СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первые киевские князья

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта уроков истории России

 Тема урока

ПЕРВЫЕ   КИЕВСКИЕ  КНЯЗЬЯ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства

Образовательные ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты  карточки-тесты для проверки домашнего задания.

План урока

  1. Деятельность князя Олега
  2. Правление Игоря и Ольги
  3. Походы князя Святослава

Личностно значимая проблема

Какова роль походов первых русских князей в образовании государства Русь?

методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

 Погосты,  уроки, реформа

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей.

совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

       

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этапы урока

 

 

Время

 

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

 

Универсальные

учебные действия

(УУД)

 

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

 

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

 

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

 

Фронтальная

работа

 

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II. Актуализация знаний

7

Беседа

по вопросам по карте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карте

1.            «Историческая эстафета»

Ученики формируют 2 команды, остальные составляют группу экспертов. Доску делят на 2 части, в каждой учащиеся будут записывать ответы на вопросы. Отдельно прикрепляется карта или карта на слайд-презентации.

Эксперты также разделяются на 2 группы; им участники команд по мере выполнения задания сдают свои карточки, и эксперты проверяют правильность выполнения заданий. По окончании работы эксперты подводят итоги и указывают на допущенные в ответах ошибки. Учитель объявляет оценки.

2. Работа с картой

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Участники команд поочерёдно отвечают на вопросы карточек, которые они получают, выходя к доске. Вопросы к участникам команд представлены в виде таблицы; она имеет вид итоговой записи, которая должна получиться на доске.

Ученики заполняют таблицу

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

2. Устные ответы. Записи на доске

III. Изучение нового материала

17

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика исторических деятелей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы

 

 

Составление презентации

Шаг 1. Обязательное ознакомление учащихся с критериями оценки.

Критерии оценки.

На оценку «3» – заполнение таблицы.

На оценку «4» – заполнение таблицы, составление вывода (возможные ошибки: несоответствие позиции следствию, несоответствие обоснования примерам и т.д.).

На оценку «5» – все сделано.

Шаг 2. Деление учащихся на пары для работы за компьютером. Предоставление ссылок для работы в Интернет-сети.

Шаг 3. Предоставление перечня вопросов, необходимых для характеристики исторического деятеля.

Используя материалы Интернета, попытайтесь ответить на следующие вопросы:

- Каковы были годы жизни князя (княгини)? Укажите возможные родственные связи.

- Каким образом происходило укрепление власти киевского князя (княгини)? Какие реформы были проведены? Каков был их результат?

- Каковы были отношения с Византийской империей?

- Каковы были отношения с восточными соседями?

- Каковы были итоги правления? Способствовала ли деятельность князя (княгини) росту авторитета государства или, наоборот, его падению?

Шаг 4. Таблица, куда будут занесены результаты работы учащегося с материалом Интернета (ответы на вопросы, указанные в Шаге 3)

Таблица. Деятельность первых русских князей.

Шаг 5. Учащийся представляют презентации. Они должны сделать свой вывод, используя материал презентации и таблицы.

Заполняют таблицу

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах за компьютером. Изучение исторических личностей: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав

Кратко записывают основные направления политического курса князя

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу.

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу (см.Приложение)

 

Составление презентации (4-5 слайдов)

1. Индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

2. Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

3. Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

4. Индивидуальная работа.

5. Индивидуальная работа.

 

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.

 

 

 

 

 

2. Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

3. Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

4. Письменные задания.

 

 

5. Письменные задания.

 

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

 

Организует работу с учащимися

Проверка презентаций самими учащимися и учителем

 

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке

сведений

Проводит беседу по вопросам: «Древо познания»

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б)

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б)

- Как погиб князь Игорь? (1 б)

- Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б)

- Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение?   (3 б)

- Что общего было в деятельности первых русских князей?  (3 б)

- Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б)

- Что такое полюдье? (1 б)

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь»   (1 б)

- Что такое погост? (1 б)

- Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б)

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке 

 

 

 

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 4.

Конкретизирует домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения. §. 5.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение к уроку

  1. «Историческая эстафета»

Вопросы к команде 1

Ответ на доске

Вопросы к команде 2

Ответ на доске

Система земледелия, при которой сначала вырубали деревья, пни сжигали, распахивали землю, удобряли золой, а затем, когда земля истощалась, переходили на другой участок.

Подсечно-огневая

Система земледелия, при которой славяне распахивали и засевали участок земли до полного истощения, затем переходили на новый участок, а спустя 20-30 лет, когда плодородие восстанавливалось, возвращались на прежний участок

Переложная

Укажите причины появления излишков продуктов питания.

