СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Неологический бум"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по родному русскому языку в 9 классе "Неологический бум"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Неологический бум"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 41» г. Тулы

План-конспект урока по русскому родному языку

9 класс

Учитель Кочеткова Ольга Евгеньевна


Тип урока: комбинированный

Тема: «Неологический бум» - рождение новых слов».

Цели: 1. Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике современного русского языка.

2. Развивать познавательную активность, формировать грамотную по всем нормам разговорную речь, совершенствовать навыки комплексной работы с текстом.

3. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация, словари неологизмов, тексты статей современной тематики для работы.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа


На предыдущих уроках мы говорили о стремительном росте словарного состава языка, об активных процессах в современном русском языке.

- Назовите внешние факторы, которые влияют на изменение языка.


(Изменения объективной действительности включают в себя:

1 изменения в жизни общества;

2 развитие научно-технического прогресса;

3 изменение состава носителей языка;

4 влияние других языков в результате языковых контактов

5 активное действие СМИ

6 развитие человека как сильной личности).


- Назовите внутренние факторы


1 изменение структуры языка;

(изменения языка происходят путем медленного накопления нового качества и постепенного отмирания старых элементов)

2 неравномерное развитие разных ярусов языка;

(лексика – самая подвижная часть языка; более консервативные фонетическая, морфологическая и синтаксические системы)

3 постепенное выравнивание системы языка;

(закон аналогии: кофе – м. р., слово всё чаще употребляют в ср. р.)


- Какие активные процессы происходят в лексике современного русского языка?


1 уход из употребления устаревших слов;

2 возвращение к жизни прежде неактивной лексики;

3 переоценка некоторых слов;

4 разрастание сфер использования профессионализмов и жаргонизмов;

5 появление новых слов;

6 иноязычные заимствования.


- Обратимся к имеющейся у вас в тетрадях схеме «Словарный запас языка». Выведу её на экран.

Слайд № 2)

Повторение понятий «общеупотребительные слова», «историзмы», «архаизмы»

Слайд № 3, 4, 5

- Как вы считаете, какие факторы заметнее влияют на изменение языка?

Внешние.

- Какие из внешних?


1 появление новых слов;

2 иноязычные заимствования


- Как мы называем новые слова?


НЕОЛОГИЗМЫ

Слайд № 6

- Они сегодня и будут в поле нашего зрения на уроке.

Тема прозвучит следующим образом «Неологический бум» - рождение новых слов».

(слайд № 1)

  1. Первичное усвоение новых знаний.


- Какие цели вы перед собой поставите?

1 больше узнать о неологизмах;

2 учиться находить неологизмы.


- Термин неологизм используется для обозначения любых новых слов без каких-либо ограничений.

«Всякое новое слово, возникающее в языке тем или иным путём, является неологизмом».

(слайд № 7)

В энциклопедии «Русский язык» указывается, что НЕОЛОГИЗМ (от греч. neos – «новый», logos – «слово») – это слово или оборот речи, созданные для обозначения нового понятия или предмета.

(слайд № 8)

В современном русском языке неологизмы делятся на общеязыковые и авторские.

(слайд № 9)

По времени образования в русском языке можно выделить два основных типа неологизмов:

(слайд № 10)

1-ый тип – слова относительно старые, но получившие новую жизнь в связи с изменением политической и экономической системы. (Например, слово ОЛИГАРХ. Сегодня это слово часто употребляется в СМИ и речи публичных политиков. Однако в активный словарь оно вошло не так давно: в 90-х г.г. 20 века. Ранее оно было знакомо из учебников истории древнего мира (Спартанский олигархический союз).

2-ой тип – слова новые, появившиеся в последние годы. (Например, слово ФРАНЧАЙЗИНГ. В Толковом словаре это слово трактуется следующим образом:»Форма экономического покровительства, при которой фирма, имеющая твердые позиции на рынке, предоставляет вновь образованной фирме оборудование, технологии, вспомогательные материалы, ноу-хау и товарные знаки).


  1. Первичное закрепление знаний.

Ежегодно в русском языке появляются тысячи слов. Условно их можно распределить на следующие группы.

(слайд № 11, 12, 13)

- Можете ли вы добавить свои примеры?

Приводятся примеры.

  1. Применение приобретенных знаний.

В современном русском языке неологизмы часто используются в интернет статьях. Предлагаю работу с текстами. Распределитесь на группы.

Прочитайте тексты. Озаглавьте. Выпишите тезисы. Найдите и выпишите неологизмы. От каждой группы будет один зачитывать тезисы, а другой - выписанные неологизмы.


  1. Проверка выполненной работы.

  2. Выводы.

Наш язык в его нынешнем виде не мог бы существовать без неологизмов. Это связано с тем, что новые слова придают языку динамичность. Лексика изменяется с течением времени, словарный запас пополняется новыми наименованиями, устаревшие реалии уходят в пассивный запас.

С развитием техники, науки, культуры, промышленности, спорта появляются новые слова и словосочетания, служащие названиями новых предметов, явлений, понятий. Неологизмы, ставшие единицами языка, со временем входят в словари, отражающие актуальное состояние лексики. Лексика русского языка как изменялась, так и будет изменяться дальше. Надеюсь, в этом вас убедили примеры неологизмов прошлого века, которые стали общеупотребительными, другие перешли в разряд устаревших, а третьи получают в современном русском языке переоценку значения. Более подробно об этом будем говорить на следующем уроке.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!