Урок №63. Тема: «Особенности написания приставок на –з, -с»
Цели и задачи:
познакомить с правилом правописания приставок на З-, С-, повторить правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми гласными, вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой;
развивать память и мышление учащихся, навыки связной речи;
воспитывать любовь к природе, поддерживать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
1.Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации
2.Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
3.Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения
Оборудование:
карточки, таблица, словари
учебник “Русский язык. 5 класс” под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой и др.
Тип урока: изучение новой темы
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, мы с вами на уроках русского языка учимся быть грамотными. Правда? Многие орфограммы нам уже известны. Готовы? Но прежде проверим, как вы сами справились с домашним заданием.
2. Проверка домашнего задания (упражнение).
А) Устный опрос.
- Над какими видами орфограмм вы работали дома?
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Можно ли проверять корни с чередованием гласных?
Б) Орфографический практикум (стр.110)
3. Изучение нового материала.
А. Объяснение учителя
В русском языке существуют приставки -раз, -рас. Приставка –раз пишется перед звонкими согласными: разбудить, развеять, размороженный, разведка. Приставка –рас пишется перед глухими согласными буквами: распространять, рассыпчатый, раскрутка, расфасовать.
Правило в тетради: Приставка –рас перед с,т,ф,п,х,ш,к,ч,ц
Приставка –раз перед з,ж,б,в,г,д,м,л,н,р и др.
Приставки –з в русском языке не существует, она входит в корень (повесить на доску табличку: здесь, здоровье, здание). В остальных случаях –с является самой приставкой или входит в состав др. приставки: бескорыстный, бесприданница
Б. Задание на укрепление материала (повесить на доску табличку)
Выделить в словах приставки и корни.
Разлучить-растолковать, бездарный-бесконечный, избежать-испортить.
4. Работа со словарём
Бескорыстный, бесприданница (смотреть ЛЗ слов)
В. Раздача индивидуальных карточек (для слабоуспевающихся)
4.Игра «Найди лишнее слово»
Обозначить морфемы: приставки, корень.
1.Растопить, сгорбиться, испечь.
2.Искать, расцвести, рассказать.
3. Размышлять, безвольный, истолковать
5.Говорение (групповое)
Устное чтение небольшого текста. Дети должны объяснить, почему ставится та или иная орфограмма. Найти грамматическую основу
Текст №1
Юра вышел на поляну раньше всех. Как ни в..матривался он, ребят не видел. Мальчик прилег на траву и увидел высоко над лесом бе..численное количество звезд. Казалось, их бе..порядочно ра..бросали по темному небу. Они бе..покойно мигали, привлекая к себе внимание.
Текст №2
Еще нужно успеть _дать кормушку. Но вьюга всё пуще сердилась. «Как же я пойду?» – бе..покоился Саша. Вдруг через несколько минут ветер утих, вьюга будто _жалилась над мальчиком. Он _махнул снег с шубки и побежал в школу.
6.Работа с учебником
Выполнение упражнений
7.Диктант с взаимопроверкой
Исхудалый после болезни, бескрайний океан, раздался в тишине, исследовать местность, сидят беспокойно, бесконечные споры, чрезмерный аппетит, неожиданно воскликнул, воспылать чувством гордости.
8. Итоги урока
Рефлексия
Беседа на закрепление материала:
А) Что мы сегодня изучали на уроке? Для чего оно нам нужно ?
Б) Сформулируйте правила на правописание приставок на –з , -с. Приведите примеры
В) что было сложным в изучении этой орфограммы? У вас есть вопросы?
9. Домашнее задание: Выучить правило в тетради, выполнить упражнение.
Приложение №1
Задание
Спишите пары слов, выделив в них корень и приставку:
РА..ЛЮБИТЬ – РА..ТОЛКОВАТЬ
БЕ..ДАРНЫЙ–БЕ..КОНЕЧНЫЙ
И..БЕЖАТЬ – И..ПОРТИТЬ
Приложение №2
Найди лишнее слово.Обоснуй выбор.
Растопить, сгорбиться,испечь
Искать, расцвести, рассказать.
3) Размышлять, безвольный,
истолковать
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА СОСТАВ СЛОВА!
Приложение №3
Запомни!
ПИШИ БУКВУ –З В НАЧАЛЕ ТРЁХ СЛОВ:
ЗДЕСЬ
ЗДАНИЕ
ЗДОРОВЬЕ
Приложение №4
Текст №1
Юра вышел на поляну раньше всех. Как ни в..матривался он, ребят не видел. Мальчик прилег на траву и увидел высоко над лесом бе..численное количество звезд. Казалось, их бе..порядочно ра..бросали по темному небу. Они бе..покойно мигали, привлекая к себе внимание.
______________________________________________
Текст №2
Еще нужно успеть _дать кормушку. Но вьюга всё пуще сердилась. «Как же я пойду?» – бе..покоился Саша. Вдруг через несколько минут ветер утих, вьюга будто _жалилась над мальчиком. Он _махнул снег с шубки и побежал в школу.