СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по технологии 6 класс на тему: " Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Секрет уюта в квартире заключается не только в мебели, подобранной со вкусом, но и в украшении помещений комнатными растениями. Ведь цветы приносят радость и покой, придают ощущение теплоты и спокойствия, а также способствуют очищению воздуха, поглощая вредный углекислый газ и в большем количестве выделяя кислород. 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по технологии 6 класс на тему: " Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений".»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.

Технология выращивание комнатных растений»

 Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и перевалку комнатных растений.


Технология построения урока: здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.


Задачи урока:

образовательные:

 познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку и пересадку растений.

развивающие:  уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи уметь выражать свои мысли.

воспитательные: воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры;


Планируемые результаты: 

Предметные знания: знать о разновидностях комнатных растений, приемах фитодизайна, технологии размещения комнатных растений.

Метапредметные УУД:

познавательные: 

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- анализ построения цепи рассуждения.

 регулятивные:

 - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную работу.


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, , натуральные комнатные растения, наглядные изображения растений.


Основные термины и понятия: фитодизайн, фитодизайнер, террариум, комнатный садик, пересадка и перевалка растений.

Время проведения: 45 минут


Ход урока.


Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Взаимные приветствия учителя и учащихся, организация внимания и внутренней готовности.

Актуализация знаний: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала.

- На прошлом уроке мы изучали тему интерьера жилого помещения. Выполнили практическую работу по оформлению окна. А теперь давайте ответим на следующие вопросы:

- Чем занимается дизайнер интерьера ?

- Как визуально можно изменить комнату с помощью принта обоев?

- Какое напольное покрытие лучше всего использовать на кухне и почему?

- Назовите существующие виды отделки потолка?

- Для чего нужны окна в доме?

- Назовите чем можно декорировать окно в квартире?


- Молодцы, вы все хорошо усвоили материал прошлых занятий!


Мотивация

- А теперь отгадайте загадку:

Зеленеет, и растет,
И всю жизнь лишь воду пьет.
Место жительства – горшок,
Это комнатный ... ?  (цветок)

Наверное, вы уже и сами сейчас можете назвать тему нашего урока?

(Комнатные растения в интерьере квартиры)


Подводит учащихся к цели урока:

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (Слушаю ответы учащихся, обобщаю полученные сведения)

- Сегодня мы с вами должны:

- ознакомиться с разновидностями комнатных растений и законами аранжировки;

- научиться размещать растения в различных помещениях;

- овладеть технологией выращивания комнатных растений.


ΙΙ. Изучение нового материала.

- Секрет уюта в квартире заключается не только в мебели, подобранной со вкусом, но и в украшении помещений комнатными растениями. Ведь цветы приносят радость и покой, придают ощущение теплоты и спокойствия, а также способствуют очищению воздуха, поглощая вредный углекислый газ и в большем количестве выделяя кислород. Восприятие их прелести и красоты будет более ярким, если они будут гармонировать с интерьером комнат.

Комнатные растения в интерьере квартиры – очень важная тема. Ведь использование растений в современном дизайне совсем непростая задача.

История комнатного цветоводства берет свое начало в глубокой древности, человек всегда стремился украсить свой дом. Само понятие «комнатное растение» появилось тогда, когда человек додумался бросить семена в горшок с землей. Со временем, открывая новые земли, человечество открыло для себя и новые декоративные растения. Цветы, растущие на наших подоконника, на кухне, на балконе, в гигантских кадках, маленьких горшочках, в кашпо, ящиках,- все они уроженцы жарких и влажных тропических стран. Мореплаватели и первопроходцы открывали новые земли и везли на родину сказочные заморские дары: пряности, драгоценные камни и экзотические цветы. 

Современный дизайн требует чистоты линий и простоты. Поэтому занимаясь оформлением квартиры важно не переборщить, иначе вы рискуете превратить своё жилище в оранжерею. Для того чтобы цветы гармонично вписались в интерьер и не казались лишними, будет полезным знать принципы размещения растений. О чём мы и поговорим на этом уроке.

Вообще, существует четыре основных принципа размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик и террариум.

К выбору одиночных комнатных растений в интерьере нужно подходить особенно серьёзно. Так как по сути, одиночное растение будет являться акцентом в интерьере и привлекать взгляды окружающих. Кстати, одиночное растение, которое используют с целью привлечения к нему внимания, называют солитёром.

Давайте разберёмся, какими качествами должно обладать такое растение.

Итак, во-первых, оно должно быть достаточно большого размера.

Во-вторых, форма растения должна отличаться от простых.

В-третьих, желательно, чтобы растение солитёр имело листья интересной окраски.

И в-четвёртых, желательно наличие декоративного яркого цветения у растения.

