План – конспект
Урока Человек и мир, проведённого в 3 «В» классе
на тему «Природные сообщества Беларуси. Лес и его обитатели»
Цель: формирование представлений о природном сообществе, об условиях местообитания различных растений и животных, расширение и систематизация знаний учащихся о животных и растениях леса.
Задачи:
- развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия их нарушения человеком;
- учить устанавливать особенности строения и поведения животных как приспособления к условиям жизни;
- содействовать осознанию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение человеком природных взаимосвязей может привести к нарушению природного равновесия.
Учебно – методическое обеспечение урока: учебное пособие, книга для чтения, рабочая тетрадь, слайд – презентация, видеоматериалы.
Ход урока.
Организационный этап
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели!
Ну, ребята, чур, молчок!
У нас - урок.
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
- Здравствуйте, ребята!
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
На уроке вас ожидает интересные задания. Вы готовы?
Тогда мы начинаем.
Этап актуализации знаний
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
(Смирнов)
- Ребята, как вы думаете? Какому храму будет посвящен наш урок?
– Храму природы.
(На экране появляется тема урока)
Как вы думаете ребята, что мы сегодня будем делать на уроке? С чем познакомимся? Что будем изучать? (ЛЕС)
А чтобы лес нам раскрыл все свои тайны и секреты, нужно не нарушать покой леса. Вы уже знаете, что в лесу надо соблюдать правила, чтобы сберечь его. Давайте вспомним их.
Правила поведения в лесу СЛАЙД
- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
- Убери за собой мусор, чтобы другим было приятно прийти в лес и наслаждаться красотой.
-Мы – друзья леса!
- Итак, я думаю, теперь мы не нарушим покой леса, а он нам расскажет все свои секреты.
Лесные этажи – ярусы леса.
- Кто из вас был в лесу?
Вот я вижу, что все бывали в лесу. А кто мне скажет: А что такое лес? (ответы детей)
- Лес – это огромная “семья”, которая объединяет в себе животных и растения, а также грибы и мхи.
Вот один маленький мальчик захотел нарисовать лес. Но у него ничего не выходит! Он не знает, какие растения растут в лесу. Давайте ему поможем! А для этого мы с вами создадим маленькую копию леса! Работать будем в группах.
Для начала, давайте вспомнить, что же растёт в лесу
Отгадайте загадку:
Каждый год молодцу
Прибавляется по кольцу. (Дерево)
-А какие деревья растут у нас в лесу? Работа с учебником.
(показ картинок) СЛАЙД
-Вот у вас на столах лежат картинки деревьев. Приклейте картинку деревьев на ватман.
-Вот мы с вами деревья посадили, а каких растений не хватает в нашем лесу?
(Кустарники)
- Чем кустарники отличаются от деревьев?
(У деревьев один ствол, а у кустарников несколько более тонких древесных стволов)
- Какие кустарники встречаются в нашем лесу, мы узнаем, если расшифруем их названия!
Задание: На столах у вас лежат листы с названием кустарников, но в названии все буквы перепутаны. Расшифруйте слова!
- Так какие кустарники у нас растут? (калина, шиповник, бузина, брусника, шиповник, черника). СЛАЙД
-приклейте картинки кустов на ватман.
-Посмотрите внимательно на ваш лес. Как вы думаете, чего ещё может не хватать в нашем лесу? (цветов, трав)
А вот какие травы и цветы растут в лесу, вы узнаете, отгадав загадки:
1.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Ответ (Колокольчики)
2. Не огонь, а жжется. (крапива)
3. Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищается и хвоя и валежник,
И первым появляется в проталине
(подснежник)
4. Неподалеку от дорожки
Стоит цветок на тонкой ножке.
И водит желтой головой
Над первой робкою травой -
Следит широким глазом
За всем на свете сразу!
(Одуванчик)
5. Добрый доктор Айболит у дороги он сидит! (подорожник)
- Конечно, это не все травы, которые растут в наших лесах. Их очень много. Ознакомление с материал в учебнике.