Совершенствование орудий труда и приёмов обработки земли

Какие функции выполняли князья?

Военную и управленческую

Продолжите предложение.

Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось…

Вече

Продолжите предложение.

Соседская община у славян, в ведение которой находились сенокосные и лесные угодья, называлась…

Вервь

Продолжите предложение.

Варяжским называлось море…

Балтийское

Славяне называли это море Русским, греки – Понтом Эвксинским. Как сегодня называется это море?

Чёрное

Назовите кочевое племя, которое в IX в. Нападало на торговые караваны, шедшие по пути «из варяг в греки»

Печенеги

Кому платили дань поляне до прихода в Киев Аскольда и Дира?

Хазарам

Когда пришли в Киев Аскольд и Дир?

В 862г.

В каком году Рюрик пришёл в земли ильменских славян?

В 862г.

Как называли норманнов, которые осели в землях восточных славян?

Русами

Продолжите предложение.

Военачальник у варягов назывался…

Конунг

Кому платили дань финоугорские племена в начале IX в.?

Варягам

Перечислите легендарных основателей Киева

Кий, Щек, Хоров и их сестра Лыбедь

Работа с картой. Ученики читают задания и показывают на карте города.

Покажите на карте город, в котором «сел» Трувор

Изборск

Покажите на карте город, в котором «сел» Синеус

Белоозеро

Покажите на карте северный государственный центр, сформировавшийся у славян в IX в.

Новгород

Покажите на карте южный государственный центр, сформировавшийся у славян в IX в.

Киев

Материалы Интернета:

Князь Рюрик (http://ru.wikipedia.org/wiki/   http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/ryurik.php)       Князь Олег  (http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/oleg.php)

Князь Игорь (http://ru.wikipedia.org/wiki  http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/igor_rurik.php)    Княгиня Ольга  (  http://ru.wikipedia.org/wiki  http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/olga.php)

Князь Святослав (http://ru.wikipedia.org/wiki/  http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/svjatoslav_ig.php)

Таблица. Деятельность первых русских князей.

Линия сравнения

Имя князя (княгини)

1. Краткие сведения о личности.

 

2. Укрепление власти киевского князя.

 

3. Отношения с Византийской империей.

 

4. Отношения с восточными соседями.

 

5. Итоги правления

 

На основе изученного материала и таблицы составьте презентацию (2-3 слайда) о князе.

 

Просмотр содержимого документа
«Первые киевские князья»

Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания.

План урока

  1. Деятельность князя Олега

  2. Правление Игоря и Ольги

  3. Походы князя Святослава

Личностно значимая проблема

Какова роль походов первых русских князей в образовании государства Русь?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Погосты, уроки, реформа

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю. формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с деятельностью первых русских князей.

совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой, проектной деятельности

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности










ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Актуализация знаний

7

Беседа

по вопросам по карте










Работа по карте

1. «Историческая эстафета»

Ученики формируют 2 команды, остальные составляют группу экспертов. Доску делят на 2 части, в каждой учащиеся будут записывать ответы на вопросы. Отдельно прикрепляется карта или карта на слайд-презентации.

Эксперты также разделяются на 2 группы; им участники команд по мере выполнения задания сдают свои карточки, и эксперты проверяют правильность выполнения заданий. По окончании работы эксперты подводят итоги и указывают на допущенные в ответах ошибки. Учитель объявляет оценки.

2. Работа с картой

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Участники команд поочерёдно отвечают на вопросы карточек, которые они получают, выходя к доске. Вопросы к участникам команд представлены в виде таблицы; она имеет вид итоговой записи, которая должна получиться на доске.

Ученики заполняют таблицу

Фронтальная работа






Индивидуальная

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.







2. Устные ответы. Записи на доске

III. Изучение нового материала

17

Работа в группах











Характеристика исторических деятелей















Заполнение таблицы



Составление презентации

Шаг 1. Обязательное ознакомление учащихся с критериями оценки.

Критерии оценки.

На оценку «3» – заполнение таблицы.

На оценку «4» – заполнение таблицы, составление вывода (возможные ошибки: несоответствие позиции следствию, несоответствие обоснования примерам и т.д.).

На оценку «5» – все сделано.

Шаг 2. Деление учащихся на пары для работы за компьютером. Предоставление ссылок для работы в Интернет-сети.

Шаг 3. Предоставление перечня вопросов, необходимых для характеристики исторического деятеля.

Используя материалы Интернета, попытайтесь ответить на следующие вопросы:

- Каковы были годы жизни князя (княгини)? Укажите возможные родственные связи.

