Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Уватская средняя общеобразовательная школа»
Уватского муниципального района
(МАОУ «Уватская СОШ» Уватского муниципального района)
| УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «__»_______20___года №______ ____________/ ….. |
Персонализированная программа наставника
…….
2023-2024 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | ..........................................................3 |
Дорожная карта | .........................................................10 |
Критерии оценки выполнения программы и её эффективности | .........................................................13 |
Приложение | …………………………………………15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Актуальность персонализированной программы наставничества обусловлена адаптацией вновь принятого работника. «Программа» предусматривает организацию системной работы учителя-наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления.
Молодые специалисты в начале профессионального развития, а также учителя, попавшие на новое место работы, нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родительским и ученическим сообществом. Именно в этот момент педагогам необходима максимальная поддержка, способная снизить риск смены молодым специалистом сферы деятельности.
Цели и задачи
Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса; ориентировать начинающего учителя на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;
ускорить процесс профессионального становления учителя;
сформировать школьное сообщество (как часть учительского).
Задачи:
оказать помощь в профессиональной адаптации наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
сформировать потребность наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности с целью совершенствования результативности учебно-воспитательного процесса;
развивать интерес наставляемого лица к методике построения и организации результативного учебного процесса;
ориентировать наставляемого на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
способствовать повышению мотивации наставляемого лица к дальнейшему профессиональному развитию.
ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
Программа отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Нормативная база
Нормативной базой разработки программы являются документы:
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 26.07.2019 № 232-ФЗ.
- Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ 04.02.2010;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.»;
- Распоряжение Министерства просвещения Российской
- Федерации от 25 декабря 2019 г. № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- локальные акты образовательной организации: положение о наставничестве
Реализация персонализированной программы наставничества
Срок реализации программы 5 лет.
Форма наставничества
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Форма наставничества: учитель – учитель
Предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 5 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Этапы реализации программы
Процесс наставнического взаимодействия следует этапам:
1. Проведение организационной встречи с педагогическим коллективом, где куратор программы (директор, завуч) рассказывают о необходимости наставнической программы, ее возможных результатах, описывают ситуацию с конкретным молодым специалистом.
2. Учитывая должный уровень педагогической подготовки всех участников взаимодействия, наставнику не требуется обучение коммуникативным навыкам, активному слушанию, эмпатии и т.д. В процессе обучения (1-2 встречи для обсуждения) куратор проекта вместе с педагогом-наставником формируют стратегию, определяют регламент будущих встреч и их примерный тематический план.
3. Этапу активной работы по решению поставленной перед парой/группой задачи предшествует этап самоанализа и совместного анализа компетенций как наставника, так и наставляемого. Среди обсуждаемых тем:
выявление сильных сторон с перспективными зонами роста по метакомпетенциям/профессиональным компетенциям;
определение приоритетной сферы деятельности наставляемого (помимо конкретных профессиональных задач), что позволит выстраивать работу на перспективу и послужит дополнительной мотивацией для наставляемого;
формулировка приоритетных целей развития с конкретным переложением на спринты (отрезки времени): от краткосрочных (1-2 месяца), например, решение конкретной проблемы – организация урока, дисциплины, работа с детьми с ОВЗ; до долгосрочных (1-3 года), например, широкие профессиональные задачи, участие в конкурсах, переподготовка, движение по карьерной лестнице.
4. Взаимодействие наставника и наставляемого является регулярным. Ему предшествует выявление конкретных проблем и запросов наставляемого. Постепенно реализуется программа адаптации, в течение которой проводится корректировка конкретных профессиональных или личностных навыков молодого учителя.
5. Обязательная оценка промежуточных итогов. Она может проводиться в формате рассмотрения практических результатов профессионального обучения – педагогический проект, методика, открытый урок, публикация.
6. После того как конкретная проблема наставляемого решена, проверяется уровень профессиональной компетентности молодого педагога, происходит определение наставником степени готовности молодого учителя к выполнению его профессиональных обязанностей.
7. Лучшие наставники по результатам обратной связи от кураторов, наставляемых и педагогического сообщества награждаются и поощряются баллами за активную общественную работу (формат на усмотрение администрации), признаются лидерами педагогического сообщества с особым весом в образовательной организации.
Виды наставничества:
Ситуационное наставничество–наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них.
Реверсивное наставничество – молодой специалист становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно- воспитательного процесса.
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодым учителем:
- индивидуальное консультирование;
- активные методы (практические занятия, взаимопосещение уроков, индивидуальные консультации и др.).
Принципы наставничества
добровольность;
гуманность;
соблюдение прав молодого специалиста;
соблюдение прав наставника;
конфиденциальность;
ответственность;
взаимопонимание;
искреннее желание помочь в преодолении трудностей.
Участники Программы: наставник, наставляемый (молодой специалист)
Портрет участников
Наставник. Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник школьного сообщества. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Для реализации различных задач возможно выделение двух типов наставников.
Наставляемый. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями.
