Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) школа
МКОУ С(К)Ш
План – конспект урока музыки в 1 классе по теме:
«Музыкальная азбука»
Учитель: МКОУ С(К)Ш
Н.В. Сергеева
г. Выкса
2018
Цель: познакомить детей с нотной грамотой: нотный стан, положение нот первой октавы, названия нот, скрипичный ключ.
Задачи:
1. Развивать стремление изучать название нот; упражнять детей в чистом пропевании гаммы в восходящем и нисходящем порядке.
2. Развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах.
3. Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции.
4. Воспитывать интерес и развивать музыкальную восприимчивость к музыкальным произведениям.
Дидактический материал к уроку: слайдовая презентация, аудиозаписи, набор детских музыкальных инструментов, кукла Петрушка, пирамиды с изображением знаков, обозначающих ноты, шапочки для нот.
Содержание и методика проведения:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами в нашем музыкальном зале. Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие:
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Солнце поднимается,
Сердце согревается,
Просыпается земля
Вместе с ней и я.
(Выполнение упражнения вместе с детьми).
Учитель: Много раз мы приходили в этот зал, где волшебная музыка дарила нам свои мелодии: грустные, весёлые, нежные, задорные, колыбельные и плясовые. И сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасную страну
«Музыка», страну звуков, в мир мелодий, песен и танцев. В этой стране нас ждёт много интересного и необычного. Давайте закроем глаза и пусть сказочная музыка перенесёт нас в эту волшебную страну.
Звучит «Музыкальная табакерка» А. Томази (Слайд №1)
Учитель: Посмотрите, мы оказались в стране, где живёт удивительный народ. Он очень музыкальный, может петь и танцевать. А зовут его – музыкальные ноты. А вы знаете, где живут ноты? (Ответы детей).
Правильно в домике (Слайд №2).
В этом чудесном пятиэтажном доме у каждой нотки была своя маленькая комната, которая находилась на отдельном этаже.
«До» - самая старшая и мудрая жила под первым этажом на добавочной линейке. (Слайд №3)
«Ре» - самая добрая и милая – рядом с ноткой До.
«Ми» - была самой весёлой, жила на первом этаже, на первой линейке.
«Фа» - гордая нота – в окошечке между первой и второй линейкой.
«Соль» - непоседа, на второй линейке.
«Ля» - всегда поющая, жила между второй и третьей линейкой.
«Си» - жила выше всех – на третьей линейке, самая младшая и самая капризная.
Каждое утро проснувшись, нотки выстраивались по порядку, каждая нотка пела свой звук по очереди, первой всегда начинала петь нотка До. Так они и распевались.
А сейчас, ребята споём распевку про ноты.
До – воробышка гнездо,
Ре – деревья во дворе,
Ми – котёнка покорми.
Фа – в лесу кричит сова,
Соль – играет детвора,
Ля – красивая земля,
Си – все снова повтори.
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.
Семь всего лишь нот на свете: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си
Ты запомни ноты эти, хорошенько разучи.
Учитель: Ребята, чтобы зайти в дом и свою квартиру, что для этого нужно?
(Подсказка: чем открывают дверь?)
Правильно, ключами.
А у нот, так же, как и у нас есть свой ключик.
Чтобы в домик нам попасть,
Нужно ключик отыскать.
Завитой, красивый знак -
Это ключ отличный,
Это ключ скрипичный (Слайд №4).
В дом вошли мы необычный: Пять линеек! Вот так дом! (Слайд №5)
Учитель: «Нотоносец» дом зовут, а по другому этот дом называется «Нотный стан». Дверь открыл нам ключ скрипичный, он хозяин в доме том (Слайд №6).
Учитель: Что такое? Что за чудо? Это ноты? А откуда? Как будто разорвали здесь нотную тетрадь. И ноты разбросали – нам надо их собрать.
Игра «Кто скорее?»
Вот теперь все нотки в сборе,
Значит петь сумеем вскоре!
Будем с нотами дружить,
Песни новые учить.
Мир поющий, так чудесен,
Много в нём прекрасных песен!
Песня «С музыкой дружат все дети Земли!» Т.Шикаловой.
Услышав нашу весёлую песню – к нам спешит гость. Кто же он?
(Учитель одевает куклу Петрушку и разыгрывает сценку за ширмой).
Петрушка: Ой – ой – ой!
Учитель: Кто это кричит?
Петрушка: Здесь я, здесь! На меня инструменты упали и их нужно собрать.
Учитель: Вот беда, какая! А какие же инструменты?
Петрушка: Музыкальные! Я не знаю, как они называются. Здесь лежит какой-то молоточек, я им постучу по инструментам (ксилофон, металлофон, бубен, треугольник, погремушка, колокольчик).
Дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
(Дети по звуку угадывают название каждого инструмента).
Учитель: Ну, вот мы и отгадали, какие инструменты упали на Петрушку.
Петрушка (выходит из-за ширмы): Здравствуйте, дети! Хорошо вы знаете, как звучат музыкальные инструменты, а ещё поиграть хотите?
Учитель: А какая у тебя игра, Петрушка?
Петрушка: Сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется «Собери пирамиду». Но эта пирамида непростая, а с секретом. Сейчас вы обойдёте пирамиду и скажете в чём её секрет (дети выполняют задание и видят на обратной стороне бусины – ноты).
Учитель: На стенках пирамиды изображены знаки, обозначающие звуки. Как называются эти знаки? (Ответы детей) Оказывается, из нот можно строить пирамиды.
Учитель: Послушайте считалку.
До – Ре – Ми – Фа – Соло – Ля – Си
Едет кошка на такси.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
Запомнили расположение нот? А теперь давайте построим пирамиду.
Игра «Пирамида с секретом».
(Дети строят различные варианты пирамиды, учитель помогает определить, какой кубик стоит выше, какой ниже других и называют ноты).
Петрушка: Повеселился я с вами, пора мне домой идти (Петрушка уходит).
Учитель: И наш сегодняшний урок подошёл к концу и на прощание хочу вам пожелать «Если будете стараться и усердно заниматься, то терпение и труд вас к успеху приведут». До свидания, ребята!