СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План (конспект) урока открытия новых знаний по русскому языку по теме "Правописание приставок -ПРЕ и -ПРИ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию план (конспект)  урока по русскому языку по теме "Правописание приставок -ПРЕ и -ПРИ". 

Тип урока: открытие новых знаний.

Класс: 6

Просмотр содержимого документа
«План (конспект) урока открытия новых знаний по русскому языку по теме "Правописание приставок -ПРЕ и -ПРИ"»

План (конспект) урока

Тема урока

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Цель урока

Познакомить обучающихся с орфограммой «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» и её графическим обозначением на письме.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

– формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Предметные: 

– научить обучающихся осуществлять выбор приставки пре- (при-) в зависимости от значения,

– научить обучающихся объяснять написание гласных в приставках.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– развивать умение целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

– развивать умение планирования собственной деятельности для решения поставленной задачи;

– развивать умение контроля, коррекции, оценки, взаимооценки деятельности на уроке.


Познавательные УУД:

– развивать умение выделять критерии для классификации и классифицировать;

– развивать умение строить логическое рассуждение и делать выводы на основе обобщения.

Трудовые действия учителя


1. Формирование универсальных учебных действий.

2. Формирование мотивации к обучению.

3. Развитие у обучающихся познавательной активности.

4. Планирование и проведение учебных занятий.

Этап (ход) урока,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


1. Оргмомент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт благоприятную эмоциональную обстановки.


Предлагает записать дату и фразу «классная работа».

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Готовятся к восприятию материала.


Оформляют в тетрадь запись даты и «классная работа».

2. Актуализация знаний.


Предлагает вспомнить определение понятия «приставка» и привести примеры.

Предлагает обратить внимание на доску.

Направляет на заполнение словами таблицы в соответствии с определёнными критериями (приложение 1).


Называют определение приставки.

Приводят примеры слов с приставками.

Читают слова

раздать, приволжский, выкинуть, разбег расписание, пришить, прервать, улететь, пригнуться, безысходность, преогромный.

Предполагают, что можно разделить слова по частям речи или по приставкам.

































Задаёт вопрос о том, какие слова не относятся к данной таблице и по какой причине.

Называют слова с приставками, которые имеют всегда одинаковое написание, приставки на з-/с-.

Распределяют слова в таблице.

Обсуждают, называют слова, которые не вошли в таблицу: «прервать», «пришить», «пришкольный», «пригнуться» и «преогромный», так как это правило еще не изучено.

3. Постановка учебной задачи.


Ведёт обсуждение, побуждает обучающихся к постановке задачи.


Направляет обучающихся к постановке задачи и определению темы урока.







Осуществляют поиск затруднения, связанного с написанием данных слов.


Приходят к выводу, что нужно изучить тему «Правописание приставок пре- и при-».

Записывают тему урока в тетрадь.




4.Планирование учебной деятельности.


Предлагает заполнять таблицу, которую необходимо вести в течение урока (приложение 2).

Направляет на рассуждение о том, какую информацию о приставках нужно внести во все столбики таблицы.



Предлагает составить план урока, делая опору на колонку «Хочу узнать»


Обучающиеся знакомятся с таблицей.

Знал

Хочу узнать

Узнал








Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.



Обучающиеся предлагают план урока.



Обучающиеся определяют необходимые действия для преодоления возникшей трудности.


В первый столбик таблицы записывают определение приставки, виды приставок, которые уже были изучены.

В столбик хочу узнать записывают «при каком условии употребляются приставки пре-/при-».

5. Решение учебной задачи.

















































































Физминутка

Ведет диалог в процессе решения задачи для выявления фактов, вызывающих сомнения.


Предлагает высказать свои мнения, суждения, отчего может зависеть написание слов с приставками из третьего столбика.




Фиксирует наблюдения детей.


Для того чтобы определить при каком условии в словах употребляются приставки при- , предлагает преобразовать словосочетание в одно слово.


























Акцентирует внимание обучающихся на оставшиеся слова на доске, задает вопрос: соответствуют ли данные слова изученному правилу?








Предлагает определить последний случай выбора приставки при-.











Предлагает записать новое значение и слова в табличку.







Направляет на подведение промежуточного итога.




Показывает движения.


Задает вопрос о возможности применения нового правила к оставшимся на доске словам.






Чтобы узнать значение приставки пре- , обращает внимание на приставку пере-.

Призывает к сравнению слов с приставкой пере- и пре-.

Предлагает обучающимся самим привести подобные примеры.













Направляет на рассмотрение последнего значения приставки пре-.














Задаёт вопрос о том, где нужно это записать.


Акцентирует внимание на графическом выделении приставки и обозначении орфограммы в словах.

Предлагает сделать обобщение сказанного ранее.



Напоминает о заполнении колонки «узнал».







Предлагает выполнить задания.

Объясняет задание и форму работы.





Предполагают, отчего зависит написание нераспределённых слов с приставками. Делают вывод, что написание зависит от значения.



Преобразовывают слова.

приближение вороны – прилететь,

приближение акулы приплыть , приближение гадюки приползти. Определяют общее значение для этих слов. Фиксируют это значение. Записывают получившиеся слова в таблицу.

Вносят новую информацию в таблицу.


Чтобы определить при каком условии определяют приставки при- во втором случае , заменяют словосочетания одним словом. Край при Волге – приволжский; музыкант при дворе – придворный; Кафе при дороге придорожное; Город при границе- приграничный.

Называют общее значение.

Записывают его в табличку.


