Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ярагказмалярская СОШ им. М.Ярагского»
План-конспект
открытого урока физики
в 9 классе по теме
«Изучение явления электромагнитной индукции»
Дата:26.01.2019г
Подготовил учитель физики,
Абдулвагабова Мадина Джаватовна.
Директор МКОУ «Ярагказмалярская СОШ имени М.Ярагского»
Аюбова Фезина Михралиевна________________________
2019г
Школа: МКОУ «Ярагказмалярская СОШ»
Учитель физики,
Абдулвагабова Мадина Джаватовна.
Дата: 26.01.2019 г.
Класс: 9
Конспект урока по физике в 9 классе
«Изучение явления электромагнитной индукции»
Цели урока:
Образовательная:
1) В занимательной форме обобщить имеющиеся знания:
- повторить понятия – магнитное поле и его графическое изображение, неоднородное и однородное магнитное поле, индукция магнитного поля, магнитный поток;
- повторить правила – правило Буравчика и правило левой руки;
2) Изучить явление электромагнитной индукции;
3) Обеспечение качества обучения путем использования эффективных методик и образовательных технологий, которые являются базой изучения курса физики, формирование умений по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом.
2.Развивающие: развить навыки критического мышления; развить коммуникативные качества учеников; развитие познавательного интереса, творческих способностей, выполнение экспериментальных исследований, самостоятельность в приобретении новых знаний;
3.Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности; создать условия для формирования познавательного интереса к предмету физика.
Оборудование:
- ПК, проектор, видеокамера.
- миллиамперметр, магнит, катушка-моток – 4 шт., соединительные провода.
Ход урока
Организационный момент.
Обучающиеся сидят в группах по четыре человека.
Приветствие, знакомство с темой (мотивация) – (слайд 1,2).
- Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем друг друга.
- Сегодня тема нашего урока «Изучение явления электромагнитной индукции». Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Но прежде, давайте с вами вспомним, что мы должны знать о физическом явлении?
Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (ребята в группах пробуют сформулировать цели урока РАУНД РОБИН). Проходит опрос по одному участника из каждой группы.
Ученики: Признаки, по которым это явление можно обнаружить;
- условия, при которых это явление наблюдается;
- уметь объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики;
- знать где применяется и используется это явление;
- кем и когда было открыто.
-Молодцы, ребята! Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить на сегодня на уроке(слайд 2-цели урока).
- Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (ответы учащихся).
- Молодцы! Ребята, давайте вместе вспомним прошлый материал. Мы начали изучать большую главу «Электромагнитное поле» и изучили такие темы, как магнитное поле и его характеристики, направление тока, обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток, индукция магнитного поля. Вспомнить все эти понятия нам поможет мыслительный прием ФАЙНД ЗЕ ФИБ (слайд 3).
-Сейчас я вам даю 2 мин на то, чтобы вы написали 3 утверждения. Затем по кругу один из вас зачитывает свои утверждения, команда думает, советуется и приходит к консенсусу, озвучивает догадку. Если команда правильно угадала-выдумщик им аплодирует, если нет-команда аплодирует выдумщику.
-Спасибо большое! У нас с вами все получилось замечательно!
2. Изучение нового материала.
- Нам с вами уже известно, что существует связь между электричеством и магнетизмом. Ребята, скажите, пожалуйста, каким ученым и на каком опыте эта связь была обнаружена?
Ученик: Эту связь обнаружил Г.Эрстед, он случайно заметил, что проводник с током оказывает воздействие на магнитную стрелку.
- Спасибо, хорошо. Зная о взаимосвязи электричества и магнетизма, Фарадей ставит перед собой задачу «превратить магнетизм в электричество». Над этой задачей ученый работал 10 лет. Давайте посмотрим видеофрагмент(3-4 мин)
- Ребята, какие черты характера наиболее ярко характеризуют ученого?
Ученики: Целеустремленность, трудолюбие и стремление к знаниям.
- Теперь давайте попытаемся выяснить, в чем заключается явление электромагнитной индукции. Для этого вам предстоит выполнить практическую работу.
СИ ФИНК УАНДЕ. (Посмотри-подумай-задайся вопросом)- мыслительный прием.
-Что вы видите на столе? (На столе лежат подковообразный магнит, миллиамперметр, катушка и соединительный провода). Си-Посмотрите.
Финк-подумай.
-Для чего нужны эти приборы?
3. Уанде-задайся вопросом. (Каким образом мы будем получать индукционный ок? Хватает ли для эксперимента данные приборы? Какова схема этого эксперимента?)
- Надеюсь к концу урока вы все найдете для себя ответы на эти вопросы.
- Сейчас я бы хотела, чтобы Вы поработали самостоятельно.
Эй Ар Гайд.
- Возьмите пожалуйста карточки, которые лежат у Вас на столе. Здесь у Вас представлена таблица с утверждениями. Прочтите все утверждения.
До | Утверждения | После |
| 1. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит двигается относительно катушки. | |
| 2. Индукционный ток возникает в катушке в случае, когда магнит покоится относительно катушки. | |
| 3. Направление индукционного тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее. | |
| 4. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше значение индукционного тока. | |
-Закончили?! В графе «До» проставьте «+»- если Вы согласны с утверждением и «-» - если не согласны.
- Давайте перейдем к экспериментам. Вам необходимо выполнить лабораторную работу, следуя инструкциям, которые у Вас на столе.
- Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее лабораторной работы(выполнение лабораторной работы)
- Теперь Вам нужно заполнить колонку «После» нашей таблицы, указывая, являются ли данные учителем утверждения, по Вашему мнению, правильными или неправильными.
- Молодцы ребята! А сейчас давайте немного подвигаемся и заодно вспомним некоторые физические величины.
При выполнении данного этапа используется обучающая структура-СИГНЕЧЕС(под музыку ученики пишут в воздухе логтем,ногой ответы на вопросы учителя): -Это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле (Магнитные линии);
-Как называется правило: если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока (Буравчика).
-Спасибо. Давайте вернемся к нашему уроку. В какой строке у вас разошлись мнения? Ученики обсуждают информацию, которая изменила их мнение. Раунд робин.
Учитель опрашивает несколько учеников.
3.Закрепление материала.
- Давайте обобщим знания.
-При каких условиях возникает индукционный ток? Отвечает один ученик.
(1. В первом опыте индук.ток возникал в катушке в случае,когда магнит двигался относительно катушки.При торможении магнитная сила индук.тока резко возрастала и падала до нуля, когда магнит останавливался. Изменение магнитного потока является причиной возникновения индукционного тока. Т.е. магнитный поток менялся вместе с индук.током, т.е. во время движения магнита. 2. Направление индук.тока будет различным при приближении магнита к катушке и удалении его от нее.При приближении густота магнитных линий увеличивается-индук.ток возрастает,и наоборот. 3. Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше магнитный поток и следовательно значение индук.тока).
4.Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы с вами изучали явление электромагнитной индукции, познакомились с новыми правилами и законами, проводили небольшие эксперименты. В завершении урока постарайтесь ответить на следующие вопросы. Тест.
-- Спасибо все за урок. До свидания!