Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куртамышского района
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»
Педагогический проект
«Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность»
Автор: Лешукова
Любовь Анатольевна
Учитель биологии
Высшей квалификационной категории
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Алгоритм создания проекта
Проект
Постановка проблемы
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Тема
Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии через проектно-исследовательскую деятельность
Автор проекта
Лешукова Любовь Анатольевна
Цель проекта
Повысить уровень познавательной активности учащихся , через организацию проектной и исследовательской деятельности.
Методические задачи
изучение теоретического материала о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение проектных и исследовательских технологий;
изучать и анализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
провести диагностику среди учащихся на выявление уровня заинтересованности, мотивации к занятиям;
выявить пути активности самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время;
разработать систему творческих заданий повышающих уровень мотивации;
разработать комплект мини-проектов биолого-экологического направления.
осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию исследовательских умений;
учить учащихся проведению учебных исследований и проектов;
развивать коммуникативные способности в современной деятельности.
Направление проекта
Педагогический
Сроки
проведения проекта
2019– 2020 учебный год
Место проведения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»
Участники проекта
Учащиеся 7-9 классы
Ресурсы и источники
Книги, журналы, учебники, интернет-ресурсы
Содержание и механизмы реализации:
-подготовительный этап
- основной этап
- заключительный этап
- Подбор и изучение литературы, статей интернета, обсуждение проблемы с коллегами в интернет-сообществах.
- Разработка проектов, внедрение в практику инновационного опыта коллег.
- Подведение итогов работы.
Систематизация материала
Творческий отчёт
Анализ результатов.
Этапы проекта
I этап: Информационно-подготовительный (сентябрь)
II этап: Внедренческий (реализация проекта)(октябрь-март)
III этап: Аналитический (итоговый)(апрель-май)
Подведение итогов, анализ работы по проекту
Выступление на ШМО и РМО.
Проведение открытого занятия.
Выпуск сборника проектов и исследовательских работ учащихся.
Предполагаемый результат
Повышение качества знаний, положительная динамика формирования учебной деятельности обучающихся.
Развитие познавательного интереса учащихся.
Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.
Воспитание самостоятельной творчески мыслящей личности.
Перспективы проекта
Развитие исследовательской и проектной деятельности
Вид проекта
Педагогический
Ведущая идея инновационного проекта
Сочетание традиционных и современных подходов к обучению позволит повышать уровень мотивации у учащихся и создавать условия для успешного обучения.
Программно – техническое обеспечение
компьютер
мультимедиапроектор
средства телекоммуникации (выход в Интернет)
Образовательные области, в рамках которых проводится проект
Биолого-экологическое направление
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и
я забуду, покажи мне, и я запомню, дай
мне действовать самому, и я научусь».
Введение
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
У Сухомлинского В.А. есть хорошие слова «Страшная опасность- это безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека…» Эти слова актуальны и в наше время. Дети утратили интерес к учению вообще и к биологии в частности. Сейчас учитель не является единственным источником получения знаний. Он может свободно получить их из других доступных источников (интернет, телевидение, СМИ). Но самая главная причина неуверенность в завтрашнем дне. Большинство учащихся из социально неблагополучных семей, учащиеся не уверены в возможности продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях. Поэтому на уроке учащиеся проявляют интеллектуальную пассивность. При сложившихся обстоятельствах возникли вопросы: Как заинтересовать ученика учиться? Как повысить интерес к предмету и к учебе в целом?
Причины появления проблемы
трудность изучаемого материала и непонимание этого материала учащимися;
не видит или не знает путей применения знаний на практике и в будущей профессии;
слабая поддержка семьи.
Актуальность проекта
Активизация познавательной активности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Доказано, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Проблема развития познавательной активности является актуальной, так как данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». Чем больше познавательный интерес ребенка, тем больше информации проходит через него. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
Цель работы: Повысить уровень познавательной активности учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности.
Гипотеза и цель проекта позволяют сформулировать задачи проекта.
Изучить теоретический материал о приемах активизации познавательной деятельности учащихся через внедрение проектных и исследовательских технологий.
Провести диагностику индивидуальных способностей и потребностей учащихся.
Определить пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся.
Выявить пути активности самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
Развивать коммуникативные способности в современной деятельности.
Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования интерактивных форм и методов с целью активизации познавательной деятельности учащихся.
Объект проекта: повышение познавательной активности школьников на уроках биологии.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности учащихся на уроках биологии через применение проектно-исследовательской деятельности
Гипотеза проекта:
Предполагаю, что через использование проектной и исследовательской деятельности произойдёт формирование и развитие личностных качеств учащихся.
Практическая значимость метода, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:
Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует развитию основных функций учащихся, освоению им необходимых типов деятельности;
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Ресурсное обеспечение для реализации проекта:
Материально-технические: класс с компьютерным и лабораторным оборудованием
Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по биологии, обучающие компьютерные презентации. Собрать материал по технологиям, развивающих познавательный интерес школьников, систематизировать его, выявить основания для его внедрения в практику своей учительской деятельности.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
1. Инициатива учащихся при разработке проекта.
2. Значимость проекта для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
3. Исследовательский характер работы (т.е. моделирование работы в лаборатории (уголок живой природы) или др.).
4. Педагогическая значимость проекта (т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия).
5. Предварительное планирование, конструирование проекта, но в то же время гибкость и возможность изменения в ходе выполнения.