Продолжают преобразовывать слова: Присоединить при помощи нитки и иголки; булавки; скотча. 


Определяют общее значение.

Фиксируют слова и значение в таблицу



Определяют, что слова, которые остались на доске, не соответствуют названным условиям написания приставки при-


Выявляют последний случай написания приставки при-.

Пытаются определить общее значение (неполное действие).


Записывают данное значение и преобразованные слова в таблицу.

Определяют, какое слово с доски соответствует этому значению.


Подводят промежуточный итог, называют условия, при которых пишется приставка при-.


Повторяют движения.


Обучающиеся пробуют применить способ, который узнали. Испытывают затруднения.

Предлагают варианты ответов.


Определяют дальнейший этап работы.


Вспоминают такое явление в русском языке, когда слова похожи и в написании, и в значении. Называют слова с историческим чередованием по типу голос/глас.

Приводят примеры.


Записывают новую информацию в таблицу.

Находят слово из представленных на доске.



Заменяют два слова одним по образцу при помощи приставки ПРЕ-: Очень огромный – преогромный;

Очень забавный – презабавный

Очень высокий – превысокий

Очень умный – преумный

Очень веселый – превеселый


Фиксируют новую информацию в таблицу в последнюю строчку.




Выделяют приставку и орфограмму в словах.

Ещё раз повторяют все значения, по которым можно определить написание приставок пре-/при-


Записывают вывод в колонку «Узнал».

Проверяют, выполнили ли план урока.

Сверяют записи в колонках таблицы с планом.


Выполняют упражнение, контролируют друг друга.


Задание 1 – упражнение на слайде. По порядку вставляют пропущенную букву и объясняют свой выбор.

6. Первичное закрепление.






Организует работу, направленную на закрепление нового материала обучающихся.








Предлагает определить критерии оценивания работ (Всего 24 слова, 1 слово – 1 балл).








Подведение итогов.

Работают самостоятельно в тетрадях.


Задание 2.

Упражнение 204. Группируют слова по признаку – с приставкой пре- и при -. Объясняют лексическое значение.


Определяют критерии оценивания. Всего 24 слова,1 верно написанное слово – 1 балл.


Осуществляют взаимопроверку по эталону.

Выставляют оценки.

Комментируют ошибки.

Пытаются разъяснить возникшие затруднения.

7. Самостоятельная работа.



Организует самостоятельную работу.

Предлагает выполнить задание.

На выполнение работы дает 7 минут.



Задание 3.

Работают самостоятельно.

Выполняют задания на карточках:

1) Прикрепить, пришить, преучить

Примудрый, прибалтийский, прерывать

Преграждать, пристроить, пребить

2) Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при-.

Приглядеть, приклеить, прискакать, преграда, прекрасный.

3) Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам.

Пр...морский, пр...вязать, пр...маленький, пр...уменьшить, пр...рвать, пр...украсить, пр...бежать, пр...глупый, пр...танцовывать, пр...образовать, пр...школьный, пр...вращать, пр...везти, пр...бывать, пр...милый, пр...вращать, пр...думать, пр...гнуть, пр...украсить, пр...сладкий, пр...острый, пр...брежный,

пр...остановиться, пр...крепить, пр...возносить, пр...ползти, пр...жуткий, пр...дорожный, пр...творить мечту – пр...творить дверь.

Сдают работы на проверку учителю.

8. Задание на дом и инструкция.

Озвучивает и записывает на доске домашнее задание (одно на выбор) : 

1.Выбрать 10 слов с приставками 

 –пре и – при, записать их с правильной гласной, составить с ними мини-сочинение «Волшебная палочка». 

Слова для сочинения: пр_высокий, пр_града,  пр_бить, пр_мирение, пр_вилегия, пр_митивный, пр_зидент, пр_сказка, пр_ближаться , пр_мерять, пр_стань, при_дирчивый, при_горок, при_нудительный, при_тягательный, пр_приятный, пр_ступить, пр_тендент, пр_зирать. 

2.Составить словосочетания с двумя вариантами написания изученной приставки и объяснить их лексическое значение. 

Придать – предать 

Преклонить – приклонить 

Пребывать – прибывать  

Претвориться – притвориться  

Преступить – приступить  

Предел – придел 

Преходящий – приходящий  

Преградить – пригородить 

Выполнить упражнение в тетради. 


Выбирают, записывают задание в дневник.

9. Рефлексия.



Предлагает обучающимся подвести итоги.


Сравнивают графы «знал» и «хочу узнать».

Подводят итоги при помощи клише:


узнал…

Сегодня я научился…

могу похвалить одноклассников за …




































Приложение 1






































Приложение 2


Знал

Хочу узнать

Узнал






























Приложение 3


1) «3 лишний». Найдите слово, написанное неправильно.

Прикрепить, пришить, преучить

Примудрый, прибалтийский, прерывать

Преграждать, пристроить, пребить

2) Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при-.

Приглядеть, приклеить, прискакать, преграда, прекрасный.


3) Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам.

Пр...морский, пр...вязать, пр...маленький, пр...уменьшить, пр...рвать, пр...украсить, пр...бежать, пр...глупый, пр...танцовывать, пр...образовать, пр...школьный, пр...вращать, пр...везти, пр...бывать, пр...милый, пр...вращать, пр...думать, пр...гнуть, пр...украсить, пр...сладкий, пр...острый, пр...брежный,пр...остановиться, пр...крепить, пр...возносить, пр...ползти, пр...жуткий, пр...дорожный, пр...творить мечту – пр...творить дверь.



































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!