СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект на тему «Природные сообщества Беларуси. Лес и его обитатели»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала.

Цель: формирование представлений о природном сообществе, об условиях обитания различных растений и животных, расширение и систематизация знаний учащихся о животных  и растениях леса.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект на тему «Природные сообщества Беларуси. Лес и его обитатели»»

План – конспект

Урока Человек и мир, проведённого в 3 «В» классе

на тему «Природные сообщества Беларуси. Лес и его обитатели»


Цель: формирование представлений о природном сообществе, об условиях местообитания различных растений и животных, расширение и систематизация знаний учащихся о животных и растениях леса.

Задачи:

- развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия их нарушения человеком;

- учить устанавливать особенности строения и поведения животных как приспособления к условиям жизни;

- содействовать осознанию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение человеком природных взаимосвязей может привести к нарушению природного равновесия.

Учебно – методическое обеспечение урока: учебное пособие, книга для чтения, рабочая тетрадь, слайд – презентация, видеоматериалы.


Ход урока.

  1. Организационный этап


Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели!

Ну, ребята, чур, молчок!
У нас - урок.

Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.


- Здравствуйте, ребята!

  • На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).

  • Уши внимательно слушают и все ... (слышат).

  • Голова хорошо ... (думает).

  • На уроке вас ожидает интересные задания. Вы готовы?

  • Тогда мы начинаем.

  1. Этап актуализации знаний

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

(Смирнов)

- Ребята, как вы думаете? Какому храму будет посвящен наш урок?

– Храму природы.

(На экране появляется тема урока)

Как вы думаете ребята, что мы сегодня будем делать на уроке? С чем познакомимся? Что будем изучать? (ЛЕС)

А чтобы лес нам раскрыл все свои тайны и секреты, нужно не нарушать покой леса. Вы уже знаете, что в лесу надо соблюдать правила, чтобы сберечь его. Давайте вспомним их.

Правила поведения в лесу СЛАЙД

- Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет. 
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

- Убери за собой мусор, чтобы другим было приятно прийти в лес и наслаждаться красотой.

-Мы – друзья леса!

- Итак, я думаю, теперь мы не нарушим покой леса, а он нам расскажет все свои секреты.

 Лесные этажи – ярусы леса.

- Кто из вас был в лесу?

Вот я вижу, что все бывали в лесу. А кто мне скажет: А что такое лес? (ответы детей)

Лес – это огромная “семья”, которая объединяет в себе животных и растения, а также грибы и мхи.

Вот один маленький мальчик захотел нарисовать лес. Но у него ничего не выходит! Он не знает, какие растения растут в лесу. Давайте ему поможем! А для этого мы с вами создадим маленькую копию леса! Работать будем в группах.

Для начала, давайте вспомнить, что же растёт в лесу

Отгадайте загадку:

Каждый год молодцу
Прибавляется по кольцу.
 (Дерево)


-А какие деревья растут у нас в лесу? Работа с учебником.

(показ картинок) СЛАЙД

-Вот у вас на столах лежат картинки деревьев. Приклейте картинку деревьев на ватман.

-Вот мы с вами деревья посадили, а каких растений не хватает в нашем лесу?

(Кустарники)

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

(У деревьев один ствол, а у кустарников несколько более тонких древесных стволов)

- Какие кустарники встречаются в нашем лесу, мы узнаем, если расшифруем их названия!

Задание: На столах у вас лежат листы с названием кустарников, но в названии все буквы перепутаны. Расшифруйте слова!

- Так какие кустарники у нас растут? (калина, шиповник, бузина, брусника, шиповник, черника). СЛАЙД

-приклейте картинки кустов на ватман.

-Посмотрите внимательно на ваш лес. Как вы думаете, чего ещё может не хватать в нашем лесу? (цветов, трав)

А вот какие травы и цветы растут в лесу, вы узнаете, отгадав загадки:

1.Эх, звоночки, синий цвет, 
С язычком, а звону нет.

Ответ (Колокольчики)


2. Не огонь, а жжется. (крапива)


3. Нам каждому весенняя природа дорога.

Ручьями распускаются холодные снега.

От снега очищается и хвоя и валежник,

И первым появляется в проталине

(подснежник)


4. Неподалеку от дорожки

Стоит цветок на тонкой ножке.
И водит желтой головой
Над первой робкою травой -
Следит широким глазом
За всем на свете сразу!

