Министерство образования республики Дагестан Кайтагский район
МКОУ «Хунгиянская ООШ»
Открытый урок
по русскому языку
2 класс
Тема: что такое существительное?
Подготовила: учительница начальных классов
Газиева Сарият Газиевна
Хунгия 2017
Урок русского языка во 2-м классе.
Дата 24.10.2017 г.
учительница начальных классов Газиева Сарият Газиевна
Тема:
что такое существительное?
Цели: формирование грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.). Тип урока: знакомство с новой темой.
Формируемые УУД:
Личностные:
- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
-проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Регулятивные:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,
- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
- подтверждать аргументы фактами;
- слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения
Ход урока
I.Организация детей к уроку.
Все подравнялись, приготовились к уроку. А теперь тихонечко садитесь.
II. Актуализация знаний.
1.Работа с фразеологизмами.
-Обратите внимание на сочетания слов. Что это? (фразеологизмы)
-С какой целью мы с ними знакомимся?(чтоб речь наша была более выразительной, красивой, культурной)
-Какой фразеологизм нам подойдёт для урока ?
Засучив рукава, за тридевять земель, с лёгким сердцем, жить своим умом, не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица, сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
2. Психологический настрой к уроку.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать.
III. Минутка чистописания.
1. Запись на доске:
большой – маленький
война – ? (мир)
глубокий – ? (мелкий)
старый – ? (молодой)
гладить – ? (мять)
твердый – ? (мягкий)
сухой – ? (мокрый)
– Если вы правильно сформулируете и выполните задание к записи, то узнаете, какую букву мы будем писать сегодня.
З а д а н и е: подобрать к словам антонимы. Они все начинаются на букву М. Значит, сегодня будем писать букву М.
2. Определите порядок следования букв в этом ряду:
мло омл лом …
– Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
Оцените свою работу в баллах.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Рассмотрите данный шифр:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | а | м | н | о | р | к | в | у |
2 | с | г | д | я | л | ч | ц | т |
и ключ к нему: 2–1, 1–4, 2–5, 1–4, 1–2, 1–1.
– Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
– Какое слово зашифровано? (Солома.)
– Что такое солома? (Это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений, которые остаются после обмолота.)
– Запишите это слово. На правописание какой буквы следует обратить внимание? (На правописание непроверяемой безударной гласной о. Ее надо запомнить.)
– Что можете сказать о слове солома? (Отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.)
– Какой частью речи является это слово? (Существительным.)
– Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему нашего урока.
V. Работа над темой.
– Что же такое имя существительное? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что?.)
– Что обозначают имена существительные? Выяснить это нам поможет игра в группы слов.
– Я буду называть группы слов, а вы постарайтесь заменить их одним словом.
Кто из вас играть готов?
Пес, корова, кошка? (Животные.)
Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки.)
Лук, редиска, огурцы? (Овощи.)
Молоток, топор, щипцы? (Инструменты.)
Платье, юбка и рубашка? (Одежда.)
Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда.)
Василек, ромашка, роза? (Цветы.)
Ветер, дождик и морозы? (Явления природы.)
Подбери еще названья
Овощей, одежды, тканей,
Фруктов, мебели, цветов,
Улиц, речек, городов.
(Первая часть игры проводится устно, вторая – письменно)
– Что же такое имя существительное? Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: слова, которые обозначают предметы, явления природы или события и отвечают на вопросы кто?, что?, называются именами существительными.
– Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с. 112.
– Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово – имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, события – все названо, все имеет свое имя, и все это имена существительные.
Работа с текстом.
- Давайте проведём эксперимент (опыт). Вычеркните имена существительные в тексте.
Родное.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле-каждый колосок,
Речка,
Небо надо мною -
Это всё моё, родное.
-Что осталось? Понятен ли смысл?
Физминутка
– Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, а если другие части речи – поднимаете руки вверх и потягиваетесь.
Слова: мышка, синий, дерево, играть, праздник, Дюймовочка и др.
VI Наблюдение над многозначностью имен существительных.
– Какой смысл имеет существительное «урок» в следующих стихотворениях?
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала.
За уроки не садилась
И обедать не могла. (Домашнее задание.)
С. Михалков
Он (первоклассник) проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался. (Учебный час.)
А. Барто
– Что можете сказать о слове «урок»? (Оно многозначное.)
– Приведите примеры таких существительных.
VI. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении. Составление из слов предложения.
З а п и с ь н а д о с к е:
К, звери, зиме, готовятся.
– Какое задание можно предложить? (Записать предложение.)
– Разберите предложение по членам. Найдите существительные. Какими членами в предложении могут быть имена существительные?
– Об этом мы еще будем говорить в дальнейшем.
Оцените свою работу в баллах.
VII. Итог урока.ексия.
- Итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: понял ли я, что такое имя существительное?
– Какими членами в предложении могут быть существительные?
- Что обозначают имена существительные?
– Какими членами в предложении могут быть существительные?
-Покажите на «Линейках оценок» своё количество баллов.
-Выполните небольшой тест.
-Подумайте, как бы вы продолжили эти предложения?
ТЕСТ.
Ф.И. ученика _________________________________________________.
1. Чаще всего в речи употребляются имена _________________________.
2. Луна, трель, ночь, подруга – это ________________________________.
3. Имя существительное обозначает _______________________________.
4. Имя существительное отвечает на вопросы _______________________.
5. Имя существительное – это ___________________________часть речи.
- На протяжении всего урока мы трудились, не покладая рук, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.
Домашнее задание: упражнение 206, с. 111.