План-конспект внеклассного мероприятия на тему
«Лабиринты семейного права»
Цель обучения: способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи; обеспечить усвоение учащимися сущности института брака и семьи, основ его правового регулирования; познакомить с условиями заключения и расторжения брака, заключения брачного договора, правами и обязанностями супругов, а также родителей и детей.
Цель развития: совершенствовать навыки работы с правовыми документами и иной информацией, умение обобщать изученный материал; способствовать развитию у учащихся навыков применения полученных знаний на практике; создать условия для проявления активности учащихся.
Цель воспитания: способствовать повышению уровня правовой культуры учащихся, чувства ответственного отношения к семье.
Форма: практикум
Основные понятия: семейное право, семья, брак, брачный договор, брачный возраст, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей
Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, листы с заданиями, Кодекс РБ о браке и семье, образец брачного договора, таблички «Юридическая консультация», «Отдел ЗАГС», «Суд», гаджеты для выполнения онлайн-заданий
Источники:
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г. № 278-З : принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.05.2022 г. //
ЭТАЛОН-ONLINE / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. -Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=HK9900278. - Дата доступа: 23.02.2023.
Ход мероприятия
Вступительное слово:
Преподаватель: Здравствуйте! Мы рады вас приветствовать на нашем внеклассном мероприятии под названием «Лабиринты семейного права».
Как происходит заключение брака? В каком случае заключение брака недопустимо? Когда может быть заключен брачный договор? Ответы на эти и многие другие вопросы мы предлагаем вам найти, пройдя по непростым лабиринтам семейного права. Каждая группа получает путеводитель с заданиями. Чтобы выполнить задания, вам необходимо искать подсказки в лабиринте. В качестве экспертов сегодня выступят специалисты юридической консультации, отдела ЗАГС и суда. (Роли экспертов выполняют учащиеся) Итак, начинаем!
(Учащиеся получают листы с заданиями и приступают к их выполнению)
Работа в группах.
Задание 1. Сформулируйте определение «семейное право» -
отрасль права
детей на воспитание в семью
представляющая совокупность правовых норм
возникающие между
и других форм устройства
регулирующих личные неимущественные
гражданами
на основе брака, родства, усыновления
и связанные с ними имущественные отношения
(слова указаны вразнобой).
О твет: Семейное право – это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами на основе брака, родства, усыновления и других форм устройства детей на воспитание в семью.
Задание 2. Перейдите по QR-коду и ознакомьтесь с документом. Назовите основной источник права, регулирующий семейные отношения в Республике Беларусь.
Ответ: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
Выступление юридического консультанта
( Учащийся 1 излагает основную информацию о Кодексе Республики Беларусь о браке и семье).
Задание 3. Перейдите по QR-коду и найдите ответы на поставленные вопросы, используя главы 3, 4 раздела 2 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. В случае необходимости вы можете обращаться за консультацией к экспертам.
1. Каковы условия заключения брака? (взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака)
2. Какой брачный возраст установлен законодательством Республики Беларусь? (18 лет)
3. В каких случаях брачный возраст может быть снижен? (в исключительных случаях, обусловленных беременностью, рождением ребенка, а также в случае приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения совершеннолетия)
4. Требуется ли согласие законных представителей на заключение брака в случае снижения брачного возраста? (нет)
5. Допускается ли заключение брака между лицами, если одно из них признано судом недееспособным? (нет)
6. Когда вступает в силу брачный договор, заключенный между супругами? (со дня его нотариального удостоверения)
7. Могут ли быть определены в Брачном договоре личные неимущественные права и обязанности лиц, вступающих в брак? (да)
8. Допускается ли односторонний отказ от исполнения Брачного договора? (нет)
9. Возможно ли внесение изменений в брачный договор? (да)
10. Кто является посредником, который помогает спорящим сторонам (супругам) вести диалог и обсуждать проблемы, чтобы достигать компромиссов и договариваться между собой? (медиатор)
Выступление специалиста отдела ЗАГС
(Учащийся 2 обобщает информацию о заключении брака, брачном договоре, правах и обязанностях супругов).
Выступление специалиста суда
(Учащийся 3 рассказывает о правах и обязанностях родителей и детей).
Задание 4. Ответьте на вопросы экспертов. (Учащиеся-эксперты задают вопросы и комментируют ответы)
1. В каких значениях используется понятие «гражданский брак» и какое из этих значений является официальным, а какое – обиходным?
2. На основании анализа предложенной ситуации объясните, чем отличаются понятия «воспитание» детей, «уход» и «надзор» за детьми.
«Мама поставила перед ребенком тарелку с супом, чтобы накормить его. Она внимательно следит, чтобы ребенок не вылил горячий суп на себя и не обжегся. Также она учит ребенка самостоятельно есть суп ложкой».
3. По достижении какого возраста прекращается обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей? (с 18 лет)
4. Есть ли обязанности у детей по отношению к родителям? (да)
5. Чьей собственностью при разделе имущества является имущество, приобретенное в период брака на одного из супругов? (общей совместной собственностью)
6. Назовите сроки заключения брака (не ранее чем через 3 дня и не позднее чем через 3 месяца со дня обращения)
7. Кто подает заявление о регистрации брака? (вступающие в брак лично)
8. К каким правам супругов относится право на совместное решение вопросов семейной жизни? (к личным неимущественным)
9. В каком размере выплачиваются алименты на двоих несовершеннолетних детей? (33% заработка и (или) иного дохода родителей)
10. Могут ли подростки без согласия родителей осуществлять крупные бытовые сделки? (нет)
Выступление учащейся по теме исследования
(Учащаяся 2 курса демонстрирует презентацию о результатах исследования отношения учащихся колледжа к семье, браку, семейным ценностям)
Рефлексия.
Подведение итогов
Приложение
Задание 1.
Сформулируйте определение «семейное право» -
- отрасль права
- детей на воспитание в семью
- представляющая совокупность правовых норм
- возникающие между
- и других форм устройства
- регулирующих личные неимущественные
- гражданами
- на основе брака, родства, усыновления
- и связанные с ними имущественные отношения
Задание 2.
Перейдите по QR-коду и ознакомьтесь с документом. Назовите основной источник права, регулирующий семейные отношения в Республике Беларусь.
Задание 3.
Перейдите по QR-коду и найдите ответы на поставленные вопросы, используя главы 3, 4 раздела 2 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Задание 4.
Ответьте на вопросы экспертов.