Урок истории России в 9 классе.
Разработал
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка Пензенской области
Спирина Ольга Алексеевна
Тема: ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Цели урока:
учитель | ученики |
- познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции; - помочь выработать умения самостоятельной работы с текстом; - способствовать развитию аналитического мышления. | - Познакомиться с причинами, основными событиями и результатами российской революции; - продолжить вырабатывать умение работать с текстом; - учиться размышлять, анализировать и выделять главное в изучении темы. |
Оборудование:
- учебник История России XX-начало XXI в. (Данилов, Косулина, Брандт),
- карта «Революция 1905-1907 гг. в России»,
- презентация «Первая российская революция».
ПЛАН УРОКА.
Проверка знаний по предыдущей теме.
Изучение новой темы:
причины первой русской революции;
задачи революции
основные события первой русской революции;
результаты первой русской революции.
Закрепление нового материала.
Проблемный вопрос: Почему революция не привела к свержению существующего
строя?
ХОД УРОКА
Проверка знаний: Работа с тестом по теме «Общественно-политическое развитие страны в начале 20 в. Внешняя политика. Русско-японская война» (10 мин.)
Изучение новой темы.
Сообщение темы урока, запись темы в тетрадь.
Совместное определение цели урока.
Вспомнить:
- что такое революция? (коренной переворот в жизни людей, который ведёт к
смене власти и порядков)
- в каких странах к началу 20 века уже прошли революции? (В Нидерландах –
16 в., в Англии – 17 в., во Франции – 18 в., революции во Франции, Германии,
Австро-Венгрии в 19 в.)
- результаты этих революций? (победа нидерландской революции,
незавершенная революция в Англии, и т.д.)
Проблемный вопрос: Почему первая российская революция не привела к смене общественно-политического строя?
Знакомство с причинами первой революции в России:
- чтение пункта 1 в § 5 (стр.32)
- составление схемы «Причины революции» (образец – слайд № 3)
- вывод о причинах: слова С.Ю.Витте (слайд 3)
6. Совместное определение целей революции (слайд 4)
7. Сообщение учителя об этапах революции (слайд 5)
8. Изучение хода революции и знакомство с основными событиями:
- что послужило толчком к революции (стр. 33, слайд 6)
- знакомство с Петицией (док. стр.33, ответы на вопросы к документу), слайд 6
- с чего началась революция? (стр. 33, слайды 7, 8 – Кровавое воскресенье) –
запись в тетрадь
- Как развивались события дальше? (чтение стр. 34,) – запись в тетрадь: стачка в
Иваново-Вознесенске – показ по карте (создание совета рабочих
уполномоченных – слайд 9), крестьянские выступления (создание
всероссийского крестьянского союза, слайд 10), восстание на броненосце
«Князь Потемкин-Таврический», слайд 11.
Сообщение учителя о Булыгинской думе (слайд 12), запись в тетрадь
Знакомство с Всероссийской стачкой (чтение вслух, стр.34-35, слайд 13) – запись в тетрадь.
Как отреагировал император на эти события? (Знакомство с Манифестом 17 октября, стр.35, слайд 14) – запись в тетрадь.
Сообщение учителя о формировании монархических партий (слайд 15) – запись в тетрадь.
Рассказ учителя о создании либеральных партий (слайд 16) – запись в тетрадь.
Дополнение учителя к материалу учебника: о восстаниях на флоте: в Севастополе и Кронштадте – показ по карте (слайд 17) , - запись в тетрадь
Знакомство с Декабрьским вооруженным восстанием в Москве (стр.37, слайд 18) – запись в тетрадь
Сообщение о том, что это восстание было вершиной революции, после него революция пошла на спад.
Почему начался спад революции? (знакомство по тексту стр.38-39) слайд 19
Подводим итоги революции (обсуждение вслух, исп. слайд 20)
Достигнуты ли цели революции? (слайд 21)
Обсуждение проблемного вопроса: Почему первая российская революция не привела к смене общественно-политического строя?
Закрепление: Чтение вслух записей в тетради.
Задание на дом: § 5. Доп. – составить сравнительную таблицу о новых партиях;
- сравнить 1 и 2 Государственные думы