СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование по программе дополнительного образования Л.Л.Шевченко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование по программе дополнительного образования Л.Л.Шевченко»



МКДОУ Евстратовский детский сад


Перспективное планирование

по программе

дополнительного образования

Л.Л.Шевченко


Добрый мир.


Православный кружок

«Лучики»






для детей старшего дошкольного возраста






Составитель:

Соколова Евгения Валентиновна,

воспитатель,

1 квалификационная категория.

2017-2018 г



Список детей посещающих православный кружок «Лучики»

Старшая группа

  1. Беланов Денис.

  2. Грек Вика.

  3. Голубова Настя.

  4. Дубовикова Марина.

  5. Евченко Матвей.

  6. Иващенко Даша.

  7. Курчанова Евгения.

  8. Лубинец Андрей.

  9. Толстун Матвей.

  10. Юрченко Влад

Подготовительная группа.



11.Атрощенко Аня.

12. Илларионова Ксения.

13. Коновалов Степан.

14. Легунцова Галина.

15. Прохоренко Никита.

16. Толстун Аня

17. Толстун Дима.

18. Федосеева Аня.






















Пояснительная записка

Экономические, политические и социальные условия жизни нашего общества последние десятилетия резко изменились. Общество ищет новые формы управления и ведения хозяйства, экспериментирует в области образования. Так, государство основным принципом своей политики провозгласило гуманистический характер образования, поставило целью воспитать высокогуманную личность, способную адаптироваться в современных условиях жизни, раскрывать свой творческий потенциал. Общечеловеческие ценности становятся приоритетными в воспитательном процессе.

Однако же не секрет, что сообщения об актах жестокости и вандализма, информация о локальных войнах и терроризма, которыми насыщены теле- и радиопередачи, кинофильмы и страницы художественных произведений, отрицательно влияют на неокрепшую душу ребенка, ранят и ожесточают ее.

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа.

Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры мы принимаем данную программу.

Программа предназначена для использования в дошкольном образовательном учреждении в старшей - подготовительной группе.

Реализация программы рассчитана на 1 год на 32 занятия. Занятие проводится в течение 25/30 минут, 1 раз в неделю.

Содержание программы является дополнением к основной общеразвивающей программе дошкольного образования, расширяя кругозор детей в области духовно - нравственной культуры.

Программа дополнительного образования детей «Добрый мир. Православная культура для малышей» способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок), через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада. Образовательная деятельность осуществляется в ходе интеграции духовно-нравственного содержания в художественно-эстетического, познавательно-речевого.

У обучающихся по этой программе дошкольников формируются понятия и представления о духовной культуре и морали.

Отбор содержания примерной программы произведен с соответствии с принципами:

- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;

-исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;

-целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования (Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Духовно-нравственная культура»);

-систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.

Цель программы:

Через сказки, легенды, поэзию, музыку, художественные картины, т.е. через искусство, возродить духовно - нравственное воспитание детей.

Ознакомить детей с ценностями православной культуры.

Содействовать родителям в развитии личности ребёнка на основе ценностей отечественной культуры.

Создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества. Помочь детям:

1. Проявить нравственные качества (терпимость и терпение,

доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т.д.);

  1. Устремиться к Добру.

  2. Увидеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях

природы;

  1. Научиться слушать и слышать одновременно;

  2. Развить воображение.


Формы и способы проведения занятий:

  • рассказ педагога, беседа с учащимися, диалог.

  • чтение литературных сказок, притч, легенд;

  • создание собственных (детских) сказок.

  • рисование, пение.


Занятия сопровождаются музыкой (классической, русского народного фольклора), звуками Природы (пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и др.), а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

1. Дети должны усвоить основные положительные и
отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта
верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение
честность, чуткость.

Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида.

Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные
этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).

Осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки.

Терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.


Содержание программы:


Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организованно как тематическая игра- путешествие. Игровые формы носят интегративный, вариативный в зависимости от личностных особенностей характер, реализуя на основе содержания программы принцип интеграции с образовательными областями «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество». В тоже время, в процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения и др. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы :

-сюжетные и ролевые игры;

- драматизация;

- беседа;

- наблюдение;

- экспериментирование;

- обсуждение проблемных ситуаций;

- конструирование;

- художественное творчество;

- музицирование.

