СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пиление древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пиление древесины»

Тема: «Пиление древесины»

Тип урока: нетрадиционный.

Цели:

Образовательная:

обобщить полученные учащимися знания, умения и навыки по разделу «Обработка древесины», выявить достижения и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся;

закрепить знания, умения и навыки по теме «Пиление древесины».

Развивающие:

развивать у учащихся умения решать проблемные ситуации, принимать самостоятельные и коллективные решения;

способствовать развитию технических и технологический знаний, умений и навыков учащихся.

Воспитательные:

прививать интерес к работе по обработке древесины, воспитывать высокий эстетический вкус, любовь к прекрасному, бережное отношение к оборудованию, инструментам и материалам, прививать учащимся аккуратность, точность, самостоятельность, осуществлять экологическое воспитание учащихся, прививать любовь к труду;

воспитывать чувство коллективизма и ответственности за свою и совместную работу у учащихся.

Материально-техническое оснащение: план-конспект урока, плакаты, наглядности, заготовка из древесины.

Методы:

словесный;

наглядный;

практический;

игровой.


Ход урока


1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих в классе по журналу. Проверка готовности к уроку. Назначение дежурных.

2. Вводный инструктаж (5 мин.)

В средние века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать свою удаль, воинское мастерство, помериться силой. Давно минули те времена, но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку и умение владеть инструментами. Дома вы должны были повторить всё, о чём узнали на предыдущих уроках. Я предлагаю всем вам разделиться на две равные команды и начать турнир «Юные столяры», чтобы проверить, чему и как вы научились на наших занятиях. Первая команда встаёт у первого ряда верстаков, вторая — у второго ряда.

Турнир состоит из _______ туров. После окончания каждого тура командам присуждается определенное количество баллов. В конце подводится итог и объявляется победитель.

Я предлагаю каждой команде выбрать капитана и название, связанное с предстоящей работой. Я даю вам на это 3 минуты.

3. Проведение турнира (33 мин.)

Сегодня у нас встречаются две замечательные команды…

(Идёт представление команд)

При изготовлении изделия столяру необходимо подобрать подходящий материал, составить самому или прочитать готовый чертёж, выбрать и подготовить инструменты, выполнить ряд технологических операций, собрать и украсить своё изделие. Всё это мы и попытаемся проделать во время нашего турнира. Итак, мы начинаем.

1 Тур «Разминка»

На столе находятся перевернутые карточки. От каждой команды приглашается по очереди 5 игроков. Они вытаскивают по одной карточке. (Номер карточки соответствует номеру вопроса по разделу «Обработка древесины»). За правильный ответ участнику команды присуждается 5 баллов. Если участник не может ответить на вопрос, он может прибегнуть к помощи команды, но в этом случае команде присуждается 3 балла.

Время на обдумывание ответа - 1 минута.

Вопросы:

1. В чем необходимо работать в мастерской? (Ответ: В мастерской для обработки древесины необходимо работать в спецодежде).

2. Из каких основных частей состоит дерево? (Ответ: Крона, ствол, корни).

3. Как называются материалы из древесины, получаемые путем продольной распиловки бревен? (Ответ: Пиломатериалы).

4. Что такое шпон? (Ответ: Шпон – это тонкий листовой древесный материал).

5. Какие графические документы используют на занятиях по техническому труду? (Ответ: Чертеж, эскиз, технический рисунок).

6. Какие типы линий используются при выполнении чертежей? (Ответ: Сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная тонкая, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками).

7. Для чего предназначены рабочие инструменты? (Ответ: Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов, например: пила, ножницы, молоток).

8. В какой последовательности проводят разметку заготовок из древесины? (Ответ: Проверка базовой стороны, откладывание размеров и проведение рисок, проведение линий разметки).

9. Что такое пиление древесины? (Ответ: Пиление древесины – это технологическая операция, предназначенная для разделения древесины на части при помощи пилы).

10. Что рекомендуется использовать для пиления фанеры? (Ответ: Для пиления фанеры рекомендуется использовать ножовку с мелкими зубьями, чтобы было меньше сколов).

2 Тур «Инструменты»

Наш второй тур называется «Инструменты». За него вы сможете получить максимально 4 балла.

Выбрав нужный материл, столяру необходимо подготовить инструменты.

Каждой команде я предлагаю отгадать по 4 загадки. На обдумывание каждой из них вам даётся по 10 секунд. (Поочерёдно команды слушают и отвечают).

Загадки для первой команды:

А) Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке (Гвоздь).

Б) Я по лысине бегу, кудри с лысины стригу (Рубанок).

В) Телом вёртким, как змея, в доску вкручиваюсь я (Сверло или шуруп).

