Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 41» г. Тулы
План-конспект урока по русскому родному языку
9 класс
Учитель Кочеткова Ольга Евгеньевна
Тип урока: комбинированный
Тема: «Неологический бум» - рождение новых слов».
Цели: 1. Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике современного русского языка.
2. Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексной работы с текстом.
3. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному русскому языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, словари неологизмов, тексты статей современной тематики для работы.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа
На предыдущих уроках мы говорили о стремительном росте словарного состава языка, об активных процессах в современном русском языке.
- Назовите внешние факторы, которые влияют на изменение языка.
(Изменения объективной действительности включают в себя:
1 изменения в жизни общества;
2 развитие научно-технического прогресса;
3 изменение состава носителей языка;
4 влияние других языков в результате языковых контактов
5 активное действие СМИ
6 развитие человека как сильной личности).
- Назовите внутренние факторы
1 изменение структуры языка;
(изменения языка происходят путем медленного накопления нового качества и постепенного отмирания старых элементов)
2 неравномерное развитие разных ярусов языка;
(лексика – самая подвижная часть языка; более консервативные фонетическая, морфологическая и синтаксические системы)
3 постепенное выравнивание системы языка;
(закон аналогии: кофе – м. р., слово всё чаще употребляют в ср. р.)
- Какие активные процессы происходят в лексике современного русского языка?
1 уход из употребления устаревших слов;
2 возвращение к жизни прежде неактивной лексики;
3 переоценка некоторых слов;
4 разрастание сфер использования профессионализмов и жаргонизмов;
5 появление новых слов;
6 иноязычные заимствования.
- Обратимся к имеющейся у вас в тетрадях схеме «Словарный запас языка». Выведу её на экран.
Слайд № 2)
Повторение понятий «общеупотребительные слова», «историзмы», «архаизмы»
Слайд № 3, 4, 5
- Как вы считаете, какие факторы заметнее влияют на изменение языка?
Внешние.
- Какие из внешних?
1 появление новых слов;
2 иноязычные заимствования
- Как мы называем новые слова?
НЕОЛОГИЗМЫ
Слайд № 6
- Они сегодня и будут в поле нашего зрения на уроке.
Тема прозвучит следующим образом «Неологический бум» - рождение новых слов».
(слайд № 1)
Первичное усвоение новых знаний.
- Какие цели вы перед собой поставите?
1 больше узнать о неологизмах;
2 учиться находить неологизмы.
- Термин неологизм используется для обозначения любых новых слов без каких-либо ограничений.
«Всякое новое слово, возникающее в языке тем или иным путём, является неологизмом».
(слайд № 7)
В энциклопедии «Русский язык» указывается, что НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos – «новый», logos – «слово») – это слово или оборот речи, созданные для обозначения нового понятия или предмета.
(слайд № 8)
В современном русском языке неологизмы делятся на общеязыковые и авторские.
(слайд № 9)
По времени образования в русском языке можно выделить два основных типа неологизмов:
(слайд № 10)
1-ый тип – слова относительно старые, но получившие новую жизнь в связи с изменением политической и экономической системы. (Например, слово ОЛИГАРХ. Сегодня это слово часто употребляется в СМИ и речи публичных политиков. Однако в активный словарь оно вошло не так давно: в 90-х г.г. 20 века. Ранее оно было знакомо из учебников истории древнего мира (Спартанский олигархический союз).
2-ой тип – слова новые, появившиеся в последние годы. (Например, слово ФРАНЧАЙЗИНГ. В Толковом словаре это слово трактуется следующим образом:»Форма экономического покровительства, при которой фирма, имеющая твердые позиции на рынке, предоставляет вновь образованной фирме оборудование, технологии, вспомогательные материалы, ноу-хау и товарные знаки).
Первичное закрепление знаний.
Ежегодно в русском языке появляются тысячи слов. Условно их можно распределить на следующие группы.
(слайд № 11, 12, 13)
- Можете ли вы добавить свои примеры?
Приводятся примеры.
Применение приобретенных знаний.
В современном русском языке неологизмы часто используются в интернет статьях. Предлагаю работу с текстами. Распределитесь на группы.
Прочитайте тексты. Озаглавьте. Выпишите тезисы. Найдите и выпишите неологизмы. От каждой группы будет один зачитывать тезисы, а другой - выписанные неологизмы.
Проверка выполненной работы.
Выводы.
Наш язык в его нынешнем виде не мог бы существовать без неологизмов. Это связано с тем, что новые слова придают языку динамичность. Лексика изменяется с течением времени, словарный запас пополняется новыми наименованиями, устаревшие реалии уходят в пассивный запас.
С развитием техники, науки, культуры, промышленности, спорта появляются новые слова и словосочетания, служащие названиями новых предметов, явлений, понятий. Неологизмы, ставшие единицами языка, со временем входят в словари, отражающие актуальное состояние лексики. Лексика русского языка как изменялась, так и будет изменяться дальше. Надеюсь, в этом вас убедили примеры неологизмов прошлого века, которые стали общеупотребительными, другие перешли в разряд устаревших, а третьи получают в современном русском языке переоценку значения. Более подробно об этом будем говорить на следующем уроке.
Рефлексия. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.