СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Безличные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока»

План-конспект урока русского языка для 8 класса по теме

«Безличные предложения» Беденко Елены Сергеевны, учителя русского языка и литературы МОУ ООШ №9 х. Жуковского.


Программа.С.Бархударов, Т.Ладыженская

Учебник: «Русский язык. 8 класс» С.Бархударов, Т.Ладыженская

Тип урока: объяснение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое оборудование: компьютер, проектор,

Цели: повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "безличные предложения", определить способы выражения сказуемого в безличных предложениях, работать над развитием речи учащихся, вести планомерную подготовку к ГИА

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте! – приветствуют друг друга россияне. А как англичане... , немцы..., французы..., японцы? ( G ' day (англ.); Bonjour (франц.); Guten Tag (нем.); Коннитива (японск.)

- Что общего между этими этикетными формами? А что различного?

Общее: это форма приветствия.

Различное: 1. Дословный перевод (русский «пожелание здоровья», остальные - пожелание хорошего, «успешного» дня) 2. Части речи (русский – глагол, остальные – главное слово подлежащее)

- Какое из приветствий Вам кажется более «активным», более доброжелательным и личностно-ориентированным? Почему? (Подвести воспитанников к мысли, что приветствие «Здравствуйте!» более позитивно и личностно-ориентировано по содержанию и более активно благодаря использованию глагола в повелительном наклонении.)

- Каким членом предложения он является? (Сказуемым в предложении без подлежащего).

- А какими членами предложения являются остальные приветствия? (Подлежащими без сказуемого).

- С анализа грамматических форм приветствия мы начали изучение абсолютно новой для нас темы. Какой? Сейчас узнаем.

Как часто мы произносим эти слова. А какова особенность этого предложения? (Односоставное, не имеет подлежащего) Да, действительно, оно односоставное. И сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с видами односоставных предложений. Но для начала проведём небольшую лингвистическую разминку.

  1. Лингвистическая разминка.

2(а) беседа о Шахматове( сообщение ученицы Андреевой Людмилы)

Впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».

Научные интересы языковеда многогранны: А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии.

Шахматов внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка.

  1. Для того чтобы определить вид односоставного предложения, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, мы проведём с вами лексическую работу. К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик (работа в группах):

МАЛЕНЬКИЙ –

ИСКУССТВЕННЫЙ –

ДОБРЫЙ –

МНОГОСЛОВНЫЙ –

ЛОЖНЫЙ –

ЗАУРЯДНЫЙ –

АККУРАТНЫЙ –

СКРЫТНЫЙ –

МНОЖЕСТВЕННЫЙ –


Прочитайте сверху вниз первые буквы слов второго столбика.

1. Исследовательская работа в группах (по рядам).

(Работа с карточками: у каждого ряда свой блок предложений, но вывод должны сделать общий.)

- Я на каждый парту разложила карты урока с разными блоками заданий, и таким образом разбила класс на 4 группы: I парта работает с предложениями, объединёнными темой «Литература», II - «Живопись», III – «Музыка», IV - «Театр». Я буду называть номер предложения, а вы, прочитав его, будете называть грамматическую основу и делать вывод о её строении. (По 1-2 предложения с каждого ряда)

I ряд

II ряд

III ряд

IV ряд

«Литература»

«Живопись»

«Музыка»

«Театр»

1. Я люблю читать рассказы о животных.

1. Я люблю ходить на выставки изобразительного искусства.

1. Я люблю слушать современную музыку.

1. Я люблю ходить в театр.

2. Люблю приключенческие романы.

2. Предпочитаю живопись русских передвижников.

2. Предпочитаю рок-музыку.

2. Люблю больше весёлые театральные постановки.

3. Выпустили новый детективный роман.

3. Открыли новый арт-салон.

3. Поставили новый мюзикл.

3. Объявили об открытии нового сезона.

4. Нужно обязательно много читать.

4. Нужно изучать язык живописи.

4. Нужно воспитывать музыкальный вкус.

4.Нужно внимательно следить за игрой актёров.

5. Что за прелесть эти сказки!

5. Какая правда жизни!

5. Упоительные звуки!

5. Какая игра актёров!

- Подумайте, как их можно разделить на 2 группы. Заполните поля таблицы номерами предложений и пустые поля заголовков таблицы. (Заполнение таблицы)

- По какому принципу вы их поделили?

(Принцип разделения – состав основы предложений. Предложения - 1 двусоставное и 4 односоставных.)

Деление по принципу...

2 главных члена - двусоставные

1 главный член - односоставные

№/№ предложений

1

2, 3, 4, 5


  1. Определение целей и задач через решение проблемы:

Составьте и запишите небольшой текст о зиме используя только безличные предложения.

(Учащиеся говорят о том, что у нас недостаточно знаний и умений для выполнения этого задания). А что нам для этого нужно знать и уметь? (Учащиеся формулируют цели).


