План-конспект урока по русскому языку
в 6 классе
Тема: Личные местоимения
Цель: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения во всех падежных формах, следить за соблюдением орфографических правил при написании текстов с местоимениями. Слайд 1-2
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с особенностями склонения личных местоимений, их признаками и синтаксической ролью, с особенностями употребления местоимений 2 лица.
Повторить изменение местоимений по лицам, числам, по родам (3 лицо, ед. ч.)
Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи.
Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей. Слайд 1-2
Оборудования: местоимения на русском и английском языках, рубрика «Говори правильно!» (на доске), ИКТ, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу с местоимениями.
II. Опрос по домашнему заданию.
Восстановите последовательность:
Ед.ч. | Мн.ч. |
Я | ? |
! | Вы |
Он, ?, оно | ? |
III. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Что такое местоимение? Слайд 3-4
Как изменяются местоимения?
Какими членами предложения бывают местоимения?
IV. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя:
- Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
П. Чесноков.
- О какой же части речи говорит автор?
- А вы знаете, откуда появилось это название?
Давайте прочитаем историческую справку образования этого слова.
Ученик читает
"местоимение" заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. В…местоимени…е
-Сегодня на уроке мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе.
Какие ассоциации возникают у вас при словах личные местоимения?
- Давайте найдем эти ассоциации путем сравнения некоторых факторов.
Я, ты, он, она…- русский
He, she, I, you…- английский (личные местоимения)
V.Постановка целей и задач урока. Слайд 1-2
VI. Работа над темой урока
- А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.
1.Чтение стихотворения.
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Слайд 7
- Какие это местоимения?
(Личные)
-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
-В "Толковом словаре" Ожегова записано: Слайд 8
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
- Что мы знаем о личных местоимениях?
(У них есть лицо, а у 3 лица- род)
- Давайте вернемся к выписанным местоимениям и составим таблицу.
- А вот какую таблицу составила Оля. Какая из них более точна. Почему? Указывает деление на род
Лицо | Ед. ч. | Мн.ч. | | |
1 | я | мы | | |
2 | ты | вы | | |
3 | М. р. | Ж. р. | Ср. р. | они |
| он | она | оно | |
Стол , парта , окно
- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
- Назовите эти местоимения. Ты, вы.
- В каком числе употребляется местоимение вы? (мн. ч.)
Но не только во множественном числе, но и когда мы обращаемся к старшему по возрасту, незнакомому человеку, мы обращаемся на “Вы” в ед. ч.
Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” даже называли родителей. Эта старинная традиция сейчас сохранилась только кое-где.
- Придумайте 2 предложения с прямой речью, включив в них личные местоимения Вы, где их необходимо писать с большой и с маленькой буквы.
- Проверка.
2.Чтение теории из учебника.
- Давайте попробуем просклонять местоимения Я и ТЫ по падежам. Слайд 5
И. п. (кто?) – Я Р. п. (кого?) – МЕНЯ Д. п. (кому?) – МНЕ В. п. (кого?) – МЕНЯ Т. п. (кем?) – МНОЙ П. п. (о ком?) – обо МНЕ | И. п. (кто?) – ТЫ Р. п. (кого?) – ТЕБЯ Д. п. (кому?) – ТЕБЕ В. п. (кого?) – ТЕБЯ Т. п. (кем?) – ТОБОЙ П. п. (о ком?) – о ТЕБЕ |
3.Словарная работа. Слайд 9
- подобрать местоимения к существительным и определить род:
Тюль (красивый, он)
Рояль (старинный, он)
Такси (грузовое, оно)
Жюри (авторитетное, оно)
Бандероль (заказная, она)
Картофель (молодой, он)
Желе (малиновое, оно)
- Проверка, назовите существительные мужского рода? женского? среднего?
Физкультминутка
4. А теперь поработаем над предложением
Задание: записать на доске и в тетрадях предложения, произвести их синтаксический разбор.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное — 2 части, бессоюзное)
1 часть - Простое, распространенное, двусоставное.
2 часть - Простое, распространенное, двусоставное.
- Какие здесь местоимения?
Мы- 1лицо, мн. ч.
Она- 3 лицо, ед. ч., ж. р.
- Каким членом предложения является?
- Назовите начальную форму местоимения НАС? (мы)
В каком падеже оно употреблено? (В. п.) Слайд 9
5. Выполнение упражнения № 441.
6. Работа с раздаточным материалом.
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Еще раз прочитайте эпиграф урока. Скажите, вы согласны с автором, что местоимения могут заменить другие части речи?
- Что еще мы узнали о личных местоимениях?
Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
- Кто хорошо понял сегодняшнюю тему, поднимите зеленый кружок.
- У кого возникли трудности, поднимите желтый кружок. Это сегодня не последний урок, мы еще будем работать над этой темой, и я думаю, что все проблемные вопросы будут решены.
- А кто не понял сегодняшнюю тему урока?
Оценки за урок
- Ребята, я благодарю вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!
VIII. Домашнее задание.
1. Выполнить упражнение № 443, выучить теоретический материал.
2. Подобрать 5 поговорок или загадки, где встречаются личные местоимения.