- Каким образом происходило укрепление власти киевского князя (княгини)? Какие реформы были проведены? Каков был их результат?

- Каковы были отношения с Византийской империей?

- Каковы были отношения с восточными соседями?

- Каковы были итоги правления? Способствовала ли деятельность князя (княгини) росту авторитета государства или, наоборот, его падению?

Шаг 4. Таблица, куда будут занесены результаты работы учащегося с материалом Интернета (ответы на вопросы, указанные в Шаге 3)

Таблица. Деятельность первых русских князей.

Шаг 5. Учащийся представляют презентации. Они должны сделать свой вывод, используя материал презентации и таблицы.

Заполняют таблицу








Работа в парах за компьютером. Изучение исторических личностей: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав

Кратко записывают основные направления политического курса князя





Отвечают на вопросы

Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу.







Заполняют таблицу (см.Приложение)


Составление презентации (4-5 слайдов)

1. Индивидуальная работа.






2. Работа в группах.







3. Фронтальная работа.








4. Индивидуальная работа.

5. Индивидуальная работа.


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.






2. Устные ответы.







3. Устные ответы.







4. Письменные задания.



5. Письменные задания.


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7


Организует работу с учащимися

Проверка презентаций самими учащимися и учителем


Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных
на уроке

сведений

Проводит беседу по вопросам: «Древо познания»

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б)

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б)

- Как погиб князь Игорь? (1 б)

- Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б)

- Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? (3 б)

- Что общего было в деятельности первых русских князей? (3 б)

- Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б)

- Что такое полюдье? (1 б)

- Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь» (1 б)

- Что такое погост? (1 б)

- Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б)

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке




Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 4.

Конкретизирует домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения. §. 5.

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа












Дополнение к уроку

  1. «Историческая эстафета»

Вопросы к команде 1

Ответ на доске

Вопросы к команде 2

Ответ на доске

Система земледелия, при которой сначала вырубали деревья, пни сжигали, распахивали землю, удобряли золой, а затем, когда земля истощалась, переходили на другой участок.

Подсечно-огневая

Система земледелия, при которой славяне распахивали и засевали участок земли до полного истощения, затем переходили на новый участок, а спустя 20-30 лет, когда плодородие восстанавливалось, возвращались на прежний участок

Переложная

Укажите причины появления излишков продуктов питания.

Совершенствование орудий труда и приёмов обработки земли

Какие функции выполняли князья?

Военную и управленческую

Продолжите предложение.

Народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни племени, называлось…

Вече

Продолжите предложение.

Соседская община у славян, в ведение которой находились сенокосные и лесные угодья, называлась…

Вервь

Продолжите предложение.

Варяжским называлось море…

Балтийское

Славяне называли это море Русским, греки – Понтом Эвксинским. Как сегодня называется это море?

Чёрное

Назовите кочевое племя, которое в IX в. Нападало на торговые караваны, шедшие по пути «из варяг в греки»

Печенеги

Кому платили дань поляне до прихода в Киев Аскольда и Дира?

Хазарам

Когда пришли в Киев Аскольд и Дир?

В 862г.

В каком году Рюрик пришёл в земли ильменских славян?

В 862г.

Как называли норманнов, которые осели в землях восточных славян?

Русами

Продолжите предложение.

Военачальник у варягов назывался…

Конунг

Кому платили дань финоугорские племена в начале IX в.?

Варягам

Перечислите легендарных основателей Киева

Кий, Щек, Хоров и их сестра Лыбедь

Работа с картой. Ученики читают задания и показывают на карте города.

Покажите на карте город, в котором «сел» Трувор

Изборск

Покажите на карте город, в котором «сел» Синеус

Белоозеро

Покажите на карте северный государственный центр, сформировавшийся у славян в IX в.

Новгород

Покажите на карте южный государственный центр, сформировавшийся у славян в IX в.

Киев

Материалы Интернета:

Князь Рюрик (http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.hrono.ru/biograf/bio_r/ryurik.php) Князь Олег (http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/oleg.php)

Князь Игорь (http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.hrono.ru/biograf/bio_i/igor_rurik.php) Княгиня Ольга ( http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.hrono.ru/biograf/bio_o/olga.php)

Князь Святослав (http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/svjatoslav_ig.php)

Таблица. Деятельность первых русских князей.

Линия сравнения

Имя князя (княгини)

1. Краткие сведения о личности.


2. Укрепление власти киевского князя.


3. Отношения с Византийской империей.


4. Отношения с восточными соседями.


5. Итоги правления


На основе изученного материала и таблицы составьте презентацию (2-3 слайда) о князе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!