У нас возникла проблема, и в ходе урока мы попытаемся решить её.

  1. Актуализация знаний.

Давайте с вами вспомним:

- Какие предложения называются односоставными?

- С какими их видами мы уже знакомы?


Перед вами текст:


Найдите в тексте определённо-личные предложения. Почему отнесли их к определённо-личным? Чем выражено сказуемое?

Прочитайте только неопределённо-личные предложения. Обоснуйте свой выбор. Чем выражено сказуемое?

6. Новый материал.

Выпишете оставшиеся односоставные предложения. Почему их нельзя отнести к уже известным нам группам? Попробуйте подобрать подлежащее к сказуемым в этих предложениях. Что можете сказать? Это и есть безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, они «без лица». Как могут называться такие глаголы, которые обозначают действие, у которого нет действующего лица? (Гипотезы учащихся) И ещё один вывод, который мы с вами сделали: сказуемое в безличном предложении может быть выражено безличным глаголом.

- А где мы можем добыть новые знания

Откройте учебники с.81 П. 21 прочитайте, какие предложения называются безличными.

9. Функции безличных предложений в речи.

Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи? (Выразительность; лаконичная форма обозначения состояния природы и человека) Так какова же функция безличных предложений в речи? (Передают субъективное восприятие действительности, личное отношение, описывают состояние души, придают выразительность речи).

10. Закрепление навыков определения безличных предложенийю Тренировочные упражнения.

( карточки по вариантам

12. Выполнение творческого задания, озвученного в начале урока.

Теперь мы обладаем с вами достаточными знаниями и умениями, чтобы выполнить творческое задание, полученное вами в начале урока: Двусоставные предложения заменить на односоставные, записать получившийся текст.

Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.

(Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие! Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.

15. Рефлексия.


сегодня я узнал…

было интересно…

я понял, что…

теперь я могу…

у меня получилось …

я попробую…

16. Оценивание.

Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых вы оцените свою работу на уроке.

Оценочный лист

Дата проведения урока____________ Класс________Предмет______________

Тема урока __________________________________________________________

Фамилия, имя учащегося ______________________________________________

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания







За работу на уроке я ставлю себе отметку ______, потому что____________ _____________________________________________________________________

13. Домашнее задание (дифференцированное).

1. П. 23,

2.Выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 10 безличных предложений, указать способы выражения сказуемого.

3.Составить небольшой текст, употребив как можно больше безличных предложений.

14. Итог урока. Игра «Да-нет-ка»

1). Безличное предложение – это односоставное предложение? (да)

2). Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (нет)

3). Сказуемое в безличном предложении может быть выражено только безличным глаголом? (нет)

4). Может ли сказуемое в безличном предложении быть выражено личным глаголом? (да, в значении безличного)

5). Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (нет)

Выставление отметок учащимся за урок.



17. Подведение итогов.

Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя.

В заключении я хочу подарить вам стихотворение, в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же, я хочу, чтобы эти слова были вам руководством к действию в вашей дальнейшей жизни.

Когда тобою решено

Добиться благородной цели,

То остаётся лишь одно:

Осуществить мечту на деле.

Иди вперёд своим путём,

Иди, исполненный отваги,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно иди своим путём.

Спасибо всем.

Урок окончен

Когда тобою решено

Добиться благородной цели,

То остаётся лишь одно:

Осуществить мечту на деле.

Иди вперёд своим путём,

Иди, исполненный отваги,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты всё равно иди своим путём.





Дата проведения урока____________ Класс________Предмет______________

Тема урока __________________________________________________________

Фамилия, имя учащегося ______________________________________________

Сегодня на уроке

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания







За работу на уроке я ставлю себе отметку ______, потому что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

































































































Просмотр содержимого презентации
«урок 11.12.»

Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ ООШ №9 х.Жуковского Беденко Е.С.

Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ ООШ №9 х.Жуковского

Беденко Е.С.

Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.

Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.

МАЛЕНЬКИЙ – ИСКУССТВЕННЫЙ – ДОБРЫЙ – МНОГОСЛОВНЫЙ – ЛОЖНЫЙ – ЗАУРЯДНЫЙ – АККУРАТНЫЙ – СКРЫТНЫЙ – МНОЖЕСТВЕННЫЙ – Б ОЛЬШОЙ Е СТЕСТВЕННЫЙ З ЛОЙ Л АКОНИЧНЫЙ И СТИННЫЙ Ч РЕЗВЫЧАЙНЫЙ Н ЕРЯШЛИВЫЙ О ТКРОВЕННЫЙ Е ДИНИЧНЫЙ

МАЛЕНЬКИЙ –

ИСКУССТВЕННЫЙ –

ДОБРЫЙ –

МНОГОСЛОВНЫЙ –

ЛОЖНЫЙ –

ЗАУРЯДНЫЙ –

АККУРАТНЫЙ –

СКРЫТНЫЙ –

МНОЖЕСТВЕННЫЙ –

Б ОЛЬШОЙ

Е СТЕСТВЕННЫЙ

З ЛОЙ

Л АКОНИЧНЫЙ

И СТИННЫЙ

Ч РЕЗВЫЧАЙНЫЙ

Н ЕРЯШЛИВЫЙ

О ТКРОВЕННЫЙ

Е ДИНИЧНЫЙ

Деление по принципу Два главных члена № предложений Один главный член  1 2,3,4,5

Деление по принципу

Два главных члена

№ предложений

Один главный член

1

2,3,4,5

О/л. Люблю дымок спалённой жнивы.  Постарайся выполнить эту работу аккуратно.  Мы любовались чудесной картиной природы.  Картину кисти Шишкина в прошлом году реставрировали.  О/л.

О/л.

  • Люблю дымок спалённой жнивы.
  • Постарайся выполнить эту работу аккуратно.
  • Мы любовались чудесной картиной природы.
  • Картину кисти Шишкина в прошлом году реставрировали.

О/л.

Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин.  В лесу всю ночь напролёт свищут, щелкают, звенят.  В школе нашего посёлка увлекаются настольным теннисом.  Меня задержали после уроков.
  • Как яростно ярко горит каждый листик берёз, осин, рябин.
  • В лесу всю ночь напролёт свищут, щелкают, звенят.
  • В школе нашего посёлка увлекаются настольным теннисом.
  • Меня задержали после уроков.

неопр./личн.

неопр./личн.

неопр./личн.

Главный член может быть выражен: 1.Безличным глаголом  2.Личным глаголом в безличном употреблении  3.Словами категории состояния  4.Инфинитивом  5)Словами  нет, не было  надо, нужно, необходимо …

Главный член может быть выражен:

  • 1.Безличным глаголом
  • 2.Личным глаголом в безличном употреблении
  • 3.Словами категории состояния
  • 4.Инфинитивом
  • 5)Словами
  • нет, не было

надо, нужно, необходимо

1)К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждёшь чего-то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. 4) Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Хочется спать. 8) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. 9) Затрещало. Ответ:  2 (Опр./л), 4 (неопр./л), 5 (назывн.), 6 (безл.),7 (безл.), 9 безл.)

1)К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным.

2) В такие минуты всегда ждёшь чего-то необычного.

3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва.

4) Но ушастой её назвали не за настоящие уши, а за два пучка пёрышек, что торчат на лбу.

5) Ночь.

6) Холодно.

7) Хочется спать.

8) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло.

9) Затрещало.

Ответ:

2 (Опр./л), 4 (неопр./л), 5 (назывн.), 6 (безл.),7 (безл.), 9 безл.)

Задание:  найдите в тексте безличные предложения и выпиши их. .  Совсем не верилось , что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель.

Задание:

найдите в тексте безличные предложения и выпиши их. .

Совсем не верилось , что так недавно в этом лесу росли грибы. Чиста и бесплодна была земля под деревьями. Хоть весь лес обойди, не зарозовеет перед глазами ни одной волнушки. Сухо, чисто, светло от листьев в лесу. Ляжешь на поляне на солнце, пригреешься, заслушаешься лёгкого шуршания листьев и не заметишь, как на самого тебя набросает невесомого тонкого золота. А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель.

а) определенно-личное б) неопределенно- личное в) обобщенно-личное г) безличное Жгучим морозом опаляет лицо  Изучай, сопоставляй факты  Дни поздней осени бранят обыкновенно  В лес дров не возят Ответ : 2- а; 3 – б; 1 – г; 4-в

а) определенно-личное

б) неопределенно- личное

в) обобщенно-личное

г) безличное

  • Жгучим морозом опаляет лицо
  • Изучай, сопоставляй факты
  • Дни поздней осени бранят обыкновенно
  • В лес дров не возят

Ответ : 2- а; 3 – б; 1 – г; 4-в

1. Пахнет сеном над лугами  2. Герасима уже не было на дворе  3. В глазах у меня потемнело а) безличным глаголом  б) безличной формой личного глагола  в) слова с отрицательными значениями Ответ :  2-в; 1-б; 3- а

1. Пахнет сеном над лугами

2. Герасима уже не было на дворе

3. В глазах у меня потемнело

а) безличным глаголом

б) безличной формой личного глагола

в) слова с отрицательными значениями

Ответ : 2-в; 1-б; 3- а

Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.
  • Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие! Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие! Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.

Рефлексия .

Рефлексия .

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • у меня получилось …
  • я попробую…
Всем:  п. 23 На «3» стр. 101 №224 На «4» Выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 10 безличных предложений, указать способы выражения сказуемого. На «5» Составить небольшой текст, употребив как можно больше безличных предложений.
  • Всем:
  • п. 23
  • На «3» стр. 101 №224
  • На «4» Выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 10 безличных предложений, указать способы выражения сказуемого.
  • На «5» Составить небольшой текст, употребив как можно больше безличных предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!