СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект интегрированного урока по математике и информатике в 9 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект интегрированного урока по математике и информатике в 9 классе по темам математики "Моделирование реальных процессов с помощью дробно-рациональных уравнений." и информатики "Использование электронных таблиц для выполнения практических заданий из различных предметных областей."

Просмотр содержимого документа
«План-конспект интегрированного урока по математике и информатике в 9 классе»

План-конспект интегрированного урока по математике и информатике

ГУО «Поречская средняя школа»

Учитель математики Лунёва Данута Петровна

Учитель информатики Артюхевич Галина Брониславовна

Класс: 9 «Б»

Тема по математике: Моделирование реальных процессов с помощью дробно-рациональных уравнений.

Тема по информатике: Использование электронных таблиц для выполнения практических заданий из различных предметных областей.

Цели урока:

  • учить моделировать реальные процессы с помощью дробно-рациональных уравнений

  • учить решать некоторые виды дробно-рациональных уравнений

  • моделирование зависимостей между величинами.

Задачи:

Образовательная:

  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме 

  • организовать деятельность учащихся по созданию компьютерной модели в табличном процессоре для исследования модели и практического использования в различных жизненных ситуациях

Развивающие:

  • развитие умения анализировать результаты расчетов и устанавливать причинно-следственные связи;

  • развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к математике и информатике;

  • воспитание культуры учебного труда при выполнении практических заданий и обсуждении их результатов.

Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: 

Компьютер, раздаточный материал, учебник «Алгебра 9»

Технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Технология модульного обучения;

  • Технология развития «критического мышления»;

  • Исследование в обучении;

  • Здоровьесберегающая технология

Методы: информационный (словесный); наглядно-иллюстративный; практический.
Формы организации учебной деятельности: практическая работа с раздаточным материалом; самостоятельная практическая работа; беседа; исследование. 

План урока.

  1. Организационная часть (1 мин.)

  2. Постановка цели урока, актуализация знаний учебной деятельности (2 мин.)

  3. Актуализация знаний (4 мин.)

  4. Изучение нового материала (8 мин.)

  5. Решение задач на закрепление пройденной темы (10 мин.)

  6. Физкультминутка (2 мин.)

  7. Практическая работа на компьютере (15 мин.)

  8. Подведение итогов урока (2 мин.)

  9. Рефлексия (1 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас очень необычный урок. Необычный, во-первых, потому что это одновременно и урок математики, и урок информатики. А, во-вторых, что нашему уроку предшествовала очень большая, очень серьезная и ответственная работа как по математике, так и по информатике.

2. Постановка цели урока, актуализация знаний учебной деятельности.

На уроках математики вы учились решать текстовые задачи на работу и на движение, составляя вначале таблицу зависимостей между величинами, затем математическую модель (уравнение), решали его и записывали ответ в соответствии со смыслом задачи, а на информатике – табличный процессор Exсel

И сегодня на уроке наша задача - закрепить знания и умения через решение задач, которые мы встречаем в жизненных ситуациях. Смоделировать, создать математическую модель в виде уравнения и реализовать решение на компьютере с помощью ЭТ.

3. Актуализация знаний. Фронтальный опрос, устная работа с классом.

А сейчас мы повторим основной теоретический материл, который понадобится нам для изучения новой темы. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Что такое уравнение? (Равенство с переменной или переменными.)

  2. Как называется уравнение №1? (Линейное.) Способ решения линейных уравнений. (Все слагаемые с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа - в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель).

  3. Как называется уравнение вида ax2 + bx +c =0? (Квадратное.) Способы решения квадратных уравнений. (Выделение полного квадрата, по формулам, используя теорему Виета и ее следствие.)

  4. Что такое пропорция? (Равенство двух отношений.) Основное свойство пропорции. (Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов.)

  5. Какие свойства используются при решении уравнений? (1. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному. 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.)

  6. Когда дробь равна нулю? (Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.)

4. Изучение нового материала.

Прежде чем приступать к решению задачи необходимо несколько раз внимательно прочитать условие задачи, понять какую величину обозначить за неизвестную.
Рассмотрим пример № 3.22 Алгебра 9.

а) Составим таблицу зависимостей между величинами.

Пусть х км/ч – скорость автобуса, тогда (х+10) км/ч - скорость такси

Процесс

Скорость

Время

Расстояние

Движение из А в В

автобус

х км/ч

ч

300 км

такси

(х+10) км/ч

ч

  1. км

- =1

=0


х , х , х 0


х= -60

х= 50

х , х , х 0 х= 50


Ответ: 50 км/ч

5. Решение задач на закрепление пройденной темы

№ 3.22 (б) решаем самостоятельно. У доски решает учащийся. Сверяем полученные результаты. (Ответ: 30 м3/ч, 20 м3/ч). Анализ решения задачи.

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа на компьютере.

Большую часть своих усилий человек тратит на поиски оптимального решения поставленной задачи: как добиться наиболее высокого жизненного уровня, наивысшей производительности труда, наименьших потерь, максимальной прибыли, минимальных затрат времени? Не все задачи поддаются точному описанию, не для всех найдены простые решения. Сегодня на уроке мы докажем, что табличный процессор облегчает математические расчеты и тем самым уменьшает время, отведенное для выполнения задания.

Решить уравнения в Exсel можно 2-мя способами: графически (построив расчетную таблицу и график) или применив инструмент Подбор параметров (ДАННЫЕ – Анализ что если – подбор параметра)

Решим задачу № 3.22 (а). Ранее вы построили математическую модель задачи

х , х , х 0

Используя ЭТ, получим решение задачи, используя графический способ. Построим расчётную таблицу для функции у= на интервале от [1;100] с шагом 1, построим график, найдём корень уравнения. Демонстрация на компьютерах.

Рассмотрим 2-й способ и применим инструмент Подбор параметров. ( Примечание: «Подбор параметра» идеально подходит для решения уравнений с одним неизвестным).

В ячейку С3 поставим любое число, которое находится в области определения функции. Пусть это будет 1. В ячейку С4 введем формулу: =С3*С3+10*С3-3000. Курсор устанавливаем в ячейке с формулой и запускаем инструмент Анализ «что если» - подбор параметра и заполняем поля:



Найденный аргумент отобразится в зарезервированной для него ячейке, т.е. в С3.

Сравним полученные результаты с ответами, полученными при решении задачи математически.

Решите задачу № 3.22 (б) двумя способами самостоятельно, сверьте полученные результаты.

  1. Подведение итогов.

Вы прекрасно поработали и показали знания математики  и применили умения на информатике.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с задачами, решение которых предполагает составление и решение дробно-рациональных уравнений, научились решать эти задачи при помощи составления математической модели, проверили свои знания с помощью самостоятельной работы.

А также использовали прикладную программу Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Оценивание.

Дом. задание: § 10, № 3.38,3.46 (а)

  1. Рефлексия.

Какой метод решения дробных рациональных уравнений, по Вашему мнению, является более легким, доступным, рациональным?

Независимо от метода решения дробных рациональных уравнений, о чем необходимо не забывать?

В чем «коварство» дробно-рациональных уравнений?

Всем спасибо, урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!