Информационная карточка педагога – наставника
Фамилия, имя, отчество | ….. |
Образование | высшее |
Какое учебное заведение окончил | Бийский Государственный Педагогический Институт |
Год окончания учебного заведения | 1991 г. |
Специальность по диплому | Педагогика и методика начального обучения |
Квалификация по диплому | Учитель начальных классов |
Педагогический стаж | 38 л |
Место работы | МАОУ «Уватская СОШ» УМР |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | начальные классы |
Классы | 1 |
Классное руководство | 1 «а» класс |
Квалификационная категория | высшая |
Информационная карточка наставляемого педагога
Фамилия, имя, отчество | …. |
Образование | Высшее |
Какое учебное заведение окончил | 1. ФГБ ОУ ВПО Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова 2 Переподготовка: Тюменский государственный университет |
Год окончания учебного заведения | 1. 2014 2. 2018 |
Квалификация по диплому | 1. педагог-психолог 2. учитель начальных классов |
Педагогический стаж | 8 лет (4 г – учитель нач. кл) |
Место работы | МАОУ «Уватская СОШ» УМР |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | начальные классы |
Классы | 2 |
Классное руководство | 2 «а» класс |
Квалификационная категория | Первая |
Содержание деятельности
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого специалиста и организация посещения молодым специалистом уроков опытных коллег.
3. Планирование и анализ педагогической деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся (олимпиады, конкурсы, предметные недели, и др.).
6. Привлечение молодого специалиста к участию в работе педагогических сообществ.
7. Помощь в организации участия в профессиональных конкурсах для молодых специалистов.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого специалиста.
Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:
- планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);
- консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации УВП, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;
- оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;
- посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.
Ожидаемые результаты для участников программы
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в школе. Учителя-наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
адаптация начинающих педагогов в учреждении и закрепление молодых специалистов в школе;
сформированность практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии;
обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий.
Среди оцениваемых результатов
повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
процент специалистов, уверенных в желании продолжать свою работу в качестве учителя на данном месте работы;
качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных классах;
сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
ДОРОЖНАЯ КАРТА ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ- УЧИТЕЛЬ» на 2022-2023 уч. год
План реализации мероприятий программы наставничества
Наименование мероприятия /виды деятельности | Сроки проведения | Ответственные | Ожидаемый результат | Методы работы |
Составление и согласование индивидуальных планов работы наставников и молодых специалистов | Август | Наставник | План работы наставников и молодых специалистов | |
1.Знакомство с сайтом образовательной организации и основными локальными актами, регламентирующими деятельность учителя. 2.Знакомство с календарным учебным графиком, рабочими программами, списком учебников, используемых при реализации образовательных программ в учебном году. 3. Инструктаж по работе с электронным журналом. 4. Помощь в составлении календарно-тематического планирования. 5.Составление графика посещений уроков молодого специалиста. | Август-сентябрь | Администрация, наставник | Овладение информацией, необходимой для организации работы | |
Методы и организационные формы обучения. Работа с родителями (содержание, формы и методы работы). Выбор приоритетной методической темы для самообразования Анализ урока. Виды анализа. Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы, методы. | Сентябрь-октябрь- | Наставник | Рациональное применение методов обучения. Сокращение числа конфликтов с родительским сообществом. | Подготовка и проведение уроков. Анализ. |
Методы и приемы развития познавательной мотивации учащихся Методика проведения внеклассных мероприятий. Знакомство с новыми педагогическими технологиями | Ноябрь | Наставник | Использование на уроках методов и приемов развития познавательной мотивации учащихся. | Подготовка и проведение классных мероприятий или праздников. |
Посещение уроков опытных учителей с целью наблюдения и последующим анализом. Участие в Декаде молодого педагога и в конкурсах. Проектная работа на уроках и во внеурочное время. | Ноябрь-май | Администрация, наставник | Развитие личного, творческого и педагогического потенциалов молодого специалиста. | Участие в конкурсе «Путь к успеху» Участие в научно-практической конференции. |
Выступление молодого специалиста на заседании МО по теме самообразования. | Апрель | Наставник | Публикации молодого специалиста на страницах педагогических сообществ | Портфолио |
Подведение итогов работы за год. Анализ качества успеваемости учащихся. Планирование плана саморазвития на следующий учебный год. Отчет наставника о работе за год | Май | Наставник | Анкетирование, оценка качества реализации программы наставничества. | Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
критерии | показатели | оценка |
В полной мере 2б | Частично 1б | Не проявился 0б |
Достижение целей программы наставничества | Соответствие наставнической деятельности цели и задачам, по которым она осуществляется | | | |
соответствие организации наставнической деятельности принципам, заложенным в программе | | | |
Соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям | | | |
Наличие комфортного психологического климата | | | |
Логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия | | | |
Мнение всех участников системы | Степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности | | | |
Уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности | | | |
Достижение сотрудниками требуемой результативности | Активность и заинтересованность наставляемого в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью | | | |
Степень применения наставляемым полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональных ситуациях, активная гражданская позиция | | | |
15-18 баллов - оптимальный уровень
9-14 баллов -допустимый уровень
0-8 баллов недопустимый уровень.
