СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературе в 5-ом классе по сказке «Волшебное кольцо» А. Платонова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе в 5-ом классе по сказке «Волшебное кольцо» А. Платонова»

План-конспект урока по литературе в 5-ом классе по сказке «Волшебное кольцо» А. Платонова

Тема урока: Особенность литературной сказки на примере «Волшебное кольцо» А. Платонова.

Цель – знакомство с творчеством А. Платонова и его современной литературной сказкой «Волшебное кольцо», показать, как автор сохраняет традиции народной сказки, его новаторские находки.

Задачи:

Образовательная:

  1. Познакомить учащихся с творчеством А.Платонова;

  2. Расширить знания детей о значении сказки, ее сохранении в литературе и обозначить отличия литературной сказки от народной.

Воспитательная:

  1. Развивать интерес школьников к чтению малых эпических жанров;

  2. Формирование интереса к жизни и творчеству А. Платонова;

Развивающая:

  1. Развивать мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);

  2. Развивать грамотную устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

  3. Развивать умение верно воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции;

  4. Развивать исследовательские способности: правильно формулировать ответ, обобщать информацию, рассуждать на тему литературного произведения.

Оборудование: текст произведения А.П. Платонова «Волшебное кольцо», презентация к уроку, иллюстрации к сказке, текст произведения Б. Шергина «Волшебное кольцо», портрет А. Платонова, рабочие тетради.

Тип урока: урок приобретения новых знаний и формирования умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный этап

Эпиграф: От сказки душе счастье и уму раздумье. (А.Платонов)

  • Сегодняшний урок будет посвящен творчеству А.Платонова и его произведению – сказке «Волшебное кольцо». Также мы рассмотрим отличия народной сказки от литературной на примере произведения.

  1. Мотивация учебной деятельности

  • Платонов – один из самых неоднозначных и самобытных авторов первой половины XX-го века. Свое произведение автор написал за год до своей смерти, свои сказки он переработал из народных сказок. Родился он в 1899 году, жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов. Изучив труды Афанасьева, Платонов заметил, что его произведения были написаны не столько рукой художника, сколько рукой ученого человека, знающего и разбирающегося в народном творчестве. Платонов считал, что народную сказку нельзя писать с точки зрения науки, к пересказу следует подходить творчески. В своих дневниках Андрей Платонов писал, что «искусство сказки состоит в действии, из мудрости и действия, но мудрость только в прямых действиях, а не в рассуждении и не логике».

  1. Работа над темой урока

  • В начале нашего учебного года, мы начинали открывать литературный мир с русских народных сказок. Знакомились со сказками, и теперь давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали и знаем? («Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля» и т.д.)

  • Молодцы! Также мы с вами познакомились с писателями, которые тоже писали в жанре сказок, назовите мне их (П.П.Ершов «Коне-Горбунок», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и др.).

  • Теперь давайте с вами вспомним определение жанра сказка. Что такое сказка? (Разные варианты определения называют ученики: Сказка – это рассказ о необыкновенных приключениях; рассказ о вымышленных событиях, персонажах; произведение, в котором разговаривают животные и т.д.)

  • Верно, каждый из вас правильно сказал. Итак, подведем итог: сказка – это эпический жанр фольклора, в основе которого лежит фантастический вымысел. Прежде чем мы приступим к изучению сказки А.Платонова «Волшебное кольцо», нужно рассмотреть, чем различаются сказки народные и литературные. Для этого мы с вами откроем тетради, запишем число и начертим таблицу, представленную на слайде.

(Ребята в тетрадях чертят таблицу и заполняют ее. Учитель в это время рассказывает отличия литературной сказки и народной, приводя примеры).

