Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»
(ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)
Внеклассное мероприятие
для 9 класса
«Самые полезные напитки»
Подготовила и провела: С.А.Синцова
г. Онега
2019 г.
Цель: Дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с водой, с разнообразностью и ценностью напитков;
- показать значение воды в жизни человека;
- формировать навыки бережного отношения к воде.
Коррекционно-развивающие:
Развивать у обучающихся внимание, восприятие, память.
Воспитательные:
- развивать эмоциональную и личностную сферу детей; чувство взаимопомощи, поддержки;
- способствовать сплочению коллектива, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
Компьютер, проектор, овощи, кисломолочные продукты, фрукты, ягоды, различные сорта чая, 2 шарика.
Форма проведения: беседа с элементами практикума.
Ход мероприятия.
I.Организационные момент.
II. Тема. Цель. Мотивация.
- Ребята, мы с вами познакомились со многими секретами правильного питания. А о чем мы будем сегодня говорить, для этого вам надо отгадать загадку.
На свете нет её сильнее,
На свете нет её буйнее.
В руках её не удержать
И на коне не обогнать.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Слайд 1)
- Так что же это такое?
Дети – вода.
III. Сообщение обучающимся информации о воде.
- Правильно, вода! О ней и напитках, которые можно из неё приготовить, мы и будем сегодня говорить. Вода очень нужна нашему организму. Она помогает нам расти, справляться со всякими болезнями, становиться сильными и крепкими. Поэтому важно каждый день пить достаточное количество жидкости.
- А сколько это? Давайте подсчитаем. Для этого умножьте свой вес на 80, а затем разделите на 100.
(Обучающиеся самостоятельно проводят математические вычисления. Для того, чтобы точно знать свой вес, в класс перед классным часом можно принести напольные весы и предложить детям взвеситься.)
Учитель – Какие цифры получили?
- Около 2,5 л.
-Учитель – Посмотрите на стеклянную банку, в которой около 2,5 л воды. Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. А если вы будете активно двигаться, бегать, прыгать, то ваш организм тратит больше жидкости. Поэтому эти траты необходимо восстановиться.
И сейчас мы с вами познакомимся с разными полезными напитками.
Учитель – Первым напитком будет вода.
Вода – основа любого напитка. Леонардо да Винчи – выдающийся ученый, художник, скульптор дал воде название – «Сок жизни». Наш организм почти на 80% состоит из воды. Вода поступает в организм с теми напитками, которые вы выпиваете в течение дня, а ещё с пищей.
Учитель – Поэтому очень важно ежедневно есть пищу – супы, борщи. А вот питаться всухомятку очень вредно. Хотите убедиться в этом?
Опыт. Учитель берёт 2 надувных шарика. Ребятам объясняет, что стенки человеческого желудка, так же, как и стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем в один шарик помещаются кусочки хлеба, а в другой – вливается суп. Дети сравнивают форму двух шариков – один с неровными боками, а другой – округлый.
Учитель – Какому «желудку» труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку двигаться?
- Труднее «желудку» без жидкости.
Учитель – какое же количество жидкости необходимо в сутки обучающемуся вашего возраста?
- 2,5 литра.
IV. Учитель – Ребята, знаете вы как готовятся морсы? Если в кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится очень полезный напиток.
Учитель – Какие морсы вы знаете?
- Морсы из клюквы, брусники, черной и красной смородины и т.д.
Учитель – Верно. Особенно полезны морсы из клюквы. Брусники. Они не только содержат много витаминов, но и утоляют жажду. А сейчас мы с вами попробуем приготовить морсы.
Учитель – посмотрите, у вас на столах находится блюдце с ягодами, в сахарнице – сахар, а в кувшине – теплая кипяченая вода. И сейчас каждый из вас по своему вкусу приготовит себе морс. Положите 1 ложку ягод и ложку сахара. Раздавите ягоды ложкой в стакане и налейте доверху воду. Вы можете смешивать разные виды ягод.
(Ребята готовят себе морсы)
Учитель – Молодцы! Когда морс охладится, тогда и выпьете, т.к. морс пьют охлажденным.
