Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ№6 им. Омарова М.О.
План - конспект
открытого урока в 7 классе
по информатике и ИКТ
Тема: "Прямое форматирование"
Программа:
Авторская программа «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы». Автор: Л.Л. Босова. Москва: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2009 год.
Учебник:
"Информатика и ИКТ 7 класс". Автор Л.Л. Босова. Москва: "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2013 год.
Учитель: Шамхалова Гюльнара Гасановна
2016 год
Место проведения: МБОУ «Школа№6»
Уровень: школьный.
Дата: 03 марта 2021 г.
Тема: «Прямое форматирование»
Класс: 7
Тип урока: изучение нового материала
СОТ: технология обучения в сотрудничестве, проблемное обучение, технология здоровьесбережения, ИКТ.
ЭОР/ЦОР/ОМС:
1. http://www.yaklass.ru/p/informatika/7-klass/obrabotka-tekstovoi-informatcii-14582/formatirovanie-teksta-13823/re-bc5dd258-ca82-4542-9fa7-5bd239843e33) (Урок на тему «Прямое форматирование. 7 класс»);
2. https://videouroki.net/razrabotki/zadaniya-dlya-prakticheskoy-raboty-po-informatike-formatirovanie-teksta.html (Задания по информатике «Форматирование текста»);
3. http://www.youtube.com/watch?v=bjkArKW9MtE (Видео для детей с разминкой для глаз).
4. Презентация Power Point к открытому уроку в 7 классе «Прямое форматирование».
Оборудование: ПК, проектор, текстовый процессор Microsoft Word, карточки с заданиями, рабочая тетрадь.
Формы работы учащегося: фронтальная, групповая, парная.
Технологическая карта урока
Тема | «Прямое форматирование» |
Цели урока | Формирование умений и навыков работы в текстовом редакторе |
Задачи урока | Образовательные: изучить и закрепить основные понятия текстовая информация, редактирование текста; рассмотреть общие сведения о форматировании и его видах; углубить знания о форматировании символов (шрифт, размер, начертание, цвет) и о форматировании абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Развивающие: развивать умения выделять главное; формировать умения работы с литературой; развивать навыки работы с текстовым редактором; развивать навыки работы в парах Воспитательные: воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность при работе с программным обеспечением; воспитывать стремление к самостоятельной работе, трудолюбие, дисциплинированность. |
Планируемые результаты | Предметные: Ученик научиться форматировать текст как этап создания текстового документа; будет иметь представление о прямом форматировании; У ученика будут сформированы понятия форматирование и редактирование. Прямое форматирование. Символ. Абзац. Выравнивание. Интервал и.т.д.; Ученик получит возможность связать изучение темы с конкретной практической деятельностью; практически использовать полученные знания для решения ряда жизненных задач. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
УУД | Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона; внесение необходимых изменений и корректив в план, и способ действия. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; управление поведением партнера — контроль; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Этапы урока |
Этап урока | Время | |
Этап 1 Актуализация знаний обучающихся. | 5-7 минут | -Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем…(обработку текстовой информации). -Скажите, что мы уже знаем по данной теме? (Ученики, делают вывод о том, что ввод и редактирование текстового документа уже изучали). На доске через проектор помещено задание (задание№1). Учащиеся делятся на 2 группы (3-4 человека в группе). -Каждая группа должна отредактировать текст своего абзаца, а также рассказать на какое правило были допущены ошибки в тексте. Ответить на вопросы других групп. Заполнить первый этап рабочего листа. (Ученики, на распечатанных листах, ищут ошибки и обсуждают правила в группе). Форма работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Работа в группах у доски | Учащиеся редактируют текст. Показывают результат, отвечают на вопросы учащихся других групп. | Наблюдение, корректировка, по мере необходимости задавать вопросы. | |
Этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 3 мин | На доске осталось отредактированное но не отформатированное Задание №1. С помощью наводящих вопросов (Что вам в этом тексте не нравиться? Что бы вы хотели изменить?) подвожу детей к теме урока. Если учащиеся не смогут сформулировать тему. Использую ребус: После объявления учащимися темы урока, они ставят себе цель и задачи на урок. Фронтальная | Учащиеся называют тему урока, а также ставят цель и задачи урока. Заполнение 2 этапа рабочего листа | Учитель подводит учащихся к теме урока, использую с помощью проблемной ситуации. | Методы обучения | Словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация слайдов), метод проблемного обучения (проблемная ситуация) | Заполнение второго этапа рабочего листа. |
|
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | 10 мин | - Давайте вы сейчас попробуете разобраться с новым материалом самостоятельно. Учащимся предлагается самостоятельно изучить новый материал, используя презентацию и параграф учебника. Разбить учащихся на пары (желательно перед уроком). Выполняют задание №2 (3 пары), оставшийся ученик готовит вопросы по параграфу вместе с учителем. Далее каждая пара выходит к доске и рассказывает свою часть изученного материала с демонстрацией презентации к уроку, ученик, который работал с учителем, задает вопросы. Заполнение третьего этапа рабочего листа. Затем на закрепление выполняются задания из рабочей тетради № 192, 194, 195 с последующей проверкой. Показывают выполнение заданий, самопроверка с презентацией. Заполнение четвертого этапа рабочего листа. Работа в парах | Самостоятельная работа с учебником, просмотр и обсуждение презентации. Работа с карточками. Ребята самостоятельно определяют материал для изучения. Заполнение 3 этапа рабочего листа (взаимопроверка) | консультирует учащихся в процессе работы. | Формирование конкретного образовательного результата | Сформировать представление о способах форматирования текста. | Методы обучения | Самостоятельная работа с презентацией. Наглядный метод обучения: демонстрация презентации «Форматирование текста». | Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Мультимедийная презентация «Форматирование текста», Проектор. | Работа у доски | Выводы по самостоятельной работе. Выступление с применением проектора. | |
Этап 4. Физкультминутка | 2-3 мин | - А теперь проведем физкультминутку. Учитель вместе с учащимися выполняет упражнения «Повтори за соседом» (учащиеся по парам становятся лицом друг к другу и по очереди показывают упражнения на снятие напряжения со спины, шеи и глаз) и делают зарядку для глаз как на видео |
Этап 5. Практикум | 10 мин | В практической части урока выполняются задания 4.10-4.16 из заданий для практических работ к главе 4. При выборе заданий обратить внимание на возможности каждого учащегося в отдельности. Нужно выполнить три обязательных задания 4.10, 4.11, 4.12. , остальные задания являются дополнительными. Файлы для практической работы: Цвет, Эффекты, расположены в папках учащихся (практическая работа) Самостоятельная индивидуальная работа | Выполнение практической работы на ПК: Выравнивать абзацы текста, изменять шрифт, начертание, цвет, размер. | Учитель-консультант, наблюдение за работой учащихся | |
Этап 6. Проверка полученных результатов. Коррекция. | 3 мин | -Время подходит к концу, заполните последний этап рабочего листа. Возвращаемся на место. Методы контроля | Практическая работа | Способы коррекции | Самопроверка | Формы организации деятельности учащихся | Индивидуальная работа. | Основные виды деятельности учителя | Учитель координирует работу по самопроверке | |
Этап 7. Подведение итогов, домашнее задание | 2-3 мин | - Выскажите своё мнение о результатах вашей работы, выбрав фразы: -Мне было трудно работать, я … -Мне было интересно потому, что… (Метод «Ромашка Блума»: учитель предлагает ученикам выбрать из предлагаемого набора предложение наиболее подходящее и продолжить его) Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Учащиеся закрепляют полученные знания, используя опорные конспекты. | Домашнее задание | § 4.3.1-4.3.3, вопросы 1-3 к параграфу, №193, №196, №197 в РТ | |
Приложение 1
Задание 1. Отредактируйте текст.
Южная Америка
Южная Америка – южный континент в Америке , расположенный в основном в Западном и Южном полушариях планеты Земля, частично — в Северном полушарии. Омывается на западе Тихим океаном , на востоке-Атлантическим, на севере — Карибским морем.