В условиях предметно - развивающей среды:

- прогулки- путешествия;

- выставки;

- спектакли;

- концерты и т.д.

В основу программы положено блочно – тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения. Программа состоит из четырёх разделов:


I Раздел «Как устроен мир Божий?»


Рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания.

Прогулки по дням творения:

- Прогулка первая «Свет, день, ночь»

-Прогулка вторая «Небо»

-Прогулка третья «Земля, вода, растения»

-Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды»

-Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые»

-Прогулка шестая «Человек, животные»

-Прогулка седьмая « День отдыха (покой)»


II Раздел «Хорошо-плохо»


В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни – послушание-трудолюбие-любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.

- Что такое хорошо и что такое плохо?

- Что есть добро, а что – зло?

- Заповедь для самых маленьких о послушании.

- Будь послушным!

- Как человек стал послушным.

- Помоги, милосердный человек.

- Не спорь! Прости! (о прощении, упрямстве)

- Будь скромным! Не хвастайся! (о скромности и хвастовстве)

- Не кради! Не обманывай!( о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)


III Раздел «Устроение отношений в нашей жизни».

Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни- того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле- Родине, в отношении к природе, животным- братьям нашим меньшим.

- Моя семья. Наш род.

- Моя Родина.

- Православный храм.

- Наши меньшие друзья.


IV Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему мы радуемся?»


В этом разделе мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Итоговым мероприятие по данной программе послужит экскурсия в храм.


Календарно — тематическое планирование

месяц

№ занятия

тема

Количество занятий по теме

число


Октябрь

1

Мы отправляемся в

путешествие и наблюдаем наш мир

1

4.10

2

Прогулка первая.

«Свет, день, ночь»

1

11.10

3

Прогулка вторая.

«Небо»

1

18.10

4

Прогулка третья.

«Земля, вода, растения»

1

25.10


Ноябрь

5

Прогулка четвёртая.

«Солнце, луна, звёзды»

1

1.11

6

Прогулка пятая.

«Птицы, рыбы, насекомые»

1

8

7

Прогулка шестая.

«Человек, животные»

1

15

8

Прогулка шестая.

«Человек»

1

22


Декабрь

9

Прогулка седьмая.

«День отдыха»(покоя).

1

6

10

«Кто сотворил наш добрый красивый мир?»

1

13

11

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

1

20

12

«Что есть добро, а что - зло?»

1

27


Январь

13

Заповедь для самых маленьких о послушании.

1

10

14

Рассказ «Будь послушным»

1

17

15

Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным»

1

24

16

Рассказ «Помоги, милосердный человек»

1

31


Февраль

17

Рассказ «Не спорь, прости»

1

7

18

«Будь скромным, не хвастайся»

1

14

19

«Не кради и не обманывай».

1

21

20

Моя семья

1

28


Март

21

Наш род.

1

7

22

Моя Родина.

1

14

23

Православный храм

1

21

24

Наши меньшие друзья

1

28


Апрель

25

Как человек давал имена животным

1

4

26

Чего себе не хочешь, другу не желай.

1

11

27

Обсуждаем – рассуждаем. «Чем я могу помочь птицам?» Строим кормушку вместе с родителями. Конкурс «Чей домик лучше?»

1

18

28

Язык зверей. Слушаем голоса природы. Сочиняем сказку.

1

25


Май

29

Обсуждаем – размышляем. Беда, помощь, благодарность.

1

2

30

Выставка рисунков «Мои меньшие друзья» Проект

1

9

31

Проект «НЕ Обижай творения Божия!»

1

16

32

Итоговое. Экскурсия в храм

1

23



Октябрь

  1. Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир.

Приглашение к путешествию. Выбор объектов наблюдения. Две формы путешествия – на прогулках и с книгой. Наблюдаем, учимся видеть слышать в мире красоту. Премудрость. Чтение рассказа «Наш мир».

  1. Прогулка первая. «Свет, день, ночь».

Главные слова, которые разрабатываются через все занятия – дар, мир. Подвести в последующих занятиях к пониманию смысла благодарения. Наблюдаем на прогулках. Изображаем, обсуждаем, играем: рисуем ночь, свет, день. Выставка рисунков «День первый».

