СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: Личные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку

в 6 классе

 

Тема: Личные местоимения

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: Личные местоимения»

План-конспект урока по русскому языку

в 6 классе


Тема: Личные местоимения

Цель: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения во всех падежных формах, следить за соблюдением орфографических правил при написании текстов с местоимениями. Слайд 1-2

Задачи урока:

Обучающая: познакомить с особенностями склонения личных местоимений, их признаками и синтаксической ролью, с особенностями употребления местоимений 2 лица.

Повторить изменение местоимений по лицам, числам, по родам (3 лицо, ед. ч.)

Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи.      

Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, способствовать эстетическому воспитанию детей. Слайд 1-2

Оборудования: местоимения на русском и английском языках, рубрика «Говори правильно!» (на доске), ИКТ, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу с местоимениями.

II. Опрос по домашнему заданию.

Восстановите последовательность:


Ед.ч.

Мн.ч.

Я

?

!

Вы

Он, ?, оно

?


III. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

  • Что такое местоимение? Слайд 3-4

  • Как изменяются местоимения?

  • Какими членами предложения бывают местоимения?


IV. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя:

- Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока.

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать, 
На их значение мне надо указать.

                                        П. Чесноков.

- О какой же части речи говорит автор?

- А вы знаете, откуда появилось это название?

Давайте прочитаем историческую справку образования этого слова.

Ученик читает

"местоимение" заимствовано из старославянского языка. Оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание. В…местоимени…е

-Сегодня на уроке мы должны будем доказать правильность мысли, заключённой в эпиграфе.

Какие ассоциации возникают у вас при словах личные местоимения?

- Давайте найдем эти ассоциации путем сравнения некоторых факторов.

  • Что общего между словами?

Я, ты, он, она…- русский

He, she, I, you…- английский (личные местоимения)

V.Постановка целей и задач урока. Слайд 1-2

VI. Работа над темой урока

- А теперь прослушайте стихотворение и запишите местоимения в тетрадь.

1.Чтение стихотворения.    

Я и мы, 
Ты и вы, 
Он, она, оно, они - 
Все слова отличные, 
Важные и личные. 
Это, без сомнения, 
Всё местоимения. 
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они) Слайд 7

- Какие это местоимения?

(Личные)

-Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

( Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

-В "Толковом словаре" Ожегова записано: Слайд 8

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

- Что мы знаем о личных местоимениях?

        (У них есть лицо, а у 3 лица- род)

- Давайте вернемся к выписанным местоимениям и составим таблицу.

- А вот какую таблицу составила Оля. Какая из них более точна. Почему? Указывает деление на род

Лицо

Ед. ч.

Мн.ч.



1

я

мы



2

ты

вы



3

М. р.

Ж. р.

Ср. р.

они


он

она

оно


Стол        , парта        , окно

- А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

- Назовите эти местоимения. Ты, вы.

- В каком числе употребляется местоимение вы? (мн. ч.)

Но не только во множественном числе, но и когда мы обращаемся к старшему по возрасту, незнакомому человеку, мы обращаемся на “Вы” в ед. ч.

Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” даже называли родителей. Эта старинная традиция сейчас сохранилась только кое-где.

- Придумайте 2 предложения с прямой речью, включив в них личные местоимения  Вы, где их необходимо   писать с большой и с маленькой буквы.

- Проверка.


2.Чтение теории из учебника.

- Давайте попробуем просклонять местоимения Я и ТЫ по падежам. Слайд 5

И. п. (кто?) – Я

Р. п. (кого?) – МЕНЯ

Д. п. (кому?) – МНЕ

В. п. (кого?) – МЕНЯ

Т. п. (кем?) –  МНОЙ

П. п. (о ком?) – обо МНЕ

И. п. (кто?) –  ТЫ

Р. п. (кого?) – ТЕБЯ

Д. п. (кому?) – ТЕБЕ

В. п. (кого?) – ТЕБЯ

Т. п. (кем?) –  ТОБОЙ

П. п. (о ком?) – о ТЕБЕ

3.Словарная работа. Слайд 9

- подобрать местоимения к существительным и определить род:

Тюль (красивый, он)

 Рояль (старинный, он)

Такси (грузовое, оно)

Жюри (авторитетное, оно)

Бандероль (заказная, она)

Картофель (молодой, он)

Желе (малиновое, оно)

- Проверка, назовите существительные мужского рода? женского? среднего?

Физкультминутка

4. А теперь поработаем над предложением

 Задание: записать на доске и в тетрадях предложения, произвести их синтаксический разбор.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное — 2 части, бессоюзное)

                               1 часть - Простое, распространенное, двусоставное.

                                2 часть - Простое, распространенное, двусоставное.

- Какие здесь местоимения?

 Мы- 1лицо, мн. ч.

Она- 3 лицо, ед. ч., ж. р.

- Каким членом предложения является?

- Назовите начальную форму местоимения НАС? (мы)

В каком падеже оно употреблено?         (В. п.) Слайд 9

5. Выполнение упражнения № 441.

6. Работа с раздаточным материалом.


VII. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Еще раз прочитайте эпиграф урока. Скажите, вы согласны с автором, что местоимения могут заменить другие части речи?

- Что еще мы узнали о личных местоимениях?        

Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

- Кто хорошо понял сегодняшнюю тему, поднимите зеленый кружок.

- У кого возникли трудности, поднимите желтый кружок. Это сегодня не последний урок, мы еще будем работать над этой темой, и я думаю, что все проблемные вопросы будут решены.

- А кто не понял сегодняшнюю тему урока?

 Оценки за урок

- Ребята, я благодарю вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!


VIII. Домашнее задание.

1. Выполнить упражнение № 443, выучить теоретический материал.

2.  Подобрать 5 поговорок или загадки, где встречаются личные местоимения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!