План-конспект урока
по предмету «Прикладное творчество»
на тему: «Коврик»
3 класс
Преподаватель: Сатиева Резеда Расимовна
Тема: Коврик.
Вид занятий: аппликация из ниток.
Возраст: 3 класс.
Форма проведения: индивидуальная.
Цель урока: выполнение коврика в технике аппликация.
Задачи.
Познавательные:
Повторение понятий: орнамент, аппликация;
Знакомство детей с ткачеством, видами орнамента;
Повторение особенностей и приемов работы в технике аппликации;
Знакомство детей с орнаментикой разных народов: татар, русских;
Знакомство с понятиями: декоративно прикладное искусство, шпалера, орнамент, ритм.
Развивающие:
Развитие чувства цвета, ритма, композиции;
Развитие навыков работы с нитками в технике аппликации;
Развитие фантазии и воображения, творческих способностей.
Воспитательные:
Воспитание аккуратности;
Воспитание любви к художественному труду;
Воспитание любви и уважения к своей и чужим культурам.
Оборудование:
- для учителя: наглядные пособия, схемы, репродукции.
- для учеников: альбом, шерстяные нитки, клей, ножницы.
Словарь: декоративно прикладное искусство, шпалера, орнамент, ритм, аппликация.
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Сообщение новой темы: а) сообщение цели урока;
б) восприятие наглядности;
в) педагогический пример – 10 мин.
3. Самостоятельная работа – 30 мин.
4. Итог урока: а) вопросы для повторения;
б) анализ работ учащихся – 2 мин.
5. Уборка рабочих мест и выставление оценок – 1 мин.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение новой темы
Учитель: Сегодня мы будем говорить о декоративно-прикладном искусстве. Кто знает, что это такое? Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными качествами. Произведения декоративно-прикладного искусства имеют не только практическое назначение, они создаются для украшения домов, общественных зданий, парков. Существуют различные виды декоративно-прикладного искусства: роспись и резьба по дереву или металлу, плетение кружев, вышивка, изготовление ювелирных украшений, сюда же относится и ткачество ковров.
Искусство ковроделия насчитывает несколько тысячелетий, так как было развито еще у древних египтян, греков, персов, скифов. Ковер представляется первым, древнейшим предметом интерьера, прошедшим вместе с человеком путь развития. Тканые ковры бывают ворсовыми и безворсовыми. К ворсовым относят ковры, выполненные в технике иглоткачества. Шпалера (или гобелен) – это безворсовый настенный ковер ручного производства с сюжетно-тематической или орнаментальной композицией, создаваемый перекрестным переплетением нитей (демонстрация наглядности).
Учитель: Неотъемлемой частью любого ковра является орнамент. Вы уже проходили эту тему, поэтому сможете ответить что это?
Ученики: Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – это узор из ритмически упорядоченных элементов, предназначенных для украшения оружия, одежды, керамики и др.
Учитель: Ритм – повторение или чередование одинаковых или похожих элементов (предметы, пятна).
Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные (с переработкой фигуры человека), символические, комбинированные и др.
Все орнаменты можно классифицировать по трем основным группам: замкнутые (розетта), ленточные (фриз, бордюр, кайма) и сетчатые.
Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране. К примеру, древнерусский орнамент по преимуществу геометрический, однако также есть и особый стиль – пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Мотивы флоры – василек, колокольчик. Излюбленные сочетания цветов – сочетания красного с синим цветом, красного с фиолетовым, зеленого с желтым.
Учитель: Какие сходства между орнаментами этих народов?
Ученики: Они все бывают геометрические, растительные, зооморфные и используют одни и те же цвета.
Учитель: Какие различия?
Ученики: Сюжет, различна пластика орнаментов.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока – «Народный коврик». Для создания нашего коврика нам понадобятся шерстяные нитки. Работаем в известной вам технике аппликации. Ваша задача- выполнить аппликацию из ниток в виде коврика, с использованием орнамента. Какой будет орнамент: в круге, квадрате, линейный или сетчатый; геометрический или растительный вы решаете сами. Орнаменты вы можете посмотреть на доске.
Для начала на листе изобразите карандашом расположение орнаментов. Нанесите клей, а затем накладываете нити. Для создания ворсового коврика мелко нарезаем нитки, а для безворсового – режем нити определенной длины и приклеиваем.
3. Самостоятельная работа
Учитель: Не забывайте про технику безопасности в работе с ножницами! Будьте аккуратны с клеем!
4. Итог урока
Вопросы для повторения:
Что такое декоративно-прикладное искусство?
Какие вы знаете виды ДПИ?
Какие есть виды ковров?
Что такое шпалера?
Что такое орнамент, ритм?
Какие есть виды орнамента?
С орнаментом каких народов мы сегодня познакомились?
Анализ работ учащихся:
Какие цвета использовал для создания своего коврика?
Какой орнамент?
5. Уборка рабочих мест и выставление оценок.