Приложение 1
ОТЧЁТНАЯ ФОРМА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
1. Самообразование
1.1. Курсы повышения квалификации
1.2. Участие в семинарах, конференциях (тема, когда и где)
1.3. Взаимопосещение уроков (сколько уроков посетил)
1.4. Методические разработки, публикации.
2. Повышения методических компетенций
2.1. Открытые уроки (тема, дата, класс).
2.2. Выступление на заседаниях ШМО, педагогических советах (тема, дата)
2.3. Участие в конкурсах, семинарах, конференциях (достижение)
3. Учебная работа
3.1. Успеваемость и качество знаний по классам (в сравнительном разрезе по триместрам и за год)
3.2. Работа с одаренными детьми (участие в конкурсах, указать достижения)
3.3. Работа со слабоуспевающими детьми
Приложение 2
Анкета для молодых специалистов и наставников «Анализ работы с молодым специалистом»: очень хорошо – 4; да – 3; недостаточно хорошо – 2; нет – 1.
№п/п | Вопросы | Отметка молодого специалиста | Отметка наставника |
| Умеет ли молодой специалист планировать свою деятельность? | | |
| Может ли самостоятельно подготовить конспект урока, учитывая технологические требования и методические рекомендации? | | |
| Умеет ли прогнозировать результат деятельности учащихся? | | |
| Применяет ли дифференцированный подход к обучению учащихся? | | |
| Применяет ли в работе деятельностный метод обучения? | | |
| Использует ли разные формы организации деятельности учеников на уроке? | | |
| Объективно ли оценивает результат деятельности учащихся? | | |
| Видит ли в ученике субъекта образовательного процесса? | | |
| Чередует ли виды работ на уроке? | | |
| Стремится ли оптимизировать процесс обучения? | | |
| Способствует ли развитию у учащихся навыков самоконтроля? | | |
| Использует ли инструкции, технологические карты, схемы на уроке? | | |
| Может ли проанализировать уроки коллег по заданной схеме? | | |
| Владеет ли самоанализом урока? | | |
| Умеет ли фиксировать причины собственных затруднений? | | |
| Прислушивается ли к мнению более опытных коллег? | | |
| Проявляет ли творческую инициативу? | | |
| Совершенствует ли свой теоретический уровень? | | |
| Пополняет ли «методическую копилку»? | | |
| Принят ли в коллективе коллегами? | | |
| Имеет ли собственные авторские разработки? | | |
| Оценка деятельности в качестве классного руководителя. | | |
Приложение 3
Анкета определения личной удовлетворённости участием в программе наставничества «учитель – учитель».
Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы).
Анкета наставляемого
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Если Ваш ответ – «да», то укажите, где
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
3. Ожидаемый уровень комфорта при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, будут групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Какой уровень поддержки Вы ожидаете от наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Насколько Вы нуждаетесь в помощи наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько Вам важно ощущение безопасности при работе с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Насколько Вам важно обсудить и зафиксировать ожидания наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемые перемены в Вашей жизни от проекта? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Насколько для Вас важно ощущение поддержки наставника? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Что особенно ценно для Вас в программе?
Вы довольны тем, что участвуете в программе? (да/нет)
Анкета наставника
Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Если Ваш ответ – «да», то укажите, где________________________________________
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
3. Насколько в программе наставничества Вам важен комфорт? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько Вы можете реализовать свои лидерские качества в программе? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько могут быть полезны/интересны групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько могут быть полезны/интересны личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Насколько Ваша работа зависит от предварительного планирования (разработанного Вами)? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Ожидаемая помощь с Вашей стороны наставляемому в раскрытии и оценке личного профессионального потенциала? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Ожидаемый уровень удовлетворения от совместной работы? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Ожидаемая полезность проекта для Вас и Вашего наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Что Вы ожидаете от программы и своей роли?_________________________________
_____________________________________________________________________________
Что особенно ценно для Вас в программе?____________________________________
Второй этап опроса для мониторинга программы (по завершении работы).
Анкета удовлетворенности наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
2. Насколько комфортным было общение с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Насколько полезными/интересными, как Вам кажется, были личные встречи с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько оправдались Ваши ожидания? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Ощущение поддержки наставника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Помощь наставника | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Оцените ощущение безопасности при общении с наставником? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько было понятно, что от Вас ждет наставник? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9.Ожидаемые перемены в Вашей жизни от проекта? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Появилось ли лучшее понимание собственного профессионального будущего?
____________________________________________________________________________
Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе?
(да/нет)
Анкета удовлетворенности наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет).
Инструкция:
Оцените в баллах утверждение от 1 до 10, где 1 – низкий результат, а 10 – высокий результат.
2. Насколько комфортно было общение с наставляемым? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
3. Насколько Вы оцениваете включенность наставляемого в процесс? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
4. Насколько были полезны/интересны групповые встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
5. Насколько были полезны/интересны личные встречи? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6. Насколько удалось спланировать работу? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
7. Уровень удовлетворения от работы с наставляемым? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
8. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9. Оцените полезность проекта для Вашего наставляемого? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10. Оцените полезность проекта для Вас? | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
11. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________________________
12. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе?
(да/нет)