СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пётр 1 Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Пётр 1 Великий"»

Тема урока: «Пётр Великий»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления об эпохе

правления Петра Ι, его преобразованиях.

2. Развивающая – развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения работать с

источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь, мышление, воображение.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, умение общаться друг с другом,

слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

Формируемые УУД:

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Личностные: - устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

- делать выводы на основе обобщения;

- определять последовательность действий для решения предметной задачи.


Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах.




Ход урока:

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:


I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я желаю вам отличного настроения и успехов на уроке. Присаживайтесь.

Приветствие .

II. Актуализация опорных знаний

-Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

ВИКТОРИНА (презентация)

-Какие опасности угрожали России в н. 17 в.?

(-В начале 17 века польские захватчики выступили против России. Полякам удалось войти в Москву и укрыться за стенами Кремля и Китай - города.)

- Расскажите, как народ защитил Россию в 1612г. (Наводящие вопросы: Что создали для борьбы с врагами? Когда народное ополчение двинулось к Москве?)

(-Для борьбы с врагом было создано народное ополчение, которое в марте 1612 г. двинулось к Москве. В августе ополчение подошло к Москве, опередив войско, спешившее на помощь полякам. Русские разбили его, вынудив уйти из Москвы.)

-Кто призвал русский людей постоять за родную землю? В каком городе это произошло?

(-Кузьма Минин, в Нижнем Новгороде)

- Кто возглавил народное ополчение?

(-Дмитрий Пожарский)

- Какой праздник мы отмечаем 4 ноября?

(-День народного единства)

- Какая новая династия и когда начала править в России?

(-Династия Романовых, в 1613 г.)

-Молодцы, правильно ответили. А теперь посмотрите на доску, что объединяет этих людей?

(-Это князья и цари.)

-Все эти исторические личности знамениты, потому что оставили яркий след в истории и за свою деятельность народ дал им свои имена.



III. Самоопределение к деятельности.


-У вас на партах лежат карточки с заданием. В левом столбике написаны имена князей и царей, а в правом столбике то, как их называли в народе. Работая в паре, вам нужно соединить имя и название в народе. Одно имя должно остаться лишним

Карточка

Имя

Название в народе

Иван IV

Мудрый

Ярослав

Вещий

Олег

Грозный

Владимир

Красное Солнышко

Дмитрий

Калита

Александр

Донской

Иван

Невский

Петр I

Долгорукий

Юрий


Лишнее имя- Петр I.

Сегодня мы познакомимся с одним из самых знаменитых русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее из средневековой в одну из великих держав мира. А что бы вы хотели узнать о Петре I?

(Высказывания учеников).

  • Хотелось бы узнать о детстве Петра.

  • Почему Петр I получил прозвание «Великий»?

  • Каким правителем был Петр I?

  • Что нового внёс Петр I в жизнь страны? В жизнь русского народа?

  • Почему его помнят потомки?

Каким человеком вы представляете Петра I, глядя на его портрет? (Высказывания учеников).

 Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста (203 см)— он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48


IV.Открытие нового знания


- Сегодня, ребята, мы будем говорить о жизни царя Петра Великого, его реформах и преобразованиях.

Тема урока так и называется «Пётр Великий».

 Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.

Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.

Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. “Я в учении нуждаюсь и в учителях”, – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях, обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами. В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: “Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Первый, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь.

Любовь к Отчизне, трудолюбие и целеустремлённость позволили Петру I многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.

Куда мы обратимся, ребята, чтобы узнать о жизни ПетраI? (К учебнику) ЧИТАЕМ.

Работа в группах.

Вопрос для первой группы: «Какие преобразования произошли в России при Петре Первом?» (Новый календарь, первые печатная газета, музей, библиотека, новые заводы и города, школы, военно-морской флот и др.) ( Прочитайте статью в учебнике с.95-96 «Царь - преобразователь.»)

Вопрос для второй группы: « Какой город на Неве построил Петр Первый и зачем?» (Петр вошел в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия не уступала ведущим державам мира. Для успешного развития большой торговли с зарубежными странами России был нужен выход в Балтийское и Черное моря.) (Прочитайте статью в учебнике с.98)


















































К учебнику


Вопрос для первой группы:

Новый календарь, первые печатная газета, музей, библиотека, новые заводы и города, школы, военно-морской флот и др.) ( Прочитайте статью в учебнике с.95-96 «Царь - преобразователь.»)

