника школы, способной найти себя в современном обществе.
Актуальность проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда»
Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как творческой личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» – тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа.
В контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из пяти приоритетов выделена работа с одарёнными детьми. Буквально это звучит так: «Разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности». Работа по основным принципам программы «Наша новая школа» позволяет:
расширить горизонты участия обучающихся и педагогов в различных конкурсах научно-творческого характера;
выявлять одарённых детей, имеющих способности естественно-математического и гуманитарного профиля;
качественно подготовить потенциальных специалистов, конкурентноспособных в современном обществе;
повысить методико-педагогическое мастерство учителя, необходимое для работы с одарёнными детьми
Таким образом, тема данного проекта очень актуальна и востребована в наши дни. В общеобразовательных учреждениях г. Мичуринска созданы достаточные условия, благодаря которым педагоги имеют возможность вести успешную работу, направленную на своевременное выявление талантливых детей и совершенствование их способностей. Как известно, наш город Мичуринск - Наукоград нуждается в будущих грамотных специалистах, которые сегодня проходят обучение за ученической партой. Сегодняшние одарённые дети завтра составят интеллектуально-творческую базу развития Наукограда. Таким образом, и школа, и наш город и современное общество заинтересованы в успешной реализации намеченного проекта.
В условиях демографического кризиса, социально-экономической нестабильности общества особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей. В то же время установка на массовое образование вступает в противоречие с данной тенденцией, поскольку поиск и развитие одаренных детей требует специальных методик.
Другим недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое время для всех учащихся на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые методики ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. А так же слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов, влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе. Это и низкая учебная мотивация одарённых школьников, и учение ниже своих способностей, пассивность учащихся и результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одарённых детей, ослабленность научно-методической поддержки педагогов в работе с данной категорией учащихся.
Педагоги понимают, как нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
Данный проект предусматривает решение обозначенных проблем через создание системы работы с одарёнными детьми, объединение усилий различных социальных институтов (детские школы искусств, спортивные школы, высшие учебные заведения) по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей.
Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одарённых детей. И теперь от вопросов: «Чему учить?» и «Как учить?» мы переходим к поиску ответа: «Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребенка?»
Цели и задачи проекта
«Гений падает с неба…» – это цитата Дидро. Но у нее есть продолжение «… и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо». Так вот каковы условия этого дворца, как правильно создать их – это и есть задача данного проекта.
Стратегическая цель проекта – создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей с целью формирования компетентной личности, способной к самоопределению в обществе.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель – создание инновационного образовательного пространства школы для реализации индивидуальной образовательной стратегии одарённых детей.
Развивающая цель – развитие способностей одарённых детей к включению в значимую деятельность в зависимости от реальных потребностей города, региона, страны и самой личности.
Задачи проекта:
конструирование индивидуальной траектории обучения, развития и профессионального самоопределения личности школьника в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения;
создание благоприятных условий для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одарённых детей;
развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков, развитие интуиции и ускорение процесса перехода от обучения к самообучению – наивысшей ступени образовательного процесса;
отбор наиболее смекалистых, изобретательных, одарённых учеников, правильно и логически мыслящих и обладающих высоким уровнем системного мышления, умеющих находить оптимальные и верные решения, способных к индивидуальному соревнованию;
профессиональная ориентация участников различных конкурсов и олимпиад и развитие интереса к своей будущей профессии;
пропаганда необходимости получения качественных знаний для реализации личностных планов и потребностей общества в высококвалифицированных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда;
организация поддержки и социальной защиты одарённых детей;
организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одарённых детей.
Этапы осуществления проекта
«Одарённые дети – будущее Наукограда»
Данный педагогический проект долговременный, рассчитан на пять лет осуществления и состоит из четырёх этапов.
I этап – диагностический (2017-2018 учебный год)
На этом этапе осуществляется работа по выявлению одарённых детей, проводится их психолого-педагогическая диагностика.
При выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Для этого используются следующие методы:
наблюдение за деятельностью обучающихся на уроке;
тестирование;
анкетирование;
результативность участия в классных, а затем школьных олимпиадах и конкурсах;
успешность участия в викторинах знатоков в различных предметных областях.
Результатом работы на этом этапе является создание банка данных одарённых детей школы.
II этап – аналитический (2018-2019 учебный год)
На этом этапе осуществляется выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми с учётом трёх ступеней обучения.
1 ступень (1-4-й класс) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
2 ступень (5-8-й класс) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одарёнными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одарёнными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы:
«мозговой штурм»;
ролевой тренинг;
научно-практическая работа;
творческий зачет;
проектное задание;
деловая или ролевая игра.
3 ступень (9-11-й класс) – старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация системы образования с формирования системы ЗУН к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного пространства.
Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе:
выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы);
формирование ключевых компетенций старшеклассников.
Методы формирования информационной компетенции:
работа с различными источниками информации;
использование метода проектов;
использование ресурсов сети Интернет.
Методы формирования социальной компетенции:
использование деятельностного подхода в обучении через проведение уроков – практикумов, деловых игр, семинаров, конференций;
участие в социально-значимых проектах (День открытых дверей, День пожилого человека, День матери);
профориентационная деятельность.
Методы формирования коммуникативной компетенции:
участие в научно-практических конференциях;
участие в дебатах;
участие в организации и проведении предметных недель.
Методы формирования учебно-познавательной компетенции:
Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:
осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;
формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;
доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;
общий вывод, в котором выявляются новые стороны познаваемого объекта или явления.
Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований
Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие эффективное. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов.
Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, презентация и т.д. Важно, что проектное обучение является по своей сути личностно - ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
Необходимыми отличительными признаками кейс-технологии являются: наличие специально подготовленных обучающих материалов, включающих представленное в письменном виде описание кейса (конкретной жизненной ситуации); технология работы с данными материалами, предусматривающая:
самостоятельное изучение и обсуждение кейса обучающимися;
совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя.
Главное в применении кейс-метода – не столько результат разрешения предлагаемой для анализа проблемы, сколько сам процесс поиска решения. Традиционное понимание кейс-метода исходит из принципа: «движение к истине важней, чем сама истина». Поэтому для кейсов обычно выбираются ситуации, заведомо не имеющие однозначного (единственно верного) решения. Кейс-технология носит интерактивный характер: вырабатываемые идеи и предлагаемые для анализируемой ситуации решения являются результатом совместных усилий группы.
Результатом II этапа является разработанная система работы с одарёнными детьми на разных ступенях обучения (1-11 класс)
III этап - организационно – деятельностный (2019-2020 учебный год)
Именно на этом этапе осуществляется целенаправленная работа с одарёнными детьми, планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научного общества «Поиск. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
Направления в работе с одарёнными детьми в рамках осуществления проекта
Организации предпрофильного обучения учеников 9-х классов через разработку элективных курсов, направленных на осознанный выбор профиля обучения в 10 классе
Организация профильных классов (10-11-х) Обучение в профильных группах по особой программе при увеличенном объёме часов даёт положительные результаты на выпускных экзаменах, в том числе в форме ЕГЭ, а также способствует определению обучающимися дальнейшего выбора высшего учебного заведения соответствующего профиля.
Предлагаемые профили обучения в МБОУ СОШ №19 г. Мичуринска:
информационно-технологический (углублённое изучение математики, физики, информатики);
социально-экономический (углублённое изучение истории, обществознания, экономики, права);
естественнонаучный (углубленное изучение химии и биологии)
Подготовка обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников и в конкурсах различного уровня.
Индивидуальные и групповые занятия по программе, опережающей школьную программу. Большое внимание уделяется самостоятельной подготовке дома по специальному плану при постоянных консультациях и промежуточном контроле учителя. Составляется карта продвижения на каждого обучающегося.
