СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое наблюдение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое наблюдение - как метод проведения образовательного мониторинга детском саду.  Автор: Дидущенко И. А.  Презентация на быструю руку, подсказка.

 

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое наблюдение»

«Педагогическое наблюдение-как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду» Дидущенко И.А.

«Педагогическое наблюдение-как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду»

Дидущенко И.А.

 Вопросы 1.Что такое наблюдение? 2.Виды педагогических наблюдений. 3.Алгоритм действий педагога при наблюдении. 4.Способы фиксации наблюдений. 5.Принципы на которые опираются при использовании метода наблюдения. 6.Преимущества и недостатки метода наблюдения.

Вопросы

1.Что такое наблюдение?

2.Виды педагогических наблюдений.

3.Алгоритм действий педагога при наблюдении.

4.Способы фиксации наблюдений.

5.Принципы на которые опираются при использовании метода наблюдения.

6.Преимущества и недостатки метода наблюдения.

 1.Что такое наблюдение? Наблюдение – это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксированное восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем специально созданных условий. Наблюдение - это метод сбора данных с целью последующего анализа. Наблюдение - это ведущий метод проведения мониторинга в детском саду.

1.Что такое наблюдение?

Наблюдение это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксированное восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем специально созданных условий.

Наблюдение - это метод сбора данных с целью последующего анализа.

Наблюдение - это ведущий метод проведения мониторинга в детском саду.

непрерывное НАБЛЮДЕНИЕ дискретное НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ открытое включенное закрытое невключенное

непрерывное

НАБЛЮДЕНИЕ

дискретное

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ

ОПОСРЕДОВАННОЕ

открытое

включенное

закрытое

невключенное

Что обозначает каждый вид наблюдения?

1.Непосредственное наблюдение-это наблюдение ,когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического процесса

Опосредованное(косвенное)- это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие лица(студенты, другие педагоги).Методика проведения такого наблюдения должна быть заблаговременно теми ,кто их будет вести.

2.Включенное наблюдение- когда педагог включен в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведется наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения, то речь идет о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура.

Не включенное наблюдение-это наблюдение со стороны .

3.Непрерывное (сплошное)наблюдение –это наблюдение которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций…от начала до конца какого-либо процесса.

Дискретное(выборочное)-это наблюдение по определенным параметрам .

Чаще всего педагогами используется метод открытого включенного наблюдения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА НАБЛЮДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ СПОСОБ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА НАБЛЮДЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ

СПОСОБ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

Действия педагога 1.Определить цель и задачи наблюдения  2.Определить объект наблюдения  3.Выбрать ситуацию наблюдения  4.Выбрать способ фиксации наблюдения

Действия педагога

1.Определить цель и задачи наблюдения

2.Определить объект наблюдения

3.Выбрать ситуацию наблюдения

4.Выбрать способ фиксации наблюдения

Способы фиксации наблюдения  1.Регистрация эпизодов  2.Повествовательные или дневниковые заметки  3.Карта наблюдения  4.Видеозапись, фотографирование.

Способы фиксации наблюдения

1.Регистрация эпизодов

2.Повествовательные или дневниковые заметки

3.Карта наблюдения

4.Видеозапись, фотографирование.

 Принципы наблюдения Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса.  Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.  При проведении наблюдений происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, какие качества целесообразно у него развивать.  Наблюдение должно проводиться в течении не менее 2 недель

Принципы наблюдения

  • Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса.

  • Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

  • При проведении наблюдений происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, какие качества целесообразно у него развивать.

  • Наблюдение должно проводиться в течении не менее 2 недель
Преимущества метода наблюдения Наблюдение  позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества каждого ребенка Наблюление  позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т.д . Наблюдение  позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов . Оперативность получения информации. Относительная  дешевизна метода.

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества каждого ребенка
  • Наблюление позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т.д .
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов .
  • Оперативность получения информации.
  • Относительная дешевизна метода.
Недостатки метода наблюдения  На результаты наблюдений могут повлиять: Настроение наблюдателя;  Его предубеждение (искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);  Его усталость(в результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях);  Адаптивность наблюдателя к происходящему.

Недостатки метода наблюдения

На результаты наблюдений могут повлиять:

  • Настроение наблюдателя;

  • Его предубеждение (искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);

  • Его усталость(в результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях);

  • Адаптивность наблюдателя к происходящему.

Наблюдения в разных видах деятельности:  В ситуациях игровой деятельности; На прогулке; В образовательной ситуации; При экспериментировании; В уголке природы; В НОД; При выполнении поручений; Во время проведения детских праздников; При общении детей с родителями И т.д.

Наблюдения в разных видах деятельности:

  • В ситуациях игровой деятельности;
  • На прогулке;
  • В образовательной ситуации;
  • При экспериментировании;
  • В уголке природы;
  • В НОД;
  • При выполнении поручений;
  • Во время проведения детских праздников;
  • При общении детей с родителями
  • И т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!