V. Учитель – Сейчас познакомимся ещё с одним напитком. Для того, чтобы узнать его название, отгадайте загадку.
Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились.
(Слайд 2)
Ребята – компот.
Учитель – А какие компоты вы знаете?
(Дети называют виды компотов)
VI. Учитель – Ну, а теперь отгадайте название ещё одного вкусного и питательного напитка.
Дяденька смеётся,
На нём шубонька трясётся.
(Слайд 3)
Дети – кисель.
Учитель – Молодцы, ребята!
VII. А теперь отгадайте следующий напиток.
Он бывает всех цветов,
В нём витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый …
Дети – сок.
Учитель – А вы знаете из чего можно приготовить соки?
(Дети называют продукты, из которых может быть приготовлен сок)
Учитель – А вы знает, что сок ещё может быть замечательным лекарством.
(Дети подходят к столу, на котором лежат капуста, лук, редька)
Учитель – Из этих овощей можно также приготовить сок. Знаете ли вы, как используются соки этих овощей?
(Дети отвечают, что сок редьки помогает избавиться от кашля, сок лука – от насморка, сок капусты от ожога или нарыва).
Учитель – Сейчас м ы с вами научимся получать лечебные соки.
(Учитель демонстрирует и объясняет как получить сок из овощей)
- Для того, чтобы получить сок редьки, нужно разрезать её пополам, с помощью ложки выбрать часть серединки. Затем туда положить немного мёда. Смешанный с мёдом сок редьки очень вкусен и полезен. А чтобы использовать капустный сок, нужно снять несколько капустных листьев т подавить их рукой. Затем эти листы с выступившим соком прикладывают к больному месту и привязывают бинтом. Для того, чтобы получить сок лука, луковицу очищают, разрезают и кусочек натирают на тёрке. Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку. Этот сок закапывают в нос при насморке.
Теперь вы знаете, что сок – не только вкусное и полезное питьё, но и прекрасное лекарство. А значит, никакие болезни вам не опасны!
VIII. Учитель- А теперь, отгадайте загадку и вы узнаете следующий напиток.
Оно течет – но не вода.
Оно, как снег, бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке…
Дети – молоко.
Учитель – Да, правильно. Молоко и молочные продукты. Назовите продукты, приготовленные из молока.
Дети – кефир, простокваша, ряженка, масло, йогурт и др.
Учитель – Молоко и молочные продукты содержат не только воду, но и большое количество питательных веществ, необходимых нашему организму для роста, работы.
IX. Учитель – Чай – любимый напиток многих народов. О нём так и говорят: «Чай пить – приятно жить», «Устал – пей чай, жарко – пей чай», хочешь согреться – пей чай». Чай – прекрасный полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, поднимает настроение.
(Слайд 4)
Чай горячий ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо - эликсир.
Учитель – Существует много сортов чая. Знаете ли вы, что чай может отличаться по цвету? Какие сорта чая вы можете назвать?
(Дети называют сорта чая – черный, красный, зеленый, желтый)
Учитель – Кто из вас знает, как заварить чай?
(Дети рассказывают правила заваривания чая. Сначала надо ополоснуть заварочный чайник кипятком, засыпать заварку (чайная ложка на стакан воды + одна чайная ложка на чайник). Залить кипятком на 2/3, прикрыть салфеткой, настаивать чай 5 минут. Затем в чайник доливают кипяток.)
Учитель – Вот и чай мы с вами заварим. Пора садиться за стол, а чтобы чай показался вкуснее, угощайтесь сладостями.
(Дети пьют чай со сладкими призами).
X. Итог.
- Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? с какими напитками вы познакомились? Какое значение имеет жидкость для жизнедеятельности организма человека? Почему нужно употреблять напитки?
(Ответы обучающихся).
Список использованной литературы.
1. Сгибнева Е.Н. Классные часы в средней школе. – 2-е изд., испр.- М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. – (Методика)
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы». 1-9 классы. Издательство «ВАКО»
3. Журнал «Начальная школа» 2002 г. № 1.