Что знает | Что требует повторения | Что требует дополнительной самостоятельной подготовки | Что требует консультации учителя |
| | | |
Выполнение отдельных городских и областных олимпиадных заданий со сравнением полученных результатов с результатами победителей и призеров этих олимпиад в прошлые годы (какое место занял бы я на этих олимпиадах?)
Одарённые ребята 9 – 11 классов помогают в проведении школьных олимпиад, проверке и разборе решений олимпиадных заданий, самостоятельно составляют олимпиадные задания для младших школьников, проводят с учениками младших классов отдельные групповые и индивидуальные занятия, передавая свои знания и опыт будущим олимпийцам.
Разработка системы поощрения одарённых учеников, победителей региональных и Всероссийских олимпиад и конкурсов
Организация Школы для родителей с целью проведения практикумов по преодоления трудностей в процессе воспитания и развития одарённых детей. Планируется разработка и издание методических пособий по воспитанию одаренных детей для родителей, проведение цикла лекций с привлечением школьного психолога.
Результат III этапа – повышение качества знаний в классах, работающих по программе, увеличение количества участников и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, увеличение количества обучающихся, принимающих участие в деятельности школьного научного общества «Поиск»
IV этап – завершающий (2020-2021 учебный год)
Показатели и индикаторы результативности работы над проектом
В ходе выполнения проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда»
будут проводиться исследования в три этапа (начало, середина, окончание) по следующим направлениям:
Психологические исследования (проводит школьный психолог):
изучение мотивации одарённых учащихся;
изучение самооценки учащихся;
исследование уровня развития учебной деятельности учащихся;
исследование развитости ученика (показатель умственного развития);
изучение характера общения учащихся (социальный статус в коллективе);
исследование уровня отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»;
исследование индивидуальных особенностей обучающихся;
изучение качеств личности воспитанников, определение уровня воспитанности.
Внутришкольный контроль:
изучение качества знаний школьников;
изучение результативности сдачи ЕГЭ;
мониторинг конкурсной активности учащихся школы.
Календарный план реализации проекта
«Одарённые дети – будущее Наукограда»
Направление деятельности | Сроки реализации | Планируемый результат |
Психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на выявление одарённых детей | В течение 2017-2018 учебного года | Создание банка одарённых детей |
Организация школы для родителей одарённых детей | В течение 2017-2018 учебного года | Оказание помощи родителям в воспитании и развитии одарённого ребёнка через систему практикумов и лекций |
Участие в школьных олимпиадах | В течение 2017-2018 учебного года | Формирование команды школы для участия в муниципальных олимпиадах |
Участие в школьных предметных неделях | В течение 2017-2018 учебного года | Максимальный охват учащихся, развитие интереса к различным учебным предметам |
Вступление учащихся 1-4 классов в школьное научное общество «Поиск» | В течение 2017-2018 учебного года | Привлечение обучающихся к работе в ШНО |
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников в рамках ШНО «Поиск» | В течение 2017-2018 учебного года | Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности |
Проведение семинара «Как правильно оформить научно-исследовательскую работу, составить отчёт по опытно-экспериментальной разработке» | В течение 2017-2018 учебного года | Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности |
Проведение семинара «Как сделать презентацию проекта» | В течение 2017-2018 учебного года | Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности |
Участие в школьной научно-практической конференции «По дороге открытий» | В течение 2017-20178 учебного года | Максимальное привлечение школьников к проектно-исследовательской деятельности |
Мониторинг успешности одарённых детей по итогам учебного года | Май ежегодно | Оценка успешности одарённых детей, корректировка проекта |
Психологические исследования промежуточных итогов работы по осуществлению проекта | В течение года ежегодно | Оценка успешности реализации проекта, возможная корректировка |
Изучение качества знаний, итогов сдачи ЕГЭ в 11-х классах и ОГЭ в 9 классах по различным предметам | Июнь Ежегодно | Оценка успешности реализации проекта, возможная корректировка |
Участие в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Ежегодно | Организация индивидуальной работы с одарёнными учащимися для выхода на призовые места в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников |
Участие в региональном конкурсе исследовательских работ « Моя земля, мои земляки»» | Ежегодно | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на муниципальном и региональном уровне |
