СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему"Кто такие птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему"Кто такие птицы?"»

Конспект урока в 1 классе на тему: «КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?»


Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что птицы — живот­ные, тело которых покрыто перьями;

приводить приме­ры птиц;

выделять существенные признаки природных объектов;

узнавать птиц на рисунке;

определять птиц с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассматривать иллюстрации учебника;

извлекать из них нужную информацию;

исследовать строение пера птицы;

проводить самопроверку;

описывать птицу по плану;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать разнооб­разие и красоту птиц.

Оборудование. У учителя — таблица с изображением птиц; большая застёжка-молния; слайды, демонстрирующие птиц с красивым и необычным оперением. У учащихся — цветные фишки; набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы.

Предварительная работа. До начала урока целесообразно провести наблюдения за птицами в окрестностях школы. Объектом наблюде­ний могут быть самые обычные птицы: синицы, воробьи, вороны, галки и др. Целенаправленные наблюдения как бы заново откры­вают детям этих привычных животных. Пусть учащиеся назовут встреченных птиц (если они им известны) и под руководством учи­теля проверят себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; постараются определить неизвестных им птиц; внимательно рассмотрят внешний вид встреченных птиц (размеры, окраска, дру­гие особенности); понаблюдают за их поведением (как передвига­ются по земле, как летают, что и как едят, как общаются с други­ми птицами, как реагируют на появление человека). При организации наблюдений учитель может воспользоваться рекомендациями, дан­ными в атласе-определителе (с. 120—121).

Ход урока

Мотивация и целеполагание. Учитель: «Мы уже знаем, кто такие насекомые и кто такие рыбы. А теперь скажите, за какими животными мы наблюдали во время последней прогулки? (За птицами.) Вот и новый вопрос Муравьишки: «Кто такие птицы?». Дети высказываются свое мнение, после чего зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».

Актуализация знаний и умений. Детям предлагается первое задание на с. 36 учебника («Вспомните, каких птиц вы знаете.») Как и на предыдущих уроках, учитель просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. Если кто-то из учащихся назовет животное, не относящееся к птицам (например, летучую мышь), не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кое-кто из ребят ошибся, а кто именно, мы скоро узнаем.

Освоение нового содержания и его применение. Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды ве­чером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахи­вая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропин­кой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-пе­релетало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать... Наверное, все они — птицы». А вы как думаете, ребята?»

Учитель предлагает рассмотреть на рисунке в учебнике (с. 36) животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они — птицы? Дети говорят, что бабочка — насекомое. Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас похожее на бел­ку животное, о котором сказал Муравей?» Если дети не знают, со­общает: «Это летяга. Птица ли она? А летучая мышь — пти­ца?» Учитель подводит детей к выводу: чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отли­чает их от других животных. Умение летать не подходит — мы зна­ем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые». Возможно, дети сразу выскажут предположение, что этот признак — перья.

Это предположение получает подтверждение в ходе знакомства со строением птиц. Дети самостоятельно изучают его на примере голубя по рисун­ку в учебнике. Затем кто-либо из учащихся рас­сказывает по рисунку о строении тела птицы. После этого работа продолжается фронтально: дети находят те же части тела у других птиц, изображенных в учебнике или на демонстрационной таблице. Обращается внимание на то, что тело всех птиц покрыто перьями. Это и есть общий признак птиц. Учитель просит рассмотреть на рисунке Черепаху, спрашивает: «Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти пе­рья? (Это перья павлина.)»

Учитель: «Кто же такие птицы? (Это животные, те­ло которых покрыто перьями.) Не случайно птиц часто называют «пернатые». Ребята, кто же из вас ошибся, когда мы в начале урока перечисляли птиц?»

Далее под руководством учителя проводится практическая рабо­та «Исследуем перья птиц». Задания выполняются в парах; изученные перья учащиеся зарисовывают в рабочей тетради (с.25, №1).

Учитель: «Рассмотрите предложенные перья. Одинаковые они или разные? Чем они различаются? (Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т.д.) А что у них общего?» Учащиеся нахо­дят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застёжки-молнии (учитель демонстрирует такую застёжку). По усмотрению учи­теля можно провести несколько опытов-наблюдений. Например: «По­ложите перо на ладонь и подуйте на него. (Летит, лёгкое.) Отрежьте кончик пера ножницами. (Внутри оно пустое, полое.) Вот почему пе­рья лёгкие. Капните водой из пипетки на перо. (Капелька скати­лась, перо не намокает.) Вот почему перья могут защитить птицу от воды. Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жёсткое.) Для чего птице нужны разные перья?» Дети высказываются. Учитель по­ясняет: «Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полёта; более мягкие перья покрывают тело птицы и защища­ют его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения». Учитель демонстрирует слайды, изображающие птиц с необычными перьями, на­пример павлина, венценосного журавля, райскую птицу, колибри.

В ходе практической работы возможна физкультминутка: дети со­вершают движения, показывая, как летит и падает на землю пе­рышко.

Следующий этап урока посвящён расширению представлений детей о многообразии мира птиц. Учащиеся, работая в парах, самостоятельно выполняют задание на с. 37 учебника с использованием атласа-определителя «От земли до неба» и «Страничек для самопроверки».

Дополнительно учитель может предложить отметить фишками тех птиц, которых дети видели в природе, рассказать, что им известно о той или иной птице.

После этого дети учатся описывать птиц по плану, приведенному в учебнике (с. 37).

Затем Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почув­ствовать себя птицей и немного полетать. Учитель предлагает детям:

Давайте мы с вами руками помашем,

и что-нибудь птичье давайте мы скажем...

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем,

что мы сидим?!

Э. Мошковская

Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи. Этот фрагмент урока может послужить физкультминуткой.

Последующую работу можно организовать по вариантам, как на уроке «Кто такие насекомые?» Одним учащимся предлагается придумать сказочную историю по рисунку на с. 37 учебника, другим – выполнить задание повышенной сложности в рабочей тетради (с.25-26, №2).

В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради (с. 26, № 3). При недостатке времени его можно выполнить в группе продленного дня или дома.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос «Кто такие птицы?». Ответ сверяется с выводом учебника (с.37).

Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 37 учебника.


Рекомендации для занятий в семье

1. Выполните с ребенком задание в рабочей тетради (с.26, №3), если оно не было выполнено на уроке или в группе продленного дня.

2. В «Научном дневнике» начните выполнение задания № 3. Наблю­дайте за погодой в течение недели. Каждый день заполняйте стро­ку в разделе «Осень».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!