(Одуванчик)


5. Добрый доктор Айболит у дороги он сидит! (подорожник)


- Конечно, это не все травы, которые растут в наших лесах. Их очень много. Ознакомление с материал в учебнике.

Вот у нас уже стала наша картина немного похожа на лес!

- Так как мы с вами находимся в лесу, если внимательно посмотреть под ноги, то увидим, что растёт у самой земли? (мох)

Мягок, а не пух,

Зелен, но не трава? (мох)

- Он тоже бывает разным. (показать картинки)

4. Физкультминутка

Когда называю деревья – подпрыгнуть, кустарники – присесть, травы – наклониться.

Липа, дуб, шиповник, осина, барбарис, берёза, ель, подорожник, сосна, калина, ландыш, клён, папоротник

- Ребята, посмотрите внимательно на ваш лес, какая из команд мне скажет, что не хватает? Что ещё растёт в лесу? (если дети не догадываются, читаю загадку)

На горке, и под горкой,

Под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(грибы)

- Какие грибы вы бы собрали в лесу? СЛАЙД

- А какие бы не стали класть к себе в корзину? (несъедобные) СЛАЙД

- Что такое гриб? (схема строения) СЛАЙД

Рассказ учителя о грибах

Тесная дружба у деревьев с грибами. Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы. Грибы –особая группа живых существ, которые не относятся ни к растениям, ни к животным. Деревья и грибы повязаны одной ниточкой. А если точнее, то тысячами: тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы – обязательно подземной части каждого гриба – тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними, образуя один грибокорень. Сотни лет может жить грибница, живые белые нити гриба постепенно превращаются в узелки, а из них вырастают грибы.


Вот у вас на столах лежат картинки грибов, посадите эти грибы в вашем лесу!


-Молодцы! Прекрасный лес у вас получился. Но если мы с вами закроем глаза, и представим, что мы с вами продолжаем гулять по лесу.

- Что лежит у нас под ногами? (старые листья, сквозь них пробивается трава, остатки старой травы, сухие веточки)

- Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмерших растений постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа бактерий, микроорганизмов, насекомых и личинок.

Рассказ учителя о почве

В почве очень много живого. Здесь располагаются корни растений. Кроме того, в почве, у её поверхности, живут мельчайшие водоросли (их сотни тысяч в каждом грамме почвы). Здесь расположены грибницы грибов. Огромное количество микроорганизмов населяют почву, а также и животные.

-Прикрепляем почву!

-Посмотрите, какой у нас с вами получился прекрасный лес!

- Ребята, а какой бывает лес? (хвойный, лиственный и смешанный)

- Какой получился у нас с вами? (Смешанный) СЛАЙД

- Внимательно (в группах) рассмотрим лес. С чем вы можете его сравнить? (с лестницей, будто ступеньки поднимались вверх) СЛАЙД

- Чем является лес для живых организмов? (домом)

- А какой это дом? (многоэтажный)

- Давайте выделим этажи леса.

Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

  1. Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья)

  2. Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твердых стеблей. (Кустарники)

  3. Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы)

4.Здесь располагаются корни растений. Живет различные живые организмы (почва)

Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. СЛАЙД

Первый ярус – деревья: дуб, берёза, сосна, ель, клён, осина.

Второй ярус – кустарники: орешник, малина, калина и другие.

Третий ярус – травы, грибы, мхи.

Четвёртый ярус – почва, со всеми населяющими её живыми организмами.

(Рассказ сопровождается показом на картине).

Как вы думаете, почему растения растут ярусами? А всё потому, что у них происходит борьба за свет и тепло!

Лес – это семья различных растений, растущих строго по этажам, как над землей, так и под землёй, корни растений растут тоже этажами: самые глубокие и мощные – у деревьев, менее глубокие – у кустарников, сверху корни находятся у трав, грибов и мхов.

5. Закрепление.

1. Вот мы с вами создали на уроке макет леса!

-Как вы думаете, можно его уже отдавать мальчику? (нет)

-Чего в нём не хватает? (животных)


2. Графический диктант

Запишите O, если утверждение верное,

□, если неправильное.

- Самый верхний ярус леса образован деревьями.

- 4 ярус – это кустарники.

- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

Проверяем диктант. Каждый ставит себе оценку.

6. Итог урока.

-Что такое лес?

-Сколько ярусов в лесу? Какие?

-Как сохранить наше зелёное царство?

Домашнее задание








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!