Участие в региональной научно-практической конференции «Путь в науку» | Ежегодно | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на муниципальном и региональном уровне |
Участие в региональной научно-практической конференции «Грани творчества» | Ежегодно | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на муниципальном и региональном уровне |
Участие в региональной конференции «Первые шаги в науку» | Ежегодно | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на региональном уровне |
Участие в конкурсе «Большие вызовы» | Ежегодно | Подготовка и презентация научно-исследовательских работ на региональном уровне |
Участие в играх регионального клуба интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» | 2018-2019 учебный год | Привлечение одарённых учащихся к участию в интеллектуальных играх |
Участие в межрегиональном фестивале одарённых детей «Новая цивилизация» | 2018-2019 учебный год | Привлечение одарённых учащихся к участию в интеллектуальных играх |
Организации предпрофильного обучения учеников 9-х классов через разработку элективных курсов, направленных на осознанный выбор профиля обучения в 10 классе | Ежегодно | Максимальный охват обучающихся 9-х классов предпрофильной подготовкой |
Организация профильных классов (10-11-х) | Ежегодно | Успешное обучение одарённых детей в профильных классах с целью правильного выбора будущей профессии |
Участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» | 2018-2019 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие в дистанционных олимпиадах, международных дистанционных конкурсах ЦТИ Snail | 2018-2019 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» | 2018-2019 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие во всероссийской дистанционной олимпиаде школьников «Эрудит» (6-9 кл.) | 2018-2021 учебный год | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок. Языкознание для всех» | Ежегодно | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по русскому языку |
Участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру» | Ежегодно | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по математике |
Участие во Всероссийской олимпиаде «Паруса надежды» | Ежегодно | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по математике |
Участие в интеллектуально-творческом конкурсе «Муравей» | Ежегодно | Максимальный охват учащихся начальных классов выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие в Международных молодёжных предметных чемпионатах | Ежегодно | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по различным предметам |
Участие во Всероссийском конкурсе «Инфознайка» | Ежегодно | Максимальный охват учащихся выполнением заданий повышенной трудности по информатике |
Анализ реализации проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» | Июнь 2021г. | Подведение итогов выполнения проекта |
Ожидаемые результаты осуществления проекта
Создание системы работы с одарёнными детьми.
Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «знание».
Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одарёнными детьми.
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.
Создание условий по педагогической поддержке одарённых детей в течение всего обучения в школе.
Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одарёнными детьми.
Выявление проблем по различным аспектам работы с одарёнными детьми.
Организация педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания одаренных детей.
Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в деятельности школьного научного общества.
Увеличение количества учащихся, принимающих результативное участие в различных конкурсах и олимпиадах как муниципального, так регионального и всероссийского уровня.
Сформированность у выпускников ключевых компетенций, таких как информационная, социальная, коммуникативная и учебно-познавательная.
Распространение и обобщение опыта работы по проекту.
Практическая значимость проекта:
Работа над осуществлением педагогического проекта «Одарённые дети – будущее Наукограда» должна осуществляться в сотрудничестве с различными общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями МичГАу и ТГУ имени Г.Р. Державина. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении, что позволит достичь хороших результатов в развитии компетентной личности выпускника школы, способной найти себя в современном обществе.
Методы и формы работы, предложенные в проекте, могут быть использованы педагогами различных предметов для организации системы работы с одарёнными детьми, а также для организации результативной подготовки к различным творческим конкурсам и олимпиадам.
Данный проект был представлен на Всероссийском конкурсе педагогов «Образовательный потенциал России» и руководитель проекта стал лауреатом I степени в номинации «Одарённые дети».
29