План-конспект урока обществознания, 9 класс.
Тема: ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ⸹ 10 учебник «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова.
Технологическая карта
Тема | Правонарушения и юридическая ответственность |
Цель | Формирование представления о правонарушениях и видах юридической ответственности. |
Задачи | Образовательная: познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности; разъяснить, что такое юридическая ответственность и каковы её виды. Развивающая: продолжить работу по формированию умений анализировать предложенные ситуации, сопоставлять и соотносить их по категориям; навыков решения учебно-познавательных задач, а также ведения дискуссии и отстаивания собственной позиции. Воспитательная: показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений; сориентировать учащихся на формирование нравственной личности; выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению. |
УУД | Личностные: обеспечивать ценностно-смысловую значимость правомерного поведения; знать и понимать свои права и обязанности, уважать права окружающих людей. Регулятивные: организация учебной деятельности учащихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Коммуникативные: развитие социальной компетентности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: обеспечить смысловую ориентацию учащихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Планируемые результаты | Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта поколений; формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование представления о значимости правомерного поведения современного человека на примерах их повседневной жизни. Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты общественной жизни); развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; развитие умения работать в коллективе. Предметные: формирование умения систематизировать информацию из различных источников; формирование умения работать в команде; формирование умения применять полученные знания на практике и в повседневной жизни. |
Основные понятия | правонарушение, проступок, преступление, вина, юридическая ответственность, уголовная ответственность, презумпция невиновности. |
Межпредметные связи | история, право, литература |
Оборудование | учебник, карточки с заданиями, презентация «Правонарушения и виды юридической ответственности» |
Вид урока | урок открытия новых знаний |
Технологии | формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий |
Организация деят-ти | фронтальная, работа в группах. |
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. Организует формулирование темы урока учащимися. | Формирование стремления соблюдать законы. | Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности. |
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Выполняют фронтальную работу. Демонстрируют результат своей работы. | Организует выполнение работы учащимися. Направляет учащихся на выявление неточностей. | Освоение знаний по теме «Правонарушения» Умение характеризовать правонарушения, его виды – проступок и преступление. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Демонстрируют знания по пройденному материалу. Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. Поиск решения учебной задачи |
С помощью учебных задач выясняют признаки преступления. Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала. | Корректировка работы учащихся. Приложение 1. | Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (учебно-правовые ситуации). | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность. Познавательные: Обмениваются полученной информацией Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Участники групп получают рабочие листы для организации своей работы Работа в группах. | Координирует работу групп. 1 группа - Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни? 2 группа - физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность 3 группа - На преступность влияет воспитание человека и его окружение, социальная среда. 4 группа - Общество готовит преступление, преступник его совершает 5 группа – Роль самовоспитания и духовного развития человека в правомерном поведении. Приложение 2. | Используя знания, умения, жизненный опыт, анализируют предложенные проблемы и осуществляют поиск их решения. | Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
5. Этап реализации построения проекта. |
Выступление групп. Разъяснение информации самими учащимися. | Организует выступление групп. | | |
6. Первичное закрепление с решением типовых задач. |
Работают со схемой «Виды юридической ответственности», ответы учеников. | На основе изученного материала дает задание соотнести предложенные задания с соответствующим видом юридической ответственности. Приложение 3. | Готовность применять новые знания и умения. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем; Регулятивные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой. |
Ответы учеников. | Игра «Верно или нет?» Приложение 4. | Готовность применять новые знания и умения. | Коммуникативные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу; Оценивание качества и уровня усвоения. |
Этап включения в систему знаний и повторения. |
Высказывание и аргументация своей позиции по спорным темам для обсуждения. | Предлагает спорные темы для обсуждения. Приложение 5. | Готовность применять новые знания и умения, формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: оценка действий партнера |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Оценивают уровень своих достижений на уроке, а также эмоциональный фон. | Перед вами цветные карточки, оцените себя соответственно вашим достижениям на уроке. | Осознание учащимися того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению. | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: оценка действий партнера |
Информация о домашнем задании |
Записывают домашнее задание в дневник. | Объясняет выполнение домашнего задания | Задание: письменно в тетради решение заданий «В классе и дома» из учебника на стр. 86-87. | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |
Приложение 1.
