СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока "Как христианство пришло на Русь"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - коспект урока, повествующий о принятии христианства Русью. 

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Как христианство пришло на Русь"»


ЧОУ «Православная гимназия имени Аксо Колиева»







План - конспект

открытого урока по теме :

«Как Христианство пришло на Русь»

(4 класс)





Учитель – Торчинова Л.Г.

ФИО – Торчинова Лиана Гурамовна

Место работы – ЧОУ «Православная гимназия им. Аксо Клиева»

Должность – учитель истории и обществознания.

Предмет – ОРКСЭ (Модуль ОПК)

Класс – 4

Тема и номер урока – «Как христианство пришло на Русь».

Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:.«Просвещение» 2010 г.


Цель урока:


  • формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности и культуры.

  • воспитание личности через пример св. равноапостольного князя Владимира, который после принятия христианства радикально изменил свою жизнь.

  • Освоение представления о развитии страны, с принятием христианства.


Задачи:

  • познакомить с понятиями: «религия» , «вера», «крещение», «Ангел – Хранитель»

  • объяснить смысл Крещения;

  • рассказать, как христианство пришло на Русь, и какое значение это событие имело для нашего государства.





Формирование универсальных учебных действий:

  • Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации;

Работа с историческим источником.


  • Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

  • Личностные

Умение анализировать мотивы и поступки людей, извлекая для себя самое главное и поучительное.

Умение дискутировать, ориентироваться на успешную деятельность.



Оборудование: мультимедийный проектор; карточки со словами и с отрывками из летописи; листок с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал», учебник, репродукции картин с изображением русской природы.


Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ


Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с презентацией, самостоятельная работа с историческими источниками, участие в учебном диалоге.




Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

УУД

1.

Мотивация


Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Надеюсь, сегодня мы с вами плодотворно потрудимся.

Слайд 2

- А теперь, садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте то, о чем говориться в стихотворении.

Учитель читает стихотворение Татьяны Боковой: 

«Родина»

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.


- О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле)

- Когда нашу родину называли Русью?


Учащиеся слушают и представляют то, о чем говорится в стихотворении.


















Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Анализ стихотворения.

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция

Познавательные УУД: извлечение информации из приведенного стихотворения.

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли

2.

Актуализация












Постановка проблемы.

Сегодня мы будем говорить о важнейшем событии в истории нашей страны.

-Ребята, скажите, пожалуйста, какое церковное таинство бывает первым в жизни человека?


Правильно! Кто догадался, как звучит тема нашего урока?

- Что вам известно по этой теме?

- На уроке поработаем с понятиями: крещение, церковь, Святая Русь.

Слайд 3

- Как называлась первая столица Руси?

- Кто такой князь Владимир «Красно Солнышко»?

- Знаете ли вы о том, как христианство пришло на Русь?

Сегодня на уроке поговорим, как христианство пришло на Русь.

Что вы хотите узнать по этой теме?







- Крещение.



Учащиеся отвечают.


Дети совместно заполняют первый столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Можно использовать для этого карточки приготовленные заранее.


Ответы на вопросы.


Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» второго столбика

Совместная формулировка цели.

Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока.













4.

Совместная работа учителя и обучающихся.

- Откройте стр. 58 учебника


- Какие главные слова сказаны для нас в этой притче?

- Согласны ли вы со словами священника и почему? (люди передают опыт, знания из поколения в поколение)

- Как учение Христа распространялось по земле?

Слайд 4


Учащиеся читают притчу совместно с учителем.



Ответы учащихся на вопросы учителя

Работа над умением анализировать текст.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать.

РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.

Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.

5

Открытие новых знаний.


Найдите и выпишите понятия, имеющие отношения к теме нашего урока.

На основании учебника дайте им определения понятий: церковь, крещение.

Слайды 5-6

Церковь – это объединение христиан в общество.


- Как вы понимаете высказывание: Храм не в брёвнах, а в ребрах.


Чтение материала «Крещение Руси» на стр 58 учебника, выписывание в рабочую тетрадь основных понятий: церковь, крещение.

Учащиеся дают новое определение понятия церковь.

Объяснение смысла поговорки.

Формирование терминологических знаний.

Оформление записи понятия  в тетрадь.

Установление причинно-следственных знаний, анализ текста.

Анализы и синтез текстов, знакомство и работа с историческим источником.


Личностные УУД:

Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции.

Регулятивные УУД: умение оформлять записи.

Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.

6.

Физкультминутка


Снятие физического и эмоционального напряжения.

Выполняют упражнения.




7.

Работа в группах, взаимооценка

Ребята! Работаем с историческим источником.

«Повесть временных лет» «Выбор веры»

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…

- Почему Русь крестилась в православие?

Слайды 7 – 9

- 988 год – Крещение Руси

- Что такое Крещение? Крещение - это присоединение к церкви.

- Как происходит обряд крещения?


Учащиеся в группах находят ответ на вопрос: Почему Русь крестилась в православие?



Умение работать с историческим документом, выделять главное.

Коммуникативные УУД:

Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся

Личностные УУД: личные высказывания, