СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по математике Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей». 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по математике Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей». 5 класс»


РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МКОУ «Новоуркарахская СОШ»


План-конспект открытого урока по математике

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».





5 класс



Выполнила: Азизова Райсат Гасангусейновна.



2022 г.

















Конспект открытого урока в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: Создание условий для конструирования алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей

Задачи:

  • Активизировать знания учащихся о проблемах сохранения окружающей среды.

  • Побудить учащихся к открытию способа сложения и вычитания десятичных дробей.

  • Организовать в совместной деятельности с учащимися принятие цели и задач урока.

  • Развивать умения учащихся складывать и вычитать десятичные дроби.

  • Создать условия для формирования у учащихся ключевых компетенций.

  • Воспитывать в учащихся потребность быть грамотным природопользователем, способствовать развитию активной гражданской позиции.

  • Создать комфортную образовательную среду.



I. Оргмомент. Эпиграф: О, дробь десятичная!

Удобная и практичная,

Место запятых знай,

Любую задачу решай!

Здравствуйте, ребята.

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок

Начинаем наш урок.


II Введение в тему.

-Перед вами лежит таблица успешности, в которой вы должны оценить каждое выполняемое вами задание во время урока. (максимальный балл за каждое задание - 3 балла).

- А сейчас я хочу предложить вам интересное задание: откройте 1-й лист «Экологическая шифровка» и обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны.


Приложение 1. Экологическая шифровка.

Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.


Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.

Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.

Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.

Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.

Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.

Береги свои леса: лес – богатство и краса.

Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.


Если вы правильно выполнили задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, с которыми сегодня мы будем продолжать работать «Дроби»)

Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились (читают по цепочке)

-А какие дроби мы изучаем? (десятичные)

Оцените свою работу в таблице успешности.

Ребята, а судя по такому началу урока, как вы думаете, о чем еще очень важном сегодня пойдет речь? (Об экологии) А вы думаете на уроке математики получится у нас рассуждать об экологии? (да, нет) Попробуем?


III Целеполагание.

Давайте представим себя юными экологами и сегодня на уроке попробуем решить задачи не из учебника, а экологические задачи о нашем родном крае.

- Но сначала подготовительное задание: используя следующий набор цифр: 1,3,5 составьте наибольшую и наименьшую десятичную дробь так, чтобы целая часть содержала только одну из данных цифр, каждую цифру можно использовать один раз. (5,31 и 1,35).

Оцените свою работу в таблице успешности.


А вот и первая задача. На берегу реки Самур отдыхает две группы туристов. Одна группа оставила после себя 5,31 кг мусора, а вторая группа оставила – на 1,35 кг мусора меньше.

1) Сколько кг мусора оставила после себя вторая группа туристов?

2) Сколько кг мусора оставили после себя обе группы туристов?

Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что надо сделать? (вычесть дроби).

А чтобы ответить на второй вопрос задачи, что надо сделать? (сложить дроби).


Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу? (нет)

Почему? (не умеем складывать и вычитать десятичные дроби).

Чем же мы сегодня на уроке будем заниматься? (будем учиться складывать и вычитать десятичные дроби).

В тетрадях – число, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

А что мы будем делать для того, чтобы учиться складывать и вычитать десятичные дроби?

Задачи урока: (дети сами планируют урок)

  1. Повторим что мы знаем о десятичных дробях;

  2. Найдем способ сложения и вычитания десятичных дробей, сконструируем правило;

  3. Порешаем примеры;

  4. Проверим свои знания


IV. Актуализация опорных знаний.

  1. Какую дробь считают десятичной?

  2. В чем особенность записи десятичных дробей?

  3. Что отделяет запятая?

  4. Где находится целая часть, а где дробная в записи десятичной дроби?

  5. Выясните в каком столбце верно записана десятичная дробь, обведите букву ему соответствующую и вы узнаете название одного из растений, занесенного в красную книгу Дагестана.


1 ) семь целых три десятых

7, 3

И

7,03

У

7,003

П

2) ноль целых сорок пять сотых

0, 045

Л

0, 0045

Е

0,45

Н

3) четыре целых двадцать восемь тысячных

4, 28

В

4, 028

Ж

4, 0028

Ь

4) двенадцать целых девять сотых

12, 009

А

12, 9

Е

12,09

И

5) восемнадцать целых восемь десятых

18,08

Ш

18,8

Р

18, 008

В




Инжир или  фи́говое де́рево, или смоко́вница обыкнове́нная,— субтропическое листопадное растение рода Фикус семейства Тутовые. На Кавказе выращивают в открытом грунте как ценное плодовое растение, дающее плоды — винные ягоды.

В народной медицине инжир применяется с глубокой древности. Его считали средством, стимулирующим печень, сердце и другие органы человека. Ценил фиговое дерево и Авиценна. Он отмечал его ценные питательные свойства и советовал включать в свой рацион людям с ослабленным здоровьем. 

Оцените свою работу в таблице успешности.


7. На доске на карточках представлены длины рек Дагестана. Записать их в порядке возрастания:

Самур- 216,16 км, Уллучай- 111,7 км, Аварское Койсу- 178,25 км, Терек - 622,9 км, Сулак – 144,85 км, Рубас – 92,04 км. (Самая длинная – Терек, самая короткая –Рубас).

Оцените свою работу в таблице успешности


V. Открытие нового материала.

А теперь вернемся к теме нашего урока, какую же проблему мы должны с вами решить? (как складывать и вычитать десятичные дроби).


В таблицу впишите по разрядам десятичные дроби: 458,2 и 4,582(Дети выполняют на раздаточном материале (приложение).


Разряды целой части числа

Запятая

Разряды дробной части числа

Десятки тысяч

Тысячи

Сотни

Десятки

Единицы


,

Десятые

Сотые

Тысячные

Десятитысячные

Стотысячные

Миллионные



4

5

8


2

0

0








4


5

8

2

















Ребята, какой главный принцип чтения десятичных дробей?


Задание:

Если не обращать внимания на запятую, то какие числа получились? (Натуральные)

Мы умеем складывать натуральные числа? (умеем)

В таблице записать сумму этих чисел и разность этих чисел.


Разряды целой части числа

Запятая

Разряды дробной части числа

Десятки тысяч

Тысячи

Сотни

Десятки

Единицы


,

Десятые

Сотые

Тысячные

Десятитысячные

Стотысячные

Миллионные



4

5

8

,

2

0

0








4

,

5

8

2






4

6

2

,

7

8

2






4

5

3

,

6

1

8





Дети выполняют задание в парах или в группах (1 группа или пара находят сумму, 2 группа или пара разность).

Вот мы и подошли к способу сложения десятичных дробей. В чем он заключается?

Повторим процедуру с вычитанием десятичных дробей. (Ученик у доски находит разность чисел 458,2 и 4,582. Ответ: 453,618)

Проверка задания, коррекция ошибок.

Значит, теперь каждый раз, чтобы сложить или вычесть дроби, мы будем чертить таблицу? (Нет).

Тогда, чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, что мы должны знать? (правило)

Для этого создадим алгоритм. Перед вами лежат фразы, а вы должны соединить их в одно правило.

(Приложение):

  1. Записать десятичные дроби друг под другом в столбик, так чтобы запятая была под запятой;

  2. Уравнять количество цифр после запятой(если это необходимо);

  3. Выполнить сложение или вычитание дробей, не обращая внимания на запятую;

  4. В ответе поставить запятую под запятыми. (правило - на слайде).

(проверяем алгоритм - 4 ученика у доски распределяют действий в правиле).

Оцените свою работу в таблице успешности


VI. Физкультминутка.

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.


VII. Закрепление нового материала.

- Работа в парах: задание Рассказать правило друг другу, затем привести один пример сложения или вычитания, 1 вариант объясняет 2 варианту еще раз.(2мин.)

- Ребята, теперь мы можем вернуться к задаче, которая вызвала у вас затруднение? (Можем)

Решают в парах, а один ученик на закрытой доске. Проверяем.

Решение в столбик:1) 5,31 - 1,35 = 3,96 (кг) – мусора после 2-ой группы.

2) 5,31 + 3,96 = 9,27(кг) – мусора после обеих групп.

(Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).


VIII. Закрепление нового материала.

На слайде числа: 25,4 0,9 2,04 14,6 100,9

Задания (устно):

  • Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса(40млн км²)

  • Вычесть из первого с конца числа второе число сначала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка(100лет)

  • То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка(500лет)

  • Сумму всех чисел умножьте на 0. Стекло не переработается в почве никогда.


4.Задачи-шутки (устно на слайдах)

1. Коля свой дневник закопал на глубину 0,4м, а Толя закопал свой дневник на глубину 0,75м. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя?

2. Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8,2м и, пролетев 5,6м, передумал. Сколько метров тебе еще лететь поневоле?


Каким новым же правилом вы сегодня пользовались для решения задач?(дети проговаривают правило).


IX. Оцените и подведите итог своей работы во время урока.

"5" - 21-19 б; "4" - 18-15 б; "3" - 14-11 б; "2" - 10 и менее баллов.


Урок сегодня завершён,
И каждый должен знать:

Кто поработал хорошо
Получит точно пять.


X. Домашнее задание. п.32 № 1255(а-в), № 1256(а-г)


XI. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Притча:

Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос: «Что ты делал целый день?» Первый с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. Второй ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ответьте на вопрос: «Как вы работали на уроке?»

Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Спасибо за урок.


Резерв: № 1219, !220.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!