По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:
В чем их отличия? Рассмотрим на примере.
1. Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебегал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Водитель грузового автомобиля Мальцев, во избежание наезда на Дмитрия, круто повернул вправо и наехал на столб уличного освещения, повредив столб и автомашину. | 2. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении. От полученных травм Сергей скончался в больнице. |
Преступление отличают от проступка три признака:
1. Совершенное должно быть очень опасным для человека, общества и государства.
2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.
3. Человек должен быть виновен в содеянном.
Без вины нет преступления. Вина - это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям. Рассмотрим ситуации:
Преступная группа лиц занималась перепродажей оружия за рубеж, о чем стало известно одному из журналистов. Он хотел сделать сенсационный репортаж, но был замечен одним из членов банды. По договоренности с руководителем банды киллер убивает журналиста.
У подъезда завязалась драка парней, которые не смогли разрешить возникший спор. Желая проучить неприятеля, один из них сильно ударил другого. Случилось непредвиденное: от ударов его бывший друг скончался.
Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.
Вина может быть выражена в форме: а) прямого умысла; б) косвенного умысла; в) неосторожности.
Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2): Грабеж(2), торговля с рук в неустановленных местах(1), кража(2), невыполнение договора(1), неоплаченный проезд в транспорте(1), вымогательство(2), повреждение телефона-автомата(1), мошенничество(2).
Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия.
Приведите пример преступного действия и бездействия.
Приложение 2.
Проблемы преступности волновали человечество издавна. Существуют различные точки зрения по вопросу причин преступности.
Класс делится на группы для обсуждения причин преступности.
группа - Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?
2 группа - Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии, расстройства и другие патологии.
3 группа - На преступность влияет воспитание человека и его окружение, социальная среда.
4 группа - «Общество готовит преступление, преступник его совершает» (Г.Бокль, английский философ, историк). Уровень жизни предопределяет преступность в обществе. Нищета толкает человека на совершение преступления.
5 группа - Роль самовоспитания и духовного развития человека в правомерном поведении.
Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.
Приложение 3.
"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.
Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?" (речь идет об ответственности за правонарушения).
Схема «Виды юридической ответственности» в презентации. Учащимся предлагается задание: соотнести предложенные задания с соответствующим видом юридической ответственности.
Задания:
1. Безработные Павел и Николай выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. (административная)
2. Машинистка Матвеева, придя на работу 27 октября 2009 года, направилась в кассу, получила заработную плату и, не возвращаясь на рабочее место, пошла в магазин за продуктами, а затем – в парикмахерскую. К работе она приступила спустя четыре часа после начала рабочего дня. Администрация, с согласия профкома, издала приказ об увольнении Матвеевой за прогул. (дисциплинарная)
3. Шахта заключила договор с тепловой электростанцией (ТЭС) о поставке ей угля для обеспечения города электричеством. Но ТЭС не смогла оплатить поставляемый ей уголь, и шахта перестала отгружать его. (гражданская)
4. Костырин ночью проник в продуктовую лавку и при выходе из нее был задержан работником милиции. В ходе проверки у него были изъяты 3 кг кондитерских изделий. (уголовная)
Приложение 4.
Игра «Верно или нет?»
Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. +
Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. +
Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. +
Подростки курили в школьном туалете.
Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. +
Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. +
Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Как на юридическом языке называют человека в следующих случаях?
Возникло подозрение в его причастности к преступлению - подозреваемый
Он задержан - задержанный
Началось следствие по его делу - подследственный
Ему было предъявлено обвинение - обвиняемый
Началось судебное разбирательство по уголовному делу - подсудимый
Приговор вступил в законную силу - виновный
Принцип презумпции невиновности означает, что только суд может назвать человека преступником, определив ему меру наказания.
Приложение 5.
Темы для обсуждения:
1. «Задуманное, хотя и неосуществленное преступление есть все же преступление» Согласны ли вы с этой мыслью Сенеки? Объясните свое мнение.
2. Преступление – бесспорное зло. Писатель Г. Гессе убежден: «Лучше терпеть зло, чем причинять зло». Согласны ли вы с мнением классика? Аргументируйте свой ответ.
3. Можно ли смертную казнь рассматривать как гарантированный способ защиты человеческой жизни?
8