СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»








Педагогический проект


«Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность»


Автор: Лешукова

Любовь Анатольевна

Учитель биологии

Высшей квалификационной категории




ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Алгоритм создания проекта

Проект

Постановка проблемы

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Тема

Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность

Автор проекта

Лешукова Любовь Анатольевна

Цель проекта

Повысить уровень познавательной активности учащихся , через организацию проектной и исследовательской деятельности.

Методические задачи

  изучение теоретического материала о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение проектных и исследовательских технологий;

  изучать и анализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

  провести диагностику среди учащихся на выявление уровня заинтересованности, мотивации к занятиям;

  выявить пути активности самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время;

   разработать систему творческих заданий повышающих уровень мотивации;

   разработать комплект мини-проектов биолого-экологического направления.

  осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений;

  учить учащихся проведению учебных исследований и проектов;

  развивать коммуникативные способности в современной деятельности.

Направление проекта

Педагогический

Сроки

проведения проекта

2019– 2020 учебный год

Место проведения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»

Участники проекта

Учащиеся 7-9 классы

Ресурсы и источники

Книги, журналы, учебники, интернет-ресурсы

Содержание и механизмы реализации:

-подготовительный этап

- основной этап

- заключительный этап

- Подбор и изучение литературы, статей интернета, обсуждение проблемы с коллегами в интернет-сообществах.

- Разработка проектов, внедрение в практику инновационного опыта коллег.

- Подведение итогов работы.

Систематизация материала

Творческий отчёт

Анализ результатов.

Этапы проекта

I этап: Информационно-подготовительный (сентябрь)

II этап: Внедренческий (реализация проекта)(октябрь-март)

III этап: Аналитический (итоговый)(апрель-май)

Подведение итогов, анализ работы по проекту

Выступление на ШМО и РМО.

Проведение открытого занятия.

Выпуск сборника проектов и исследовательских работ учащихся.

Предполагаемый результат

Повышение качества знаний, положительная динамика формирования учебной деятельности обучающихся.

Развитие познавательного интереса учащихся.

Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

Воспитание самостоятельной творчески мыслящей личности.

Перспективы проекта

Развитие исследовательской и проектной деятельности

Вид проекта

Педагогический

Ведущая идея инновационного проекта

Сочетание традиционных и современных подходов к обучению позволит повышать уровень мотивации у учащихся и создавать условия для успешного обучения. 

Программно – техническое обеспечение

компьютер

мультимедиапроектор

средства телекоммуникации (выход в Интернет)

Образовательные области, в рамках которых проводится проект

Биолого-экологическое направление 

 




Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и

я забуду, покажи мне, и я запомню, дай

мне действовать самому, и я научусь».


Введение

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

У Сухомлинского В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность- это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний. Он может свободно получить их из других доступных источников (интернет, телевидение, СМИ). Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство учащихся из социально неблагополучных семей, учащиеся не уверены в возможности продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке учащиеся проявляют интеллектуальную пассивность. При сложившихся обстоятельствах возникли вопросы: Как заинтересовать ученика учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?

Причины появления проблемы

  • трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися;

  • не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей профессии;

  • слабая поддержка семьи.



Актуальность проекта

Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Доказано, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития познавательной активности  является актуальной, так как данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.

Цель работы: Повысить уровень познавательной активности учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности.

Гипотеза и цель проекта позволяют сформулировать задачи проекта.


  • Изучить теоретический материал о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение проектных и исследовательских технологий.

  • Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей учащихся.

  • Определить пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся.

  • Выявить пути активности самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

  • Развивать коммуникативные способности в современной деятельности.

  • Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Объект проекта: повышение познавательной активности школьников на уроках биологии.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности учащихся на уроках биологии через применение проектно-исследовательской деятельности

Гипотеза проекта:

Предполагаю, что через использование проектной и исследовательской деятельности произойдёт формирование и развитие личностных качеств учащихся.


Практическая значимость метода, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

  • Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует развитию основных функций учащихся, освоению им необходимых типов деятельности;

  • Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.


Ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Материально-технические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности.


К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Инициатива учащихся при разработке проекта.

2. Значимость проекта для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

3. Исследовательский характер работы (т.е. моделирование работы в лаборатории (уголок живой природы) или др.).

4. Педагогическая значимость проекта (т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия).

5. Предварительное планирование, конструирование проекта, но в то же время гибкость и возможность изменения в ходе выполнения.

6. Реалистичность проекта, ориентирование на имеющиеся у ОУ и родителей ресурсы.

7. Личностное отношение участников к поставленной в проекте проблеме.

Тем не менее, проектирование невозможно без организационной и культурной позиции педагога. Только совместная проектная деятельность педагога и учащихся может привести к реально разворачиваемому образовательному проекту.

Реализация проектной деятельности предполагает специальную подготовку, как педагога, так и учащихся.


