Просмотр содержимого документа
«Педагогическое наблюдение»
«Педагогическое наблюдение-как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду»
Дидущенко И.А.
Вопросы
1.Что такое наблюдение?
2.Виды педагогических наблюдений.
3.Алгоритм действий педагога при наблюдении.
4.Способы фиксации наблюдений.
5.Принципы на которые опираются при использовании метода наблюдения.
6.Преимущества и недостатки метода наблюдения.
1.Что такое наблюдение?
Наблюдение – это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксированное восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем специально созданных условий.
Наблюдение - это метод сбора данных с целью последующего анализа.
Наблюдение - это ведущий метод проведения мониторинга в детском саду.
непрерывное
НАБЛЮДЕНИЕ
дискретное
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ
ОПОСРЕДОВАННОЕ
открытое
включенное
закрытое
невключенное
Что обозначает каждый вид наблюдения?
1.Непосредственное наблюдение-это наблюдение ,когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического процесса
Опосредованное(косвенное)- это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие лица(студенты, другие педагоги).Методика проведения такого наблюдения должна быть заблаговременно теми ,кто их будет вести.
2.Включенное наблюдение- когда педагог включен в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведется наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения, то речь идет о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура.
Не включенное наблюдение-это наблюдение со стороны .
3.Непрерывное (сплошное)наблюдение –это наблюдение которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций…от начала до конца какого-либо процесса.
Дискретное(выборочное)-это наблюдение по определенным параметрам .
Чаще всего педагогами используется метод открытого включенного наблюдения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА НАБЛЮДЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ
СПОСОБ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ
Действия педагога
1.Определить цель и задачи наблюдения
2.Определить объект наблюдения
3.Выбрать ситуацию наблюдения
4.Выбрать способ фиксации наблюдения
Способы фиксации наблюдения
1.Регистрация эпизодов
2.Повествовательные или дневниковые заметки
3.Карта наблюдения
4.Видеозапись, фотографирование.
Принципы наблюдения
- Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребенку при организации образовательного процесса.
- Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
- При проведении наблюдений происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, какие качества целесообразно у него развивать.
- Наблюдение должно проводиться в течении не менее 2 недель
Преимущества метода наблюдения
- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества каждого ребенка
- Наблюление позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т.д .
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов .
- Оперативность получения информации.
- Относительная дешевизна метода.
Недостатки метода наблюдения
На результаты наблюдений могут повлиять:
- Его предубеждение (искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);
- Его усталость(в результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях);
- Адаптивность наблюдателя к происходящему.
Наблюдения в разных видах деятельности:
- В ситуациях игровой деятельности;
- На прогулке;
- В образовательной ситуации;
- При экспериментировании;
- В уголке природы;
- В НОД;
- При выполнении поручений;
- Во время проведения детских праздников;
- При общении детей с родителями
- И т.д.