  1. Прогулка вторая. «Небо»

Наблюдаем на прогулках. Путешествуем с книгой: Библия рассказывает о сотворении неба. Обсуждаем – вспоминаем о том, что из сотворений второго дня мы видели на прогулке. Изобразительная деятельность: «Небо», «Облака». Слушаем песню про облака. Обсуждаем: какие видели облака, на что похожи и т.д.

  1. Прогулка третья. «Земля, вода, растения»

Наблюдаем на прогулке, вспоминаем, что видели на прогулке. Библия о том, что Бог сотворил в третий день. Читаем стихи, рисуем: земля, море, волны. Обсуждаем о воде: Для чего? Откуда?, Как?


Ноябрь

  1. Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды».

Работа с иллюстрацией «Четвертый день творения». Повторение пог рисунк4ам предыдущих занятий: что уже было сотворено в другие дни? Рассказ по тексту «Путешествие с книгой. Четвертый день». Работа с пословицей «Солнышко и светит, и греет». Слушание стихотворений о солнце, луне, звездах. Рисование сказки.

  1. Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые».

Беседа «Что мы встречаем на наших прогулках». Работа с иллюстрациями книги. Наблюдения на прогулке. Игра «Птицы». Рисование: лес – птицы. Стихи о ласточке. Рассматривание иллюстраций. Слушание «Птичка» (муз. П.И. Чайковский, сл. А. Плещеев). Чтение «Хлопотливая птичка».

  1. Прогулка шестая. «Человек, животные».

Рассказ «Путешествие с книгой. Шестой день». Работа с иллюстрацией к Библии Василия Кореня. Чтение рассказа «Спор животных», «Как на земле появились люди», обсуждение.

  1. Прогулка шестая. «Человек».

Чтение стихотворения «Человек». Обсуждение по вопросам: как устроен человек, в чем его красота. Чтение стихотворения «Душа». Работа с иллюстрациями «Назови и покажи части человеческого тела», «Части головы, лица». Коллективная работа «Дерево райского сада» (аппликация, лепка)


Декабрь

  1. Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя).

Повторение по предыдущим беседам. Рассматривание иллюстрации книги «Прогулки по дням творения». Чтение текста «Путешествие с книгой. Седьмой день» и стихотворение «Седьмой день». Стихотворение «Воскресенье». Обсуждение.

  1. «Кто сотворил наш добрый красивый мир?»

Наблюдение на прогулках: что мы видим вокруг себя, кто построил дом, живое – неживое, что растет, что дышит, что создать легче: что живое или что неживое и т.д.

Чтение стихотворения с театрализацией: «Кто сотворил наш мир».

Выставка рисунков.

  1. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» - загадка детям. Работа с иллюстрациями: детский рисунок иконы «Спас Нерукотворный», «Христос спасает тонущего». Чтение текста «Совесть – добрый помощник», обсуждение.

  1. «Что есть добро, а что - зло?»

Добрые дела. Какими они бывают. Чтение рассказа «Кто виноват?» игра «Выбираем тропинку» Обсуждаем сказку «Кот и петух». Чтение стихотворения «Жучка». Игра «Подарки», «Противоположные качества».


Январь

  1. Заповедь для самых маленьких о послушании.

Чтение стихотворения «Заповедь для самых маленьких о послушании» обсуждение. Правила жизни детей (послушание). Выучить поговорку. Рассказ «Отчего зло?» обсуждаем – рассуждаем «Почему добро не умирает?»

  1. Рассказ «Будь послушным».

Размышление на тему послушания. Вспоминаем сказку «Колобок», рассуждаем.

  1. Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным».

Чтение рассказа «Как человек стал непослушным». Рассуждаем – откуда появилось в мире зло, непослушание. Чтение рассказа «Непослушный сын». Творческая работа. Рисование по теме рассказов.

  1. Рассказ «Помоги, милосердный человек»

Чтение евангелистского текста «Милосердный человек» и примеры его проявления святыми людьми, и в жизни простых людей. Пересказ рассказа, опираясь на вопросы. Прослушивание музыкального произведения «Спаси, Владычица, Святую Русь». Чтение стихотворения «Любите всех».


Февраль

  1. Рассказ «Не спорь, прости».

Чтение. Обсуждение. «Путешествие с книгой. Верный Иов». Поговорка «Что Бог дает – все к лучшему». Обсуждение темы «Как мы прощаем» Стихотворение «Заповедь о прощении» Обсуждение темы: как мы относимся к людям. Слушание и разучивание песни «Улыбка».