От педагога требуется:

  • умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

  • владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  • педагог владеет профессиональными качествами:

- искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

- информационной грамотностью (ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями);

- методикой интеграции знаний из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.


От обучающихся требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов решения);

  • владение компьютерной грамотностью для проведения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиа техникой (по необходимости);

  • владение коммуникативными навыками;

  • умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.


Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы.


Содержание деятельности по реализации проекта.


Этапы работы над проектом

Этап

Содержание деятельности

Сроки

I этап: Информационно-подготовительный

Подбор и изучение литературы, статей интернета, обсуждение проблемы с коллегами в интернет-сообществах.

сентябрь

II этап: Внедренческий (реализация проекта)


Разработка проектов, внедрение в практику инновационного опыта коллег

октябрь-март

III этап: Аналитический (итоговый)


Подведение итогов работы

Систематизация материала

Творческий отчёт

апрель-май



План реализации проекта

Этапы

Задачи

Сроки

Индикаторы достижения результата

Форма представления результата

Подготовительный

Обработать теоретические материалы по теме проекта.

сентябрь

Наличие проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта.

Папка проекта, таблица плана

Определить цели и задач

сентябрь

Составить план реализации проекта

сентябрь

Доклад

Представить проект на ШМО школы.

сентябрь

Реализация проекта

Провести анкетирование на уровень познавательной деятельности на уроках биологии у учащихся.

октябрь

Проведение анкет.

Диаграмма.

Использовать различные методы и формы, повышающие познавательную деятельность на уроках биологии.

октябрь-март

Проведение уроков с применением различных современных технологий

Папка разработок уроков с приложение электронного варианта.

Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня.

октябрь-ноябрь

Участие в олимпиадах.

Приказы по итогам олимпиад.

Проведение викторин

Октябрь-март

Участие в общешкольных мероприятиях.

Таблица с ответами учащихся.

Участвовать в районных, областных, всероссийских конкурсах с биолого-экологической направленностью

октябрь-март

Участие в конкурсах.

Приказы по итогам конкурсов.

Участие в конференции исследовательских работ

февраль

Участие в конференции исследовательских работ в области биологии.

Папка исследовательских работ учащихся.

Открытый урок-проект по биологии

март

Проведение открытого урока-проекта

Открытый урок

Итоговый

Создание банка проектов, исследовательских работ учащихся и банка разработок уроков с использованием проектно-исследовательской деятельности

апрель

Создание банка данных

Банк проектов, исследовательских работ учащихся и банк разработок уроков с использованием проектно-исследовательской деятельности

Повторно провести анкетирование на уровень мотивации к биологии у учащихся.

Апрель

Проведение анкет.

Диаграмма.

Провести анализ проделанной работы. Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы»

Апрель

Наличие анализа работы по проекту

Анализ в печатном виде.

Представить результаты на ШМО и

Май

Представленные результаты на РМО.

Доклад.



Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Освоение проектной технологии.

  • Повышение качества знаний, положительная динамика формирования учебной деятельности учащихся.

  • Развитие познавательного интереса учащихся.

  • Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

  • Воспитание самостоятельной творческой личности.


Конечный продукт:
  1. Повышение познавательной деятельности у учащихся.
  2. Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность
  3. Наличие исследовательских работ учащихся.
  4. Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии.

  5. Устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  1. Увеличилась мотивация к обучению у 50 % учащихся.

  2. Повысилось количество учащихся в конкурсах различного уровня.

  3. Увеличилось оснащение учителя методической литературой.


Прогноз возможных трудностей и их коррекция:

  • Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование учащихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.

  • Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у учащихся критического отношения к получаемой информации.

  • Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.

  • Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.




Список использованной литературы


1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36

2. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 93 с.

3. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001

6. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.

7. Организация проектной деятельности в современной школе: сборник научно-методических трудов / под ред. В.Л. Пестеревой; ПГПУ. – Пермь, 2006.


Инернет -ресурсы

      1. http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/10/03/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost

      2. http://festival.1september.ru/articles/584769/

      3. http://www.myshared.ru/slide/1162302/

      4. http://pandia.ru/text/78/176/65881.php

      5. http://ped-kopilka.ru/blogs/vera-vasilevna-usolceva/iz-opyta-raboty-uchitelja-biologi.html

      6. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3ac69b5c43a88421316d26_0.html

      7. http://www.bestreferat.ru/referat-210243.html

      8. http://www.slavkrug.org/razvitie-poznavatelnoj-samostoyatelnosti-cherez-issledovatelskuyu-deyatelnost-uchashhixsya-na-urokax-geografii-i-biologii/

      9. http://biologiya-my.ucoz.ru/publ/razvitie_tvorcheskoj_aktivnosti_uchashhikhsja_na_urokakh_biologii/1-1-0-1

      10. http://mo.chemistry48.ru/publ/790-aktivnye-formy-poznavatelnoy-deyatelnosti-na-urokah-himii-i-biologii.html





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!