«Активные методы обучения как эффективное средство реализации обновленных ФГОС»
Подготовила заместитель директора по УВР
Илюшкина Ю.Е.
Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым , обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».
А. Вербицкий
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС
в приоритет наряду с набором необходимых знаний, умений и качеств,
ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить , анализировать и аргументировать свою точку зрения.
Перед учителем поставлены новые цели:
формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.
Существенно изменяется роль учителя.
Необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков , но и как процесс развития личности .
Важно обеспечить развитие ребенка
общекультурное личностное познавательное
Содержание образования обогащается:
- новыми процессуальными умениями
- развитием способностей
- оперированием информацией
- творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.
« Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания и способов управления познавательным процессом учителем »
И. Д. Зверев
Особенности современных методов обучения (по Левиной М.М.)
- метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности
- метод соответствует цели урока (занятия)
- метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение
- каждый метод имеет своё предметное содержание
- метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности
Методы
пассивные
активные
интерактивные
Пассивный метод
Учащиеся- пассивные слушатели, подчиненные директивам учителя
УЧИТЕЛЬ - основное действующее лицо, управляющее ходом урока
Связь учителя с учащимися осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
- легкая подготовка к уроку со стороны учителя
- возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.
С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод самый неэффективный
Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения.
Интерактивный метод
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать , находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Активные методы обучения
АМО строятся на:
- использовании знаний и опыта обучающихся,
- вовлечении в процесс всех органов чувств,
- групповой форме организации их работы,
- деятельностном подходе к обучению,
- разнообразных коммуникациях,
- творческом характере обучения,
- практической направленности,
- диалоге и полилоге,
- интерактивности,
- игровом действе,
- рефлексии,
- движении.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.
Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов:
Принцип индивидуализации
Принцип гибкости
Принцип сотрудничества
Предполагает развитие доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, уважения
Может осуществляться по:
- содержанию
- объему
- времени
Требует сочетания вариативной
подготовки, основанной на учете
запросов заказчиков и пожеланий
обучающихся
Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков
Принцип проблемности:
Задача - ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания
Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого.
Взаимообучения
коллективные формы обучения оказывают большее влияние на развитие интеллектуальных особенностей, чем факторы чисто интеллектуального характера.
Учет индивидуальных способностей и
возможностей обучающегося
Индивидуализации.
Исследования изучаемых проблем и явлений
обеспечивает формирование отправных начальных моментов навыков
Мотивации
Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией.
Педагог в роли помощника, педагог становится руководителем самостоятельной работы учеников.
творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.
Классификация активных методов обучения
Неимитационные методы
Имитационные
Игровые
-Проблемная (активная) лекция
Неигровые
- Эвристическая беседа
-Деловые игры
- Учебная дискуссия
-Анализ конкретных ситуаций
-Игровое проектирование
-Имитированный тренинг
- Решение ситуационных задач и практических задач
- Выездные занятия с дискуссией
- Исследовательский метод
- Разбор корреспонденции
-Действия по инструкции
- Самостоятельная работа с обучающей программой
-ТРИЗ
-Поисковая лабораторная работа
- Ситуационный анализ
– Конференция
- Пресс-конференция
-Мозговая атака
- Круглый стол
Группа АМО
Назначение (цель использования)
1.Дискуссионные
Побочный результат
методы: свободные дискуссии, направленные дискуссии, обсуждение жизненных казусов, проблемных ситуаций
Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, апеллировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать
Позиция и действия ведущего
Обострение негативных отношений внутри группы и между группами участников, формирование критической позиции
Особенности организации и проведения
Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, резюмирует, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт
Имеет характер живого общения
Группа АМО
Назначение (цель использования)
Побочный результат
Позиция и действия ведущего
Особенности организации и проведения
2.Игровые методы: ролевые и ситуационные игры, деловые игры, инновационные игры, учебные игры и др.
Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций
Появление несерьезного отношения к происходящему, ``застревание'' в роли
Специализированы и дифференцированы в группе игротехников
Ротационный характер взаимодействия участников, наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу
3 . Рейтинговые методы: рейтинги эффективности, рейтинги популярности
Повышение мотивации участников, повышение эффективности деятельности группы/индивида, повышение ответственности
Обострение конкурентных отношений
Разработка системы заданий и/или критериев, подведение промежуточных итогов, подбор экспертов, выработка с каждым из участников образа-цели
Индивидуальность траекторий достижения цели, варьирование темпа и содержания работы
Группа АМО
Назначение (цель использования)
Побочный результат
Позиция и действия ведущего
Особенности организации и проведения
4. Тренинговые методы
Корректировка мнений, позиций, планов, ролевых сценариев участников, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание
Динамика отношений участников и ведущего, провоцирующая конфликты между ними, эмоциональные срывы
Подбор и комплектование групп, инструктирование, оказание экстренной психологической помощи, сбор информации о группе и участниках, информирование
Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками темы
АМО для ученика
Эффекты АМО
- игровая форма разбора и презентации материала,
- возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
- подключение творчества при подготовке презентации,
- соревнование команд,
- азарт,
- значительная доля самостоятельности на уроке,
- ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
- АМО формируют положительную учебную мотивацию;
- повышают познавательную активность обучающихся;
- активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;
- стимулируют самостоятельную деятельность;
- помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
- развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
- раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития
Спасибо за внимание