СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое эссе «Учитель и ученик растут вместе» (Конфуций)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На одном из курсов повышения квалификации я писала педагогичесакое эссе - размышление на тему взаимоотношений учитель-ученик. Вероятно, вам будет интересен мой опыт. Делюсь. 

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе «Учитель и ученик растут вместе» (Конфуций)»

Ивлева Екатерина Юрьевна, ин. яз


Эссе на тему: «Учитель и ученик растут вместе» (Конфуций)

Что такое учитель для ученика сегодня? Какими нас видят наши дети? Как соответствовать их ожиданиям? И как с ними общаться, чтобы понимать друг друга?

Однажды я по дурацкой привычке умного взрослого сделала замечание о едком высказывании моей 14-летней ученицы в адрес коллеги. Она, конечно, вздохнула, даже изобразила раскаяние, но спустя минуту подняла на меня глаза и выпалила:

«Екатерина Юрьевна, ок, я виновата, может быть. Но скажите: почему я должна уважать учителя? Просто за то, что он дает мне новые знания? А если я не узнаю ничего нового? Или, может, за то, что он взрослый? А при чем тут вообще возраст? Он на меня ругается, делает мне замечания, а я, получается, ничего не могу ответить, потому что он старше? А должна только его уважать? Это нечестно!»

Я призадумалась. Мы, «большие», прошли давно школу, институт, жизненную школу, уже кто-то – и жизненный институт. Но отвечать на подобные вопросы достойно не научились. Она имеет право задать такой вопрос? Да. Она имеет право на ответ? Разумеется. Она имеет право выразить несогласие? Конечно. Но мы ограничиваем детей в формах выражения несогласия. И нужно делать это максимально аргументированно и как-то до них это доносить.

«Ася, ну конечно, ты можешь быть несогласной, ты можешь сказать, что ты не согласна. Но ты не можешь быть грубой: тебя ведь не обижает учитель, и ты не можешь».

«Нет, учитель еще как меня обижает! Кричит на меня! То у меня глаза не так накрашены, то одета не в то! Это ведь переход на личности? А я просто уважать должна? А с какой стати? Меня ведь не уважают? И вообще, я никому ничего не должна».

Вот она, точка невозврата. Сложный возраст. Пограничный. Она уже не маленькая, но еще и не взрослая. Все чувства обострены. Чуть передавишь – возненавидит, перехвалишь – расслабится и сядет на плечи. Где и как найти «золотую середину»? Не одну книгу можно написать об этом…

Вопрос тоже сложный. Я бы с радостью прочла и об этом чью-то книгу…

«Подожди минутку, не кипятись. Ты, конечно, не должна ничего и никому. Но тебе придется всегда взаимодействовать с людьми. А для этого необходимо уважение. Не нравится замечание – возрази, но так, чтобы не переходить на личности в ответ. Скажи весомо, чтоб слушали, не кричи и тем более не оскорбляй человека в лицо или спину. Пойми: все, что делает учитель, он делает во благо ученику. Конечно, учитель тоже человек, он может быть не прав. Твоя задача – взять от учителя то, что тебе полезно. Где бы то ни было: в учебе, в жизни, в отношениях со сверстниками…»

«А если она не может дать мне ничего полезного!?»

«Попробуй посмотреть иначе. Тебе полезно понимать себя? Узнавать, что для тебя приемлемо, что нет, что тебе помогает, что мешает? Тебе полезно научиться сдерживать себя, а не кричать в ответ?»

«Нет, ну, с этой точки зрения, конечно, все учителя могут быть полезны!» (естественно, сарказм и полный огня взгляд).

«Вот видишь, значит, минимум одну точку зрения, приемлемую для тебя, и минимум один повод и для уважения мы нашли»...

Аргумент слабый, но тема на этом закрылась.

Этот не слишком длинный диалог очень показателен: работая годами, меняя классы и тихо уплывая на лодке времени от непонимания наших подрастающих поколений, мы иногда перестаем их слышать.

Современные дети, растущие в море возможностей, в первую очередь развивающих и образовательных, требуют совсем иного подхода, чем когда-то мы. Нас учили просто слушать (мы не слушали ничего), просто принимать, что говорят старшие (мы бунтовали), просто ждать, когда упадет на голову отличный шанс пробиться в жизни (мы не ждали и шли, куда казалось правильным). Мы и в той далекой реальности все делали наоборот. Потому что искали ответы на свои вопросы. Потому что очень хотелось того, что есть сейчас и от чего мы постоянно теперь пытаемся защитить наших детей: свободы.

У них сегодня есть эта свобода. И это другая сторона одной медали. Им, как никогда, нужны учителя, которые будут не только и не столько наставниками по предмету, сколько старшими коллегами, способными подсказать, помочь в разных ситуациях, ответить даже на кажущиеся глупыми, но очень важные для них вопросы. Учителя, которые станут для них надежными проводниками во взрослую, самостоятельную, свободную, но, тем не менее, полную постоянных компромиссов жизнь. Учителя, которые их слышат.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!