Вот у нас уже стала наша картина немного похожа на лес!
- Так как мы с вами находимся в лесу, если внимательно посмотреть под ноги, то увидим, что растёт у самой земли? (мох)
Мягок, а не пух,
Зелен, но не трава? (мох)
- Он тоже бывает разным. (показать картинки)
4. Физкультминутка
Когда называю деревья – подпрыгнуть, кустарники – присесть, травы – наклониться.
Липа, дуб, шиповник, осина, барбарис, берёза, ель, подорожник, сосна, калина, ландыш, клён, папоротник
- Ребята, посмотрите внимательно на ваш лес, какая из команд мне скажет, что не хватает? Что ещё растёт в лесу? (если дети не догадываются, читаю загадку)
На горке, и под горкой,
Под берёзой, и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(грибы)
- Какие грибы вы бы собрали в лесу? СЛАЙД
- А какие бы не стали класть к себе в корзину? (несъедобные) СЛАЙД
- Что такое гриб? (схема строения) СЛАЙД
Рассказ учителя о грибах
Тесная дружба у деревьев с грибами. Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы. Грибы –особая группа живых существ, которые не относятся ни к растениям, ни к животным. Деревья и грибы повязаны одной ниточкой. А если точнее, то тысячами: тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы – обязательно подземной части каждого гриба – тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними, образуя один грибокорень. Сотни лет может жить грибница, живые белые нити гриба постепенно превращаются в узелки, а из них вырастают грибы.
Вот у вас на столах лежат картинки грибов, посадите эти грибы в вашем лесу!
-Молодцы! Прекрасный лес у вас получился. Но если мы с вами закроем глаза, и представим, что мы с вами продолжаем гулять по лесу.
- Что лежит у нас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки)
- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмерших растений постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа бактерий, микроорганизмов, насекомых и личинок.
Рассказ учителя о почве
В почве очень много живого. Здесь располагаются корни растений. Кроме того, в почве, у её поверхности, живут мельчайшие водоросли (их сотни тысяч в каждом грамме почвы). Здесь расположены грибницы грибов. Огромное количество микроорганизмов населяют почву, а также и животные.
-Прикрепляем почву!
-Посмотрите, какой у нас с вами получился прекрасный лес!
- Ребята, а какой бывает лес? (хвойный, лиственный и смешанный)
- Какой получился у нас с вами? (Смешанный) СЛАЙД
- Внимательно (в группах) рассмотрим лес. С чем вы можете его сравнить? (с лестницей, будто ступеньки поднимались вверх) СЛАЙД
- Чем является лес для живых организмов? (домом)
- А какой это дом? (многоэтажный)
- Давайте выделим этажи леса.
Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья)
Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей. (Кустарники)
Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)
4.Здесь располагаются корни растений. Живет различные живые организмы (почва)
Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. СЛАЙД
Первый ярус – деревья: дуб, берёза, сосна, ель, клён, осина.
Второй ярус – кустарники: орешник, малина, калина и другие.
Третий ярус – травы, грибы, мхи.
Четвёртый ярус – почва, со всеми населяющими её живыми организмами.
(Рассказ сопровождается показом на картине).
Как вы думаете, почему растения растут ярусами? А всё потому, что у них происходит борьба за свет и тепло!
Лес – это семья различных растений, растущих строго по этажам, как над землей, так и под землёй, корни растений растут тоже этажами: самые глубокие и мощные – у деревьев, менее глубокие – у кустарников, сверху корни находятся у трав, грибов и мхов.
5. Закрепление.
1. Вот мы с вами создали на уроке макет леса!
-Как вы думаете, можно его уже отдавать мальчику? (нет)
-Чего в нём не хватает? (животных)
2. Графический диктант
Запишите O, если утверждение верное,
□, если неправильное.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- 4 ярус – это кустарники.
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
Проверяем диктант. Каждый ставит себе оценку.
6. Итог урока.
-Что такое лес?
-Сколько ярусов в лесу? Какие?
-Как сохранить наше зелёное царство?
Домашнее задание