6. Реалистичность проекта, ориентирование на имеющиеся у ОУ и родителей ресурсы.
7. Личностное отношение участников к поставленной в проекте проблеме.
Тем не менее, проектирование невозможно без организационной и культурной позиции педагога. Только совместная проектная деятельность педагога и учащихся может привести к реально разворачиваемому образовательному проекту.
Реализация проектной деятельности предполагает специальную подготовку, как педагога, так и учащихся.
От педагога требуется:
умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
педагог владеет профессиональными качествами:
- искусством коммуникации, умение организовывать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
- информационной грамотностью (ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями);
- методикой интеграции знаний из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От обучающихся требуется:
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов решения);
владение компьютерной грамотностью для проведения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиа техникой (по необходимости);
владение коммуникативными навыками;
умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемы.
Содержание деятельности по реализации проекта.
Этапы работы над проектом
Этап | Содержание деятельности | Сроки |
I этап: Информационно-подготовительный | Подбор и изучение литературы, статей интернета, обсуждение проблемы с коллегами в интернет-сообществах. | сентябрь |
II этап: Внедренческий (реализация проекта) | Разработка проектов, внедрение в практику инновационного опыта коллег | октябрь-март |
III этап: Аналитический (итоговый) | Подведение итогов работы Систематизация материала Творческий отчёт | апрель-май |
План реализации проекта
Этапы | Задачи | Сроки | Индикаторы достижения результата | Форма представления результата |
Подготовительный | Обработать теоретические материалы по теме проекта. | сентябрь | Наличие проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта. | Папка проекта, таблица плана |
Определить цели и задач | сентябрь |
Составить план реализации проекта | сентябрь | Доклад |
Представить проект на ШМО школы. | сентябрь |
Реализация проекта | Провести анкетирование на уровень познавательной деятельности на уроках биологии у учащихся. | октябрь | Проведение анкет. | Диаграмма. |
Использовать различные методы и формы, повышающие познавательную деятельность на уроках биологии. | октябрь-март | Проведение уроков с применением различных современных технологий | Папка разработок уроков с приложение электронного варианта. |
Участвовать в олимпиадах школьного, районного уровня. | октябрь-ноябрь | Участие в олимпиадах. | Приказы по итогам олимпиад. |
Проведение викторин | Октябрь-март | Участие в общешкольных мероприятиях. | Таблица с ответами учащихся. |
Участвовать в районных, областных, всероссийских конкурсах с биолого-экологической направленностью | октябрь-март | Участие в конкурсах. | Приказы по итогам конкурсов. |
Участие в конференции исследовательских работ | февраль | Участие в конференции исследовательских работ в области биологии. | Папка исследовательских работ учащихся. |
Открытый урок-проект по биологии | март | Проведение открытого урока-проекта | Открытый урок |
Итоговый | Создание банка проектов, исследовательских работ учащихся и банка разработок уроков с использованием проектно-исследовательской деятельности | апрель | Создание банка данных | Банк проектов, исследовательских работ учащихся и банк разработок уроков с использованием проектно-исследовательской деятельности |
Повторно провести анкетирование на уровень мотивации к биологии у учащихся. | Апрель | Проведение анкет. | Диаграмма. |
Провести анализ проделанной работы. Подведение итогов работы «плюсы» и «минусы» | Апрель | Наличие анализа работы по проекту | Анализ в печатном виде. |
Представить результаты на ШМО и | Май | Представленные результаты на РМО. | Доклад. |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Освоение проектной технологии.
Повышение качества знаний, положительная динамика формирования учебной деятельности учащихся.
Развитие познавательного интереса учащихся.
Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.
Воспитание самостоятельной творческой личности.
Конечный продукт: Повышение познавательной деятельности у учащихся. Банк разработок уроков с использованием эффективных методов и форм обучения, повышающих познавательную деятельность Наличие исследовательских работ учащихся. Сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии.
Устойчивая внутренняя мотивация к изучению биологии;
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
Увеличилась мотивация к обучению у 50 % учащихся.
Повысилось количество учащихся в конкурсах различного уровня.
Увеличилось оснащение учителя методической литературой.
Прогноз возможных трудностей и их коррекция:
Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. Коррекция: стимулирование учащихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала.
Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у учащихся критического отношения к получаемой информации.
Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Список использованной литературы
1. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36
2. Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 93 с.
3. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
5.Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001
6. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
7. Организация проектной деятельности в современной школе: сборник научно-методических трудов / под ред. В.Л. Пестеревой; ПГПУ. – Пермь, 2006.
Инернет -ресурсы
http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/10/03/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost
http://festival.1september.ru/articles/584769/
http://www.myshared.ru/slide/1162302/
http://pandia.ru/text/78/176/65881.php
http://ped-kopilka.ru/blogs/vera-vasilevna-usolceva/iz-opyta-raboty-uchitelja-biologi.html
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3ac69b5c43a88421316d26_0.html
http://www.bestreferat.ru/referat-210243.html
http://www.slavkrug.org/razvitie-poznavatelnoj-samostoyatelnosti-cherez-issledovatelskuyu-deyatelnost-uchashhixsya-na-urokax-geografii-i-biologii/
http://biologiya-my.ucoz.ru/publ/razvitie_tvorcheskoj_aktivnosti_uchashhikhsja_na_urokakh_biologii/1-1-0-1
http://mo.chemistry48.ru/publ/790-aktivnye-formy-poznavatelnoy-deyatelnosti-na-urokah-himii-i-biologii.html