Г) Всё пробует на зуб и сосну, и вяз, и дуб (Пила).

Загадки для второй команды:

А) Толстый тонкого побьёт, тонкий что-нибудь прибьёт (Молоток и гвоздь).

Б) Древесину ест едок , сто зубов в один рядок (Пила).

В) Вострушка-вертушка упёрлась в винт ногой, потерял он свой покой (Отвёртка).

Г) Цепкий рак на тех сердит, кто зазря в доске сидит (Клещи).

3 Тур «Анаграммы»

У вас на карточках представлены анаграммы, связанные с деревообработкой. Вам необходимо составить из них правильные слова. За этот тур вы сможете получить максимально 10 баллов. За каждое слово по 1 баллу. На обдумывание отводится 3 минуты.

Анаграммы:

Лптоинк, тслоря, рдвесениа, иполаметирлаы, азоготква, тезмакра, онблша, ипла, омолотк.

(Ответ: Плотник, столяр, древесина, пиломатериалы, 2) (Заготовка, разметка, шаблон, пила, молоток).

4 Тур «Знаешь ли ты правила безопасности?»

Из каждой из команд приглашается по одному участнику. Вам поочередно будут говориться правила безопасности по теме «Пиление древесины». Вам необходимо внимательно слушать и отвечать верно ли это правило. На обдумывание дается 30 секунд. За каждый правильный ответ вы получаете по 2 балла.

Верно ли что…

1. Пиление древесины выполняйте неисправной и не заточенной ножовкой (Нет).

2. Проверяйте остроту заточки зубьев пальцами рук (Нет).

3. Пользуйтесь приспособлениями: упором и стуслом (Да).

4. Обеспечьте надежное закрепление заготовки (Да).

5. В процессе работы можете допускать резкие движения (Нет).

6. Не сдувайте опилки и не сметайте их рукой, а пользуйтесь щеткой-сметкой (Да).

5 Тур «Конкурс капитанов»

Для этого тура приглашаются капитаны команд. Вам необходимо выполнить пиление древесины с припуском на обработку. На этот тур вам отводится 15 минут. Оцениваться выполненное задание будет по аккуратности. Максимальное количество баллов за тур 5. Получите свои карточки с заданием.

Пиление древесины с припуском на обработку

1. Получите у учителя шаблон изделия и сделайте его разметку с припуском на обработку.

2. Выполните пиление заготовки с припуском на обработку.

3. Результаты работы покажите учителю.

А пока наши капитаны выполняют задание, у команд есть возможность ответить на вопросы и принести себе дополнительные баллы. Наш тур называется «Маленькие хитрости». За него вы сможете получить ещё 3 балла.

6 Тур «Маленькие хитрости»

У любого мастера всегда есть маленькие хитрости, и при работе он ими пользуется. Постарайтесь ответить на следующие вопросы. На обдумывание 3 минуты.

1. Как легко и безопасно забить маленький гвоздик?

Правильный ответ: при забивании маленького гвоздика есть вероятность попасть молотком по руке. Чтобы этого не произошло, можно воспользоваться кусочком пластилина, или предварительно наколоть это место шилом, или сначала воткнуть гвоздик в полоску бумаги. Есть и другие способы.

2. Зачем мыло шурупу?

Правильный ответ: перед тем как завернуть шуруп в твёрдую древесину, его нужно потереть о кусок мыла, чтобы эта работа прошла легче.

3. Как юный столяр может помочь маме на кухне управиться с горячей крышкой кастрюли без прихватки или полотенца?

Правильный ответ: под дужку крышки кастрюли можно вставить деревянную чурку. После этого даже горячую крышку можно брать руками

Итак, время вышло, капитаны сдайте свои работы на проверку.

4. Заключительный инструктаж (3 мин.)

Сегодня вы проявили все свои знания и умения, которые получили на уроках технологии. Вы многому научились. Может что-то было для вас новым. Надеюсь, вы смогли понять, что профессия столяра непростая; что рядом со столяром работают люди многих других профессий.

И кем бы вы ни стали в жизни, вам всегда пригодятся смекалка и взаимовыручка, умение работать самостоятельно и в коллективе, которые вы проявили сегодня. Все вы старались и были очень активны. Спасибо за ваш труд. Думаю, что все вы заслужили отличные оценки, хотя это не самое главное. Главное, что вы смогли победить самих себя, свой страх и неуверенность, сомнения и нерешительность.

Тем не менее это турнир и должен быть победитель. Сегодня им стала команда……………. Второе место у команды………….. . Награждение команд.

Спасибо и до новых встреч!

5. Организационный момент (2 мин.)

Уборка рабочих мест. Сообщение отметок работы учащихся. Разбор допущенных учащимися ошибок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!