СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет " Активные методы обучения как средство реализации ФГОС"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация педагогического совета "Активные методы обучения как средство реализации ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет " Активные методы обучения как средство реализации ФГОС"»

«Активные методы обучения как эффективное средство реализации обновленных ФГОС»        Подготовила заместитель директора по УВР  Илюшкина Ю.Е.

«Активные методы обучения как эффективное средство реализации обновленных ФГОС»

Подготовила заместитель директора по УВР

Илюшкина Ю.Е.

Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым , обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении». А. Вербицкий

Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым , обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».

А. Вербицкий

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС в приоритет наряду с набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять  полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить , анализировать и аргументировать  свою точку зрения.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС

в приоритет наряду с набором необходимых знаний, умений и качеств,

ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить , анализировать и аргументировать свою точку зрения.

Перед учителем поставлены новые цели:  формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Существенно изменяется роль учителя. Необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков , но и как   процесс развития личности . Важно обеспечить развитие ребенка  общекультурное личностное познавательное

Перед учителем поставлены новые цели:

формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.

Существенно изменяется роль учителя.

Необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков , но и как   процесс развития личности .

Важно обеспечить развитие ребенка

общекультурное личностное познавательное

Содержание образования обогащается: новыми процессуальными умениями развитием способностей оперированием информацией творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения. « Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания и способов управления познавательным процессом учителем » И. Д. Зверев

Содержание образования обогащается:

  • новыми процессуальными умениями
  • развитием способностей
  • оперированием информацией
  • творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.

« Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания и способов управления познавательным процессом учителем »

И. Д. Зверев

Особенности современных методов обучения (по Левиной М.М.) метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности метод соответствует цели урока (занятия) метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение каждый метод имеет своё предметное содержание метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности  Методы пассивные активные интерактивные

Особенности современных методов обучения (по Левиной М.М.)

  • метод – это не сама деятельность, а способ её осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности
  • метод соответствует цели урока (занятия)
  • метод не может быть неправильным, неправильным может быть только его применение
  • каждый метод имеет своё предметное содержание
  • метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности

Методы

пассивные

активные

интерактивные

Пассивный метод  Учащиеся- пассивные слушатели, подчиненные директивам учителя УЧИТЕЛЬ - основное действующее лицо, управляющее ходом урока Связь учителя с учащимися осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. легкая подготовка к уроку со стороны учителя возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод самый неэффективный Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения.

Пассивный метод 

Учащиеся- пассивные слушатели, подчиненные директивам учителя

УЧИТЕЛЬ - основное действующее лицо, управляющее ходом урока

Связь учителя с учащимися осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

  • легкая подготовка к уроку со стороны учителя
  • возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод самый неэффективный

Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения.

Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать , находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивный метод

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать , находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Активные методы обучения  АМО строятся на: использовании знаний и опыта обучающихся, вовлечении в процесс всех органов чувств, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, разнообразных коммуникациях, творческом характере обучения, практической направленности, диалоге и полилоге, интерактивности, игровом действе, рефлексии, движении. Активные методы обучения  – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

Активные методы обучения 

АМО строятся на:

  • использовании знаний и опыта обучающихся,
  • вовлечении в процесс всех органов чувств,
  • групповой форме организации их работы,
  • деятельностном подходе к обучению,
  • разнообразных коммуникациях,
  • творческом характере обучения,
  • практической направленности,
  • диалоге и полилоге,
  • интерактивности,
  • игровом действе,
  • рефлексии,
  • движении.

Активные методы обучения  – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Термин «активные методы обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века.

Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов: Принцип индивидуализации   Принцип гибкости   Принцип сотрудничества   Предполагает развитие доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, уважения Может осуществляться по: содержанию объему времени Требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся

Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов:

Принцип индивидуализации  

Принцип гибкости  

Принцип сотрудничества

  Предполагает развитие доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, уважения

Может осуществляться по:

  • содержанию
  • объему
  • времени

Требует сочетания вариативной

подготовки, основанной на учете

запросов заказчиков и пожеланий

обучающихся

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков Принцип проблемности:  Задача - ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания Адекватности учебно-познавательной   деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого. Взаимообучения  коллективные формы обучения оказывают большее влияние на развитие интеллектуальных особенностей, чем факторы чисто интеллектуального характера. Учет индивидуальных способностей и возможностей обучающегося Индивидуализации.  

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков

Принцип проблемности: 

Задача - ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания

Адекватности учебно-познавательной   деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого.

Взаимообучения

коллективные формы обучения оказывают большее влияние на развитие интеллектуальных особенностей, чем факторы чисто интеллектуального характера.

Учет индивидуальных способностей и

возможностей обучающегося

Индивидуализации.  

Исследования изучаемых проблем и явлений обеспечивает формирование отправных начальных моментов навыков Мотивации Непосредственности, самостоятельности  взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Педагог в роли помощника, педагог становится руководителем самостоятельной работы учеников.  творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Исследования изучаемых проблем и явлений

обеспечивает формирование отправных начальных моментов навыков

Мотивации

Непосредственности, самостоятельности  взаимодействия обучающихся с учебной информацией.

Педагог в роли помощника, педагог становится руководителем самостоятельной работы учеников. 

творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Классификация активных методов обучения Неимитационные методы Имитационные Игровые -Проблемная (активная) лекция Неигровые - Эвристическая беседа -Деловые игры  - Учебная дискуссия -Анализ конкретных ситуаций -Игровое проектирование -Имитированный тренинг - Решение ситуационных задач и практических задач  - Выездные занятия с дискуссией  - Исследовательский метод - Разбор корреспонденции -Действия по инструкции  - Самостоятельная работа с обучающей программой -ТРИЗ  -Поисковая лабораторная работа  - Ситуационный анализ   – Конференция    - Пресс-конференция  -Мозговая атака - Круглый стол

Классификация активных методов обучения

Неимитационные методы

Имитационные

Игровые

-Проблемная (активная) лекция

Неигровые

- Эвристическая беседа

-Деловые игры

- Учебная дискуссия

-Анализ конкретных ситуаций

-Игровое проектирование

-Имитированный тренинг

- Решение ситуационных задач и практических задач

- Выездные занятия с дискуссией

- Исследовательский метод

- Разбор корреспонденции

-Действия по инструкции

- Самостоятельная работа с обучающей программой

-ТРИЗ

-Поисковая лабораторная работа

- Ситуационный анализ

 

– Конференция

 

- Пресс-конференция

-Мозговая атака

- Круглый стол

Группа АМО Назначение (цель использования) 1.Дискуссионные  Побочный результат методы: свободные дискуссии, направленные дискуссии, обсуждение жизненных казусов, проблемных ситуаций Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, апеллировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать Позиция и действия ведущего Обострение негативных отношений внутри группы и между группами участников, формирование критической позиции Особенности организации и проведения Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, резюмирует, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт Имеет характер живого общения

Группа АМО

Назначение (цель использования)

1.Дискуссионные 

Побочный результат

методы: свободные дискуссии, направленные дискуссии, обсуждение жизненных казусов, проблемных ситуаций

Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, апеллировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать

Позиция и действия ведущего

Обострение негативных отношений внутри группы и между группами участников, формирование критической позиции

Особенности организации и проведения

Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, резюмирует, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт

Имеет характер живого общения

Группа АМО Назначение (цель использования) Побочный результат Позиция и действия ведущего Особенности организации и проведения 2.Игровые методы:  ролевые и ситуационные игры, деловые игры, инновационные игры, учебные игры и др. Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций Появление несерьезного отношения к происходящему, ``застревание'' в роли Специализированы и дифференцированы в группе игротехников Ротационный характер взаимодействия участников, наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу 3 . Рейтинговые методы: рейтинги эффективности, рейтинги популярности Повышение мотивации участников, повышение эффективности деятельности группы/индивида, повышение ответственности Обострение конкурентных отношений Разработка системы заданий и/или критериев, подведение промежуточных итогов, подбор экспертов, выработка с каждым из участников образа-цели Индивидуальность траекторий достижения цели, варьирование темпа и содержания работы

Группа АМО

Назначение (цель использования)

Побочный результат

Позиция и действия ведущего

Особенности организации и проведения

2.Игровые методы:  ролевые и ситуационные игры, деловые игры, инновационные игры, учебные игры и др.

Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций

Появление несерьезного отношения к происходящему, ``застревание'' в роли

Специализированы и дифференцированы в группе игротехников

Ротационный характер взаимодействия участников, наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу

3 . Рейтинговые методы: рейтинги эффективности, рейтинги популярности

Повышение мотивации участников, повышение эффективности деятельности группы/индивида, повышение ответственности

Обострение конкурентных отношений

Разработка системы заданий и/или критериев, подведение промежуточных итогов, подбор экспертов, выработка с каждым из участников образа-цели

Индивидуальность траекторий достижения цели, варьирование темпа и содержания работы

Группа АМО Назначение (цель использования) Побочный результат Позиция и действия ведущего Особенности организации и проведения 4. Тренинговые методы Корректировка мнений, позиций, планов, ролевых сценариев участников, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание Динамика отношений участников и ведущего, провоцирующая конфликты между ними, эмоциональные срывы Подбор и комплектование групп, инструктирование, оказание экстренной психологической помощи, сбор информации о группе и участниках, информирование Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками темы

Группа АМО

Назначение (цель использования)

Побочный результат

Позиция и действия ведущего

Особенности организации и проведения

4. Тренинговые методы

Корректировка мнений, позиций, планов, ролевых сценариев участников, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание

Динамика отношений участников и ведущего, провоцирующая конфликты между ними, эмоциональные срывы

Подбор и комплектование групп, инструктирование, оказание экстренной психологической помощи, сбор информации о группе и участниках, информирование

Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками темы

АМО для ученика Эффекты АМО игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими АМО формируют положительную учебную мотивацию; повышают познавательную активность обучающихся; активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс; стимулируют самостоятельную деятельность; помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации; развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося; раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития

АМО для ученика

Эффекты АМО

  • игровая форма разбора и презентации материала,
  • возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
  • подключение творчества при подготовке презентации,
  • соревнование команд,
  • азарт,
  • значительная доля самостоятельности на уроке,
  • ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
  • АМО формируют положительную учебную мотивацию;
  • повышают познавательную активность обучающихся;
  • активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;
  • стимулируют самостоятельную деятельность;
  • помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
  • развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
  • раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!