  1. «Будь скромным, не хвастайся».

Чтение «Путешествуй с книгой. Скромный и хвастливый» Обсуждение. Текст «Кто самый главный?». Рассуждение по теме: хорошо ли, когда человек спорит? Работа с иллюстрацией «Бабушка и внучка» игра «Посмотри – угадай».

  1. Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным».

Чтение рассказов: «Как поспорили части человеческого тела», «Галка в чужих перьях», «Пылинка и капелька». Обсуждаем – рассуждаем. Творческая работа – сочиняем совместную сказку о послушании.

  1. Моя семья.

Чтение рассказа К. Ушинского «Моя семья». Обсуждаем – рассуждаем. Рассказ детей о своей семье. Рисование «Моя семья».

Март

  1. Наш род.

Чтение текста «Мой род». Рассуждение на заданную тему. Слушание и разучивание песни «Родной дом». Работа с иллюстрацией «Моя семья». Беседа. Рассказ В.А. Сухомлинского «Седьмая дочка». Игра «Проверь свое отношение».

  1. Моя Родина.

Рассуждение по теме «Что мы называем Родиной». Обсуждение иллюстрации «Москва златоглавая». Слушание песен о Родине. Рисуем по содержанию песен о Родине.

  1. Православный храм.

Слушание колокольного звона. Что она рассказывает? Чтение текста «Христиане». Рассуждение по заданной теме. Рассматривание иллюстрации храма. Обсуждение увиденного. Чтение «Храм». Слушание «Утренняя молитва». Рисуем православный храм. Выставка рисунков.


  1. Наши меньшие друзья.

Повторение темы о сотворении человека и углубление ее темой отношений человека с другими творениями Бога. Наблюдения на прогулке.


Апрель

  1. Как человек давал имена животным.

Чтение текста «Путешествие с книгой. Как человек давал имена животным». Повторение темы о сотворении человека и углубление ее темой отношений человека с другими творениями Бога. Наблюдения на прогулке.

  1. Чего себе не хочешь, другу не желай.

Работа с иллюстрацией «Маленькие птички». Беседа по картине. Чтение рассказа «Кому забава, а кому смерть». Обсуждение прочитанного. Рисунки по сюжету рассказа.

  1. Обсуждаем – рассуждаем. «Чем я могу помочь птицам?» Строим кормушку вместе с родителями. Конкурс «Чей домик лучше?»

Стих «Воробей», «Ворона». Обсуждение. Чем мы можем помочь птицам зимой? Изготовление кормушки.

  1. Язык зверей. Слушаем голоса природы. Сочиняем сказку.

Чтение стихотворения «Язык зверей». Сочиняем, рисуем по сюжету этих стихотворений «ответы» человеку.


Май

  1. Обсуждаем – размышляем. Беда, помощь, благодарность.

Чтение произведения «Муравей и голубка». Размышляем над поговоркой. Чтение и обсуждение стихотворения «Добрый мальчик», «Котенок». Чтение и обсуждение текста «добрая девочка». Слушание А.Алябьева «Соловей». Рисование по сюжету музыки.

  1. Выставка рисунков «Мои меньшие друзья» Проект.

Повторение темы о наших меньших друзьях. Чтение «Почему плачет синичка», «Пожалей меня!», «Разоренное гнездо». Рисунки на тему о чудесной дружбе человека и животных. Выставка рисунков.

  1. Проект «НЕ Обижай творения Божия!»

Повторение всех тем, касающихся птиц, животных, рыб и т.д..

  1. Итоговое. Экскурсия в храм.

Предварительная беседа о храме, его убранстве, внутреннем и внешнем виде. Экскурсия.

Методическое обеспечение:

Комплект методических пособий:

Методическое пособие для воспитателя с программой. Под редакцией Л.Н. Антоновой.

Наглядные материалы:

Книга 1. Прогулки по дням творения.

Книга 2. Хорошо - плохо.

Книга 3. Семья. Родина. Православный Храм. Наши меньшие друзья.

Книга 4. Чему мы радуемся?



Список используемой литературы

  1. Учебно - методический комплект. Духовно – нравственная культура. Православная культура для малышей. «Добрый мир». Л.Л. Шевченко. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества. Московская область, 2011.


















23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!