Очень хорошо, когда в растении сочетаются все четыре перечисленных качества. Однако если растение соответствует хотя бы одному из них, то оно тоже вполне может использоваться в качестве одиночного растения. Главное только, чтобы оно было в идеальном состоянии, с красиво оформленной кроной. А также горшок или кашпо, в котором будет находиться растение, должны идеально подходить по форме и цвету к стилю.

Размещать растение-солитёр в помещении нужно так, чтобы оно было удобно для обозрения со всех сторон. Чаще всего его располагают в углу или нише, но так, чтобы растение было видно издали, во всей своей красе. Если растение крупное, то оно будет удачно смотреться на полу или на низкой подставке. Средние и мелкие растения лучше расположить на высоких подставках. А вот лианы и ампельные растения выиграют если будут подвешены на уровне глаз человека.

В качестве одиночного растения можно использовать фикус, пальму, ложную пальму, лиану (хойю, монстеру), ампельное растение (зигокактус, хлорофитум), пестролистое растение (бегонию, кордилину), а также некоторые декоративно-цветущие растения (гортензию, пеларгонию, цикламен).

Композиция из горшечных растений представляет собой совокупность растений, высаженных в отдельные горшки, но расположенных близко друг к другу. По сравнению с одиночным размещением композиция из горшечных растений имеет много преимуществ.

Во-первых, она имеет интересный внешний вид. Как будто зелёный оазис поселился среди пустыни застывшей мебели.  

Во-вторых, за композицией из горшечных растений удобно ухаживать. Главным образом, в отношении полива. Растения легче поливать, когда они собраны вместе, чем когда они расставлены по всему помещению.  

В-третьих, когда комнатные растения сгруппированы, их обильная листва и испарения увеличивают влажность воздуха. Как бы образуя собственный микроклимат.

При составлении композиции желательно собирать вместе растения с похожими требованиями к освещённости и температуре. А также продумать форму и цвет горшков или кашпо. Рекомендуется, чтобы их форма и цвет были одинаковыми и однотонными, чтобы взгляд не отвлекался на них.

Размещать композицию из горшечных растений можно как горизонтально, так и вертикально. При горизонтальном размещении обычно на заднем плане расставляют наиболее высокие растения с более тёмными или более крупными листьями. А по бокам и спереди от основы размещают меньшие растения. Если композиция просматривается со всех сторон, то в ней выделяют одно какое-то растение за главное и ставят его в середину композиции, а остальные располагают вокруг него. Высоту растений можно корректировать с помощью подставных дощечек, подставок или размеров горшков и кашпо. В горизонтальных композициях из горшечных растений можно использовать лианы и ампельные растения. Обычно их помещают в средней части композиции, что позволяет гибким свисающим стеблям красиво обрамлять свой и стоящие рядом горшки.

Вертикальная композиция из горшечных растений будет хорошим выходом в помещениях, где мало горизонтального пространства. Для создания такой композиции можно использовать угловую подставку, либо подставку с кольцами, либо просто подвесить одну под другой корзины с горшками или кашпо. В вертикальной композиции должно быть хотя бы одно ампельное растение или лиана, которые образуют красивую колонну из листьев или цветов.

Комнатный садик представляет собой контейнер с растениями. Он может быть совершенно разного размера: от миниатюрного и располагающегося на столе или окне, до крупной композиции, занимающей угол комнаты или часть помещения. В качестве контейнера может быть использована практически любая ёмкость: деревянный или пластмассовый ящик, корзина, таз, небольшая плошка. Единственное, выбранная ёмкость обязательно должна быть водонепроницаемой.

Вообще существует два способа размещения растений в контейнере. Первый способ заключается в том, что все растения высаживают вместе в грунт. При этом важно, чтобы растения имели одинаковые требования к почве, влажности, освещённости и температуре.

Второй способ предполагает размещение каждого растения в собственном горшке. Для этого растения в контейнер помещают в горшках, а промежутки между ними заполняют торфом и прикрывают мхом и галькой, чтобы скрыть края горшков. Такое размещение растений позволяет не только ухаживать за каждым растением индивидуально, но ещё и даёт возможность в любой момент внести изменения в композицию. Подбираются растения при таком размещении по декоративным признакам и требованиям к освещённости.  

Интересным решением в интерьере является подвесной садик. Для его создания можно использовать подвесную корзину достаточного размера. При этом горшки с растениями высаживают в водонепроницаемый контейнер, который затем помещают в корзину. Чтобы облегчить уход за подвесным садиком, подвесную корзину нужно разместить на уровне глаз.

В качестве растений для комнатного садика отлично подойдут: фикус, ципперус, сенполия, бальзамин, примула, пилея, гортензия, жасмин, гардения. При компоновке растений для комнатного садика важно, чтобы растения по высоте и окраске листьев гармонично сочетались с размером контейнера.