В состав Южной Америки также входят различные острова, бальшинство из которых принадлежит странам континента. сстраны Южной Америки, которые граничат с Карибским морем — включая Колумбию, Венесуэлу, Гайану, Суринам, Фронцузскую Гвиану и Панаму — известны как Карибская Южная Америка.
Приложение 2
Задание 2. Первой паре
Используя учебник и презентацию к уроку объяснить следующие ключевые слова:
Алгоритм
Форматирование
Способы форматирования
Символ
Шрифт, размер шрифта
_____________________________________________________________________
Задание 2. Второй паре
Используя учебник и презентацию к уроку объяснить следующие ключевые слова:
Алгоритм
Начертание шрифта
Цвет шрифта
Абзац
Выравнивание абзаца
_____________________________________________________________________
Задание 2. Третьей паре
Используя учебник и презентацию к уроку объяснить следующие ключевые слова:
Алгоритм
Отступы слева и справа
Отступ первой строки
Интервалы
Межстрочный интервал
_____________________________________________________________________
Приложение 3
Опорный конспект Форматирование текста
Форматирование текста – _______________________________________
_____________________________________________________________
Способы форматирования:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
Форматирование символов:
1.____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
Форматирование абзацев:
1.____________________________________________________________
____________________________________________________________
2.____________________________________________________________
3.____________________________________________________________
4.____________________________________________________________
5.____________________________________________________________
6.____________________________________________________________
_________________________________________________________
Приложение 4
1. Цвет
Воздействие цвета на человека
Оранжевый – вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению.
Желтый – стимулирует умственную деятельность.
Зеленый – нежный, умиротворяющий спокойный.
Голубой – снижает кровяное давление, успокаивает.
Синий – обусловливает серьезность, строгость в поведении.
Фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
2. Эффект
Имеется много возможностей форматирования символов. Можно менять шрифт(Arial) и размер(20) шрифта(24), можно менять начертание шрифта, например, использовать полужирное начертание, курсив или полужирный курсив. Имеются дополнительные возможности, такие как одинарное подчеркивание, подчеркивание только слов, двойное подчеркивание, пунктирное подчеркивание. Текст можно также зачеркнуть, сделать верхним или нижним индексом, сместить вверх или вниз, написать Малыми Прописными Буквами или просто прописными буквами. Текст может быть уплотненным (на1,4 пт) или разреженным (на 1,8 пт). Цвет шрифта может быть различным, например, красным. Текст может быть скрытым, т.е. не выводиться на печать и экран.
Приложение 5
Рабочая карта урока (оценка своей деятельности) Ф.И. учащегося: |
Этапы урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ИТОГ: |
Название этапа урока | Работа в группах | Определение темы, цели и задач урока | Работа в парах (взаимопроверка) | Работа в раб.тетради | практикум | |
Количество баллов | | | | | | |
Критерии оценивания:
Определение темы, цели и задач урока
Баллы | Критерии оценивания |
«5» | Высокая активность |
«4» | Средняя активность |
«3» | Низкая активность |
«2» | Работу не выполнял |
Работа в группах
Баллы | Критерии оценивания |
«5» | Исправлены все ошибки, ответили на вопросы |
«4» | Исправили все ошибки . Были неточности в ответе |
«3» | Исправили ошибки но не ответили на вопросы |
«2» | Не тсправили ошибки, Не ответили на вопросы |
Работа в парах (взаимопроверка)
Баллы | Критерии оценивания |
«5» | Высокая активность |
«4» | Средняя активность |
«3» | Низкая активность |
«2» | Работу не выполнял |
Индивидуальная работа (самопроверка)
Баллы | Критерии оценивания |
«5» | Выполнены полностью все три задания. |
«4» | Выполнены полностью все три задания, но есть недочеты. |
«3» | Выполнены 1 и 2 задания полностью |
«2» | Выполнено 1-е задание с недочетами |
Приложение 6
Мне было трудно работать, я …
Мне было интересно потому, что…
На начало урока:1. Мне хорошо. Я готов к уроку. На конец урока: 2. Мне понравилось. Я доволен собой. | 1. Мне безразлично. 2. Мне всё равно. | 1. Я тревожусь. Всё ли у меня получится. 2. Мне грустно. Я не всё успел. |