  • Второе название литературной сказки – авторская. Почему ее так называют?! В литературной сказке есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал сам народ – вот это и будет первым отличием. Народные сказки существовали только в устной форме, ведь раньше еще не было так сильно развито книгопечатание, поэтому сказки сочиняли люди и передавали из уст в уста. То есть, по-другому говоря, она создавалась в устной форме. Литературная же сказка создается в письменной форме – это будет второе отличие. Когда в середине XVI-го века появилась возможность печатать книги, то текст стал неизменяемым, чего нельзя сказать о создании устного народного произведения: оно передавалось из уст в уста, из поколения в поколение, поэтому текст ее постоянно менялся – каждый вносил что-то свое – третье отличие. Что касается даты создания народной сказки, то определить это нельзя, а вот дата создания литературной сказки датируется самим писателем при окончании своей работы – пятое отличие. Народная сказка – это устная форма, поэтому в ней есть ограничения по временному отрезку, то есть долго слушать никто не мог, поэтому они все небольшие по объему. Литературную сказку можно читать с перерывами и в удобное время. Что касается внутреннего содержания, то давайте с вами вспомним, как начинаются у нас народные сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве…. Жили-были… и т.д.)

  • Верно, можно ли точно определить место действия и время действия?! Нет, это сделать невозможно. Но в литературных сказках мы четко можем определить и время действия сюжета и место действия – это делает или сам автор, или читатель может догадаться о том, где и когда происходит какое-либо событие. Также при прочтении народной сказки, нам кажется, будто действие происходит где-то в нереальном месте, именно это и дает ощущение того, что события там кажутся нам более волшебными. События же в литературной сказке привязаны к действительности, кроме этого, литературная сказка – это неповторимый авторский стиль, язык и т.д.

  • Помимо различий, конечно, мы должны сказать и о сходстве. В литературной сказке, также как и в народной, есть сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы. Структура сказок также одинакова – зачин, основная часть, счастливая концовка: «добро побеждает зло». Кроме того, и там и там присутствует волшебная сила и идут поиски похищенного.

  • Итак, у вас должна получиться следующая таблица – смотреть Приложение 1.

  1. Изучение нового материала

  • Сказку, о которой мы сегодня с вами будем говорить, Андрей Платонович Платонов написал в 1950-ом году, всего за год до смерти писателя. «Волшебное кольцо» – это не только название литературного произведения автора, но и название целого сборника русских сказок, изданных Платоновым. Для создания этого сборник Платонов много раз обращался к сказочным и народным мотивам. Помимо сказок писатель создает пьесу «Волшебное существо», написанную в 1944 году, издает книги «Финист - Ясный Сокол» и «Башкирские народные сказки» в 1947-ом году. И надо заметить, что Платонов их не сочинил, а пересказал таким образом, что по содержанию их не отличишь от русских народных, и написаны они легким и доступным для понимания языком.

Андрей Платонов, при написании своих сказок и рассказов, мечтал о том, что люди будут помогать друг другу, поддерживать во всех трудностях, жить одной большой семьей, тогда в мире не будет ни зла, ни несправедливости. Он искренне верил, что именно дети – это и есть «хитроумный, удивительный и наблюдательный народ», как говорил сам Платонов, который сможет осуществить мечту о добром, справедливом мире.

  • Дома вы прочитали сказку. Скажите, какое впечатление она произвела на вас? Какая это сказка? (Это сказка о том, что нужно уметь любить братьев наших меньших. Нельзя предавать людей, и надо всегда приходить на помощь тем, кто нам дорог. Сказка добрая и поучительная, мне понравилась, ведь при прочтении она заставляет о многом задуматься.)

  • Можно ли это произведение назвать сказкой?! Давайте вместе с вами найдем ответ на этот вопрос. Итак, скажите мне, Почему Семен спасает животных? Что можно сказать о его характере? (Он добрый, отзывчивый, умеет сопереживать и т.д.)

  • За что Семен получает кольцо от змея-царя? Вы считаете, он заслужил это? От кого мы узнаем об этом кольце? (От спасенной змеи, которая рассказала ему о том, что ее отец хочет отблагодарить его за спасение своей дочери)

  • Итак, что необычного мы можем увидеть в этом фрагменте, что дает нам повод назвать это произведением сказкой? (Животные разговаривают)

  • Когда Семен говорит о том, что хочет жениться на дочери царя, то как мать реагирует на его желание? (Она отговаривает сына жениться на царской дочери, так как считает их хитрыми, коварными и т.д.)