Прекрасным декоративным элементом любого интерьера является террариум. Это цветочная композиция, созданная внутри сосуда из стекла или прозрачного пластика. Обычно отверстия у таких сосудов заужены или закрыты прозрачным материалом. В качестве сосуда для террариума можно использовать бутылки, банки интересной и необычной формы, аквариум и любые другие прозрачные ёмкости.

Мы с вами рассмотрели основные принципы размещения комнатных растений в интерьере. А теперь давайте обсудим, какими правилами нужно руководствоваться при размещении комнатных растений в помещениях.

Итак, комнатные растения всегда должны соответствовать размерам помещения, в котором они будут находиться. Так, например, одинаково неудачно будет смотреться маленькое растение, размещённое в просторном помещении, и слишком большое – в маленьком.

Если расположить высокое растение с прямым стеблем в комнате с низким потолком, то визуально потолок будет казаться выше. А если в комнате с высоким потолком подвесить корзинку со свисающими растениями, то это приблизит потолок. Ну, а если в узкой комнате на стене закрепить растение с мелкими листьями и дуговидными стеблями, то комната зрительно расширится.

Большую роль играет и фон, на котором будут располагаться растения. Так, растения со светлыми цветами и листьями будут выглядеть интереснее на тёмном фоне, а яркие – на светлом. На фоне шторы или стены с крупным рисунком уместнее разместить растения с мелкими аккуратными листочками. А вот на фоне мелкого рисунка более выигрышно будут смотреться растения с крупными листьями. Однотонный горшочек с неброским растением будет отлично сочетаться с пёстрыми обоями.

Не менее важными вопросами при декорировании помещения комнатными растениями являются какие растения, где и в чём лучше размещать.

Как мы уже поняли, комнатные растения можно разместить буквально на любом участке помещения: на полу, на стене, на подоконнике, на мебели и даже подвесить к потолку.

Как правило, на пол ставят крупные одиночные растения в красивом кашпо. Для такого месторасположения нужно выбирать растения с привлекательной формой кроны.

На стенах чаще всего размещают либо цветущие растения, либо лианы. Цветущие растения помогут оживить гладкую светлую стену, а с помощью лиан можно красиво оформить окна или картины.

Подоконник является, наверное, самым излюбленным местом для размещения цветов. Но не стоит ставить их в виде линии различных горшков. На подоконнике лучше будет смотреться одиночное растение — низкое и кустистое, если поставить его посередине окна, или высокое и узкое, если оно будет располагаться с какой-то одной стороны.

Некоторые комнатные растения имеют длинные висячие стебли и чаще всего они теряют свою привлекательность, если их просто поставить на подоконник или сервант. Выигрышным вариантом для размещения таких растений будет специальная высокая подставка или подвесной контейнер.

Одиночные ампельные растения, лианы и висячие садики отлично будут смотреться в контейнерах, корзинах или кашпо, подвешенных к потолку. Важно только, чтобы они не были развешены в местах оживлённого движения, чтобы не мешать проходу.

Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла.(большинство тропических растений), другим – влаги (субтропические), третьи неплохо переносят недостаток влаги (суккуленты), некоторые хорошо переносят слабую освещенность (теневыносливые), а другие требовательны к свету(светолюбивые).

Для озеленения жилых помещений чаще всего используют основных группы растений.

Это декоративнолистные, их выращивают ради красивых листьев и стеблей, назовите растения с красивыми листьями, растущие у вас дома (бегонии, фикус, дифенбахия…)

Декоративноцветущие, их выращивают ради красивых цветов. Дети называют примеры растений этой группы(герани, азалия, канны, гипераструмы …)

Кактусы и суккуленты, растения с толстыми мясистыми стеблями, покрытыми колючками или пушистыми волосками. Многие из них еще и цветут.

При выборе растения большое значение имеют его внешний вид и размеры. Низкое небольшое растение неуместно на фоне голой стены, а высокое узкое на подоконнике. Красота и прелесть растения воспринимается во взаимосвязи с интерьером. Существует четыре основных приема размещения комнатных растений.

Работа с текстом учебника. Разбиваем класс на 4 группы и даю задания приготовить сообщение. Группа выбирает выступающего. Наглядное изображение с примерами готовит учитель.

Одиночные растения – выступление 1 группы

Композиция из горшечных растений – выступление 2 группы

Комнатный садик – выступлении 3 группы

Террариум - выступлении 4 группы.

