СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока. ЧС техногенного характера и возможные их последствия. 10 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы. Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока. ЧС техногенного характера и возможные их последствия. 10 класс»

ТЕМА: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРИЧИНЫ ИХ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о ЧС техногенного характера,

причинах их возникновения и отрицательном влиянии их последствий на

национальную безопасность России. Сформировать убеждение в необходимости

постоянного повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности для

обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в условиях ЧС

техногенного характера.

Урок 9

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Как организуется своевременное оповещение населения региона вашего проживания о

чрезвычайных ситуациях?

- В проведении каких мероприятий будет участвовать население (в том числе и вы) при

объявлении угрозы наводнения?

- Какие разновидности лесных пожаров вы помните из материала, пройденного ранее? Как

необходимо действовать при каждой из разновидностей лесных пожаров?

- В условиях каких чрезвычайных ситуаций вам приходилось жить? В чем проявлялось их

негативное воздействие на вашу жизнедеятельность?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:


Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь

или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы.

Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно, химически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрывопожароопасные

объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (наиболее характерные) по месту их возникновения можно разделить на:

* радиационные, возникающие в результате аварии на радиационно опасном объекте (радиационно опасный объект – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);

* химические, возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект – это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти

гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);

* пожары и взрывы на взрывопожароопасном объекте (взрывопожароопасный объект – это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твердые горючие вещества и материалы,

способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном при их воспламенении создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту). Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям.

* гидродинамические, возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах.

(Гидродинамически опасный объект - это гидротехническое сооружение, при разрушениях которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами прорыва и затоплением больших территорий. Серьезную опасность для населения, техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений, как: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и в довыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и др.).

Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска;

* транспортные, возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы). Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и

для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ.

Определенную угрозу для населения представляет нестабильная работа объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). На этих объектах ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая

вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая – на сетях водоснабжения и канализации.

Дополнительные материалы

Статистика

По данным МЧС России, в Российской Федерации в 2006 г. произошла 2541 техногенная чрезвычайная ситуация, в результате которых погибло 5927 человек и пострадало 3289 человек.

Такое состояние обусловлено в первую очередь ростом производства с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии и различных веществ, опасных для жизни человека и окружающей природной среды, а также увеличением количества транспортных средств.

В настоящее время в России действуют 10 атомных электростанций (30 энергоблоков), 113 исследовательских ядерных установок, 12 промышленных предприятий топливного цикла, работающих с ядерными материалами.

Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживают более 4 млн. человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.

Всего в Российской Федерации функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. т. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них.

В сфере жилищно-коммунальных услуг сегодня задействовано около 4200 предприятий коммунальной энергетики, эксплуатирующих более 32 тыс. муниципальных котельных, 70 тыс. км муниципальных теплосетей, около 400 тыс. км воздушных и кабельных электросетей, 201 тыс. км водопроводных сетей.

Выводы

1) С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия – чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).

2) Анализ опасностей техногенного характера и их причин позволяет сделать вывод, что основные причины техногенных аварий и катастроф обусловлены: ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины


III. Закрепление материала;

- Какие крупные транспортные катастрофы, повлекшие человеческие жертвы, произошли на

территории Российской Федерации в последние годы?

- Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?

IV. Итог урока


V. Домашнее задание: Задания: 1. Найдите в средствах массовой информации и в Интернете и приведите примеры техногенных чрезвычайных ситуаций, имевших место в регионе вашего проживания.

2. Составьте перечень основных мероприятий, которые были проведены для защиты населения при какой-то одной техногенной чрезвычайной ситуации в вашем регионе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!