СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка, 5 класс по теме "Особенности написания приставок на –з, -с"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока подойдёт под любой учебник

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка, 5 класс по теме "Особенности написания приставок на –з, -с"»

Урок №63. Тема: «Особенности написания приставок на –з, -с»

Цели и задачи:

  • познакомить с правилом правописания приставок на З-, С-, повторить правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными, вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой;

  • развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;

  • воспитывать любовь к природе, поддерживать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

1.Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации

2.Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

3.Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения

Оборудование:

  • карточки, таблица, словари

  • учебник “Русский язык. 5 класс” под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, мы с вами на уроках русского языка учимся быть грамотными. Правда? Многие орфограммы нам уже известны. Готовы? Но прежде проверим, как вы сами справились с домашним заданием.

2. Проверка домашнего задания (упражнение).

А) Устный опрос.

- Над какими видами орфограмм вы работали дома?

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Можно ли проверять корни с чередованием гласных?

Б) Орфографический практикум (стр.110)

3. Изучение нового материала.

А. Объяснение учителя

В русском языке существуют приставки -раз, -рас. Приставка –раз пишется перед звонкими согласными: разбудить, развеять, размороженный, разведка. Приставка –рас пишется перед глухими согласными буквами: распространять, рассыпчатый, раскрутка, расфасовать.

Правило в тетради: Приставка –рас перед с,т,ф,п,х,ш,к,ч,ц

Приставка –раз перед з,ж,б,в,г,д,м,л,н,р и др.

Приставки –з в русском языке не существует, она входит в корень (повесить на доску табличку: здесь, здоровье, здание). В остальных случаях –с является самой приставкой или входит в состав др. приставки: бескорыстный, бесприданница

Б. Задание на укрепление материала (повесить на доску табличку)

Выделить в словах приставки и корни.

Разлучить-растолковать, бездарный-бесконечный, избежать-испортить.

4. Работа со словарём

Бескорыстный, бесприданница (смотреть ЛЗ слов)

В. Раздача индивидуальных карточек (для слабоуспевающихся)

4.Игра «Найди лишнее слово»

Обозначить морфемы: приставки, корень.

1.Растопить, сгорбиться, испечь.

2.Искать, расцвести, рассказать.

3. Размышлять, безвольный, истолковать

5.Говорение (групповое)

Устное чтение небольшого текста. Дети должны объяснить, почему ставится та или иная орфограмма. Найти грамматическую основу

Текст №1

Юра вышел на поляну раньше всех. Как ни в..матривался он, ребят не видел. Мальчик прилег на траву и увидел высоко над лесом бе..численное количество звезд. Казалось, их бе..порядочно ра..бросали по темному небу. Они бе..покойно мигали, привлекая к себе внимание.

Текст №2

Еще нужно успеть _дать кормушку. Но вьюга всё пуще сердилась. «Как же я пойду?» – бе..покоился Саша. Вдруг через несколько минут ветер утих, вьюга будто _жалилась над мальчиком. Он _махнул снег с шубки и побежал в школу.



6.Работа с учебником

Выполнение упражнений

7.Диктант с взаимопроверкой

Исхудалый после болезни, бескрайний океан, раздался в тишине, исследовать местность, сидят беспокойно, бесконечные споры, чрезмерный аппетит, неожиданно воскликнул, воспылать чувством гордости.

8. Итоги урока

Рефлексия

Беседа на закрепление материала:

А) Что мы сегодня изучали на уроке? Для чего оно нам нужно ?

Б) Сформулируйте правила на правописание приставок на –з , -с. Приведите примеры

В) что было сложным в изучении этой орфограммы? У вас есть вопросы?

9. Домашнее задание: Выучить правило в тетради, выполнить упражнение.











































Приложение №1



Задание

Спишите пары слов, выделив в них корень и приставку:



РА..ЛЮБИТЬ – РА..ТОЛКОВАТЬ

БЕ..ДАРНЫЙ–БЕ..КОНЕЧНЫЙ

И..БЕЖАТЬ – И..ПОРТИТЬ











Приложение №2

Найди лишнее слово.Обоснуй выбор.

  1. Растопить, сгорбиться,испечь

  2. Искать, расцвести, рассказать.

3) Размышлять, безвольный,

истолковать

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА СОСТАВ СЛОВА!

Приложение №3

Запомни!



ПИШИ БУКВУ –З В НАЧАЛЕ ТРЁХ СЛОВ:





ЗДЕСЬ



ЗДАНИЕ



ЗДОРОВЬЕ













Приложение №4

Текст №1

Юра вышел на поляну раньше всех. Как ни в..матривался он, ребят не видел. Мальчик прилег на траву и увидел высоко над лесом бе..численное количество звезд. Казалось, их бе..порядочно ра..бросали по темному небу. Они бе..покойно мигали, привлекая к себе внимание.



______________________________________________





Текст №2

Еще нужно успеть _дать кормушку. Но вьюга всё пуще сердилась. «Как же я пойду?» – бе..покоился Саша. Вдруг через несколько минут ветер утих, вьюга будто _жалилась над мальчиком. Он _махнул снег с шубки и побежал в школу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!