Работаем в тетради, записывая основные понятия и примеры растений. Тем временем учитель оценивает работы групп

-Ребята, а вы знаете, что существует профессия фитодизайнер. Как вы думаете, чем же занимаются люди данной профессии? Какими качествами должны обладать люди данной профессии? (Выслушиваю предположения и выводим понятие)

Фитодизайнер – специалист, который занимается составлением цветочных композиций. Он должен знать научное название растений, их происхождение, условия выращивания и конкретный уход за ними. А также стили в оформлении, принципы дизайна, обладать знаниями в области биологии, химии, агрономии. Если вы любите комнатное цветоводство и интересуетесь биологией, вы можете выбрать себе эту профессию, которая принесет вам массу удовольствия.

Физминутка.

- Чтобы растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними необходимо правильно ухаживать. А для этого нужно знать особенности каждого растения и требования к условиям содержания. Самая распространенная технология выращивания комнатных растений - в почвенном грунте. Но также, с развитием технологий, появились различные - фитогели, напоминающее прозрачное желе, которые используют вместо грунта.

-Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит этот технологический процесс. (Критерии записываем в тетрадь, поясняя в ходе беседы)

1.Подбор растения по следующим критериям:

- освещенность,

-влажность воздуха;

-водный режим;

-почва;

-влияние соседних растений;

-ваши предпочтения ( влияние растение на здоровье человека)

Изучить виды растений и требования к их содержанию можно в различных справочниках и в Интернете.

2. Приобретение и транспортировка.

Зимой - чем больше слоев упаковки, тем лучше перенесет транспортировку растение. Летом в полиэтилен заворачивать нельзя – оно может задохнуться.

3. Подборка и подготовка почвы для посадки.

Каждому растению нужно подобрать свойственную ему почвенную смесь.

4. Подборка и подготовка ёмкости.

Горшок – ёмкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне – используется для высадки одного или нескольких растений.

Кашпо- ёмкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которой ставят горшок.

Контейнер – водонепроницаемая ёмкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких горшков или высаживания нескольких растений

5. Посадка.

  • на дренаж насыпать землю слоем 1,5-2 см;

  • поместить растение в центр горшка;

  • досыпать почву, постепенно уминая её и постукивая о стол до тех пор, пока верхние корни не покроются слоем 1-2 см и от края горшка до поверхности земли не останется 1-2 см;

  • полить растение ил опрыскать несколько раз; поставить в тень на 10-12 дней.

6. Полив и опрыскивание

Частота полива и количество воды зависит от многих факторов:

  • Вид растений ( ежедневный – бегония, плющ, лимон; через 2-3 дня – сенполия, пальма, маранта; раз в неделю, месяц – кактусы,алое)

  • Фаза развития ( в период роста растение нуждается в большем поливе чем, в период покоя)

  • Время года ( летом полив обильнее, зимой – умеренный)

  1. Очистка

На уроках в 5 классе вы узнали, что такое фотосинтез. Чтобы этот процесс шел активнее, необходимо регулярно очищать (промывать) листья растений.

  1. Подкормка.

Для нормального роста растению необходимо периодически подкармливать его питательными веществами, раз в 10-14 дней с весны до осени. Для этого лучше всего пользоваться готовыми удобрениями для цветов.

- По мере роста растения увеличивается его корневая система, растению становится тесно в горшке. В таких случаях необходима пересадка – замена почвы без сохранения кома. В случаях , когда растение плохо переносят пересадку (например, пальма) или необходимо ускорить цветение, применяют перевалку.

-давайте прочитаем в учебники на стр.21-22, как правильно проводить пересадку и перевалку , и сравним эти два способа. ( учащиеся читают и проводят анализ)

ΙΙΙ. Закрепление изученного материала.

Опрос учащихся по новой теме:

  1. Искусство оформления интерьера с помощью растений?

  2. Основные приемы размещения растений?

  3. Какие существуют требования к выбору растений?

  4. Чем занимается фитодизайнер?

  5. Назовите группы комнатных растение по внешнему виду?

  6. Назовите из каких элементов состоит технологический процесс выращивания комнатных растений?

  7. Дайте определение, что такое: кашпо, горшок, контейнер?

  8. Чем отличается пересадка растений от перевалки?, 4

ΙV. Итоги урока.

- Итак, подведём итоги урока. На этом уроке мы говорили о комнатных растениях в интерьере квартиры. Узнали, что существует четыре основных принципа размещения комнатных растений в интерьере. А именно, одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик и террариум. Рассмотрели правила размещения комнатных растений в помещениях, руководствуясь которыми вы обязательно гармонично впишете цветы в свой интерьер. А также ответили на вопросы какие растения, где и в чём лучше размещать при декорировании помещения

- Мы много узнали на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? (Рассуждения учащихся и вывод, выставляю оценки учащимся за работу на уроке.)

Домашнее задание: Заполнить таблицу .

Название растения

теплолюбивые

влаголюбивые

суккуленты

теневыносливые

светолюбивые












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!