  • Каков был ответ царя и царицы на то, что Семен предлагает руку и сердце их дочери? Выполнил ли это задание Семен? И с помощью чего? (Царь приказал Семену за ночь построить мост через реку. Семен с помощью своего волшебного кольца, которое ем подарил Змей-царь, за ночь построил хрустальный мост)

  • Здесь мы видим еще одну черту сказки, какую? (Волшебство, ведь за ночь нельзя построить хрустальный мост одному)

  • После того, как Семен женился на царевне, в сказке встречается нам Аспид. Кто он такой? (Аспид – приемный сын Змея-царя)

  • Что хотел заполучить Аспид? (Он хотел заполучить волшебное кольцо, но его отец не отдал его ему и не сказал как им пользоваться)

  • Что тогда придумал он? Какой у него был план? (Аспид превратился сначала в красную девицу, но Семен не предал жену, тогда Аспид превратился в прекрасного юношу и заманил к себе царевну, попросил ее узнать как пользоваться волшебным кольцом и украсть его у своего мужа)

  • В последствие царевна предала Семена, а тот по своей доброте рассказал все своей жене, не подозревая, что она так с ним поступит. После того, как все произошло, Семен пошел к царю и все ему рассказал. Поверил ли ему царь? Что же произошло дальше? (Царь не поверил Семену и приказал посадить его в тюрьму)

  • Кто приходит на помощь Семену? (Его кошка и собака. Они придумали план и украли кольцо у царевны, вернули его Семену и тот приказал «Перенесите откуда ни на есть мои хоромы сюда, и кто там живет, пусть в горницах будет», «И мост хрустальный приподымите да сюда его уставьте, а только другим концом отверните его от царской избы и опустите в соседнюю деревню»)

  • Все верно, в кого превращается Аспид, когда узнает, что царевна потеряла кольцо? (Гадюка – это и есть ядовитая змея.) Почему он превратился в гадюку? (От злости.)

  • В сказке много необычных слов: пошто – за что, хошь – хочешь, брешет – лает, уродуешь – мучаешь и т.д. Для чего Платонов использует их? (Чтобы приблизить свою сказку к народной)

  • Можно ли говорить, что финал сказки остается «открытым», незаконченным? Почему?

  1. Итог урока

  • Молодцы, теперь давайте сделаем общий вывод. Почему «Волшебное кольцо» нужно относить именно к жанру сказки? Назовите мне черты этого жанра и приведите примеры. (Волшебство, троекратные повторы, помощь верных друзей, наделение животных человеческими качествами)

  • Самое главное – это финал. Добро победило зло. Волшебная сила в этой сказке – доброта. Именно доброта Семена спасает животных от гибели и мук. Животные же, помогают Семену выбраться из тюрьмы, так как у них «сердце верное». Главная мораль этой сказки – делать добро, не думать о выгоде, действовать по зову сердца.

  1. Домашнее задание и выставление оценок

  • На следующем уроке мы с вами продолжим изучать творчество А. Платонова и познакомимся с его произведением «Никита». Ваша задача прочитать рассказ и ответить на вопрос: «Что вы считаете в этом произведении фантастическим, а что реальным?».

Приложение 1.

Народная сказка

Литературная сказка

Различия

Автор отсутствует

Автор присутствует

Передавалась из уст в уста

Фиксировалась письменно

Неизвестно время создания сказки

Датированное произведение

Небольшой объем

Объем может быть разным

Время и место действия определить невозможно

Время и место действия автор указывает

Сходства

Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы

Зачин, основная часть, концовка – «Добро побеждает зло»

Волшебная сила, превращение

Поиск похищенного

Урок по сказке Платонова «Волшебное кольцо» является заключительным в рассмотрении жанра сказки. Поэтому актуально было сделать некий урок-обобщение, чтобы учащиеся еще раз закрепили материал и усвоили отличия русской народной сказки от литературной.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!