Вопрос для второй группы: Петр вошел в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия не уступала ведущим державам мира. Для успешного развития большой торговли с зарубежными странами России был нужен выход в Балтийское и Черное моря.

V. Первичное закрепление.









Сообщение учащихся. (Выступление групп)

Почему Петра I прозвали Великим? (Ответы детей).

Россия в результате многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу. В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

Россия в результате многогранной деятельности Петра I превратилась в великую державу. В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

VI. Физкультминутка.





«А сейчас все дружно встанем

И строительство начнём.

Пилами мы рубим,

Топором стругаем,

Гвозди прибиваем,

Мачту поднимаем.

На корабль мы поднялись

И довольны все остались».

Выполняют

VII.Работа по новой теме.

Мозговой штурм.

  • Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Петр Ве­ликий.)

  • Во сколько лет был провозглашен Петр царем? (В 10 лет.)

  • Какое любимое увлечение было у Петра? («Военные потехи».)

  • Как назывался его полк? (Потешный.)

  • Из кого набирался этот полк? (Из сверстников юного царя.)

  • Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьезное увлече­ние Петра военными науками.)

  • Чем отличался Петр I от европейских государей своего време­ни? (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудро­сти корабельного дела.)

  • Каковы главные черты характера Петра I? (Неутомимый, во­левой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, ко­гда шли наперекор его воле.)

  • Что нового появилось в России при Петре I? (Новый кален­дарь, первая газета, музей, библиотека.)

  • Какие дела Петра I вошли в историю? (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, нача­лось тесное общение со станами Европы.)

  • С какой целью надо было устанавливать контакты с Европой?
    (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки.)

  • Когда был заложен город на Неве? (300 лет назад.)

  • С чего началось строительство города? (С Петропавловской крепости.)

  • Что было возведено на берегу Невы? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.)

  • Назовите главную улицу. (Невский проспект.)

  • (Петр Ве­ликий.)

  • (В 10 лет.)

  • («Военные потехи».)

  • (Потешный.)

  • (Из сверстников юного царя.)

  • (Игра переросла в серьезное увлече­ние Петра военными науками.)

  • (Он мог трудиться плотником, постигал сам премудро­сти корабельного дела.)

  • (Неутомимый, во­левой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, ко­гда шли наперекор его воле.)

  • (Новый кален­дарь, первая газета, музей, библиотека.)

  • (Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, нача­лось тесное общение со станами Европы.)

  • (Чтобы узнавать о последних достижениях культуры и науки.)

  • (300 лет назад.)

  • (С Петропавловской крепости.)

  • ? (Здание Адмиралтейства и верфь для строительства судов.)

  • (Невский проспект.)

VIII. Подведение итогов урока.


Ребята, о каком царе мы говорили сегодня на уроке? ( -О Петре Первом)

-Как Петра прозвали в народе? Почему? ( -Великий. Потому что он многое сделал для России)

-Какие преобразования произошли при Петре I?( -Новый календарь, упрощена азбука - кириллица, новые типографии, первая печатная газета, первый музей - Кунтскамера, библиотека, подписал указ о создании академии наук, морской флот, новые заводы и города)

-Преобразования Петра Первого помогли дальнейшему развитию страны. Благодаря царю, Россия стала империей, великой морской державой, сильнейшим государством в Европе.

-На слайде записано предложение («Теперь я знаю, что ...). Дополните его, расскажите, что нового вы узнали на уроке


-О Петре Первом

-Великий. Потому что он многое сделал для России

овый календарь, упрощена азбука - кириллица, новые типографии, первая печатная газета, первый музей - Кунтскамера, библиотека, подписал указ о создании академии наук, морской флот, новые заводы и города

IX. Рефлексия.







  • Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

  • Что для вас было самым интересным на уроке?

  • О чём захотелось ещё узнать?

  • Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя)



X. Домашнее задание.

1.Изучить материал учебника по теме “Петр Великий” с.94-100.

2. Найти с помощью дополнительной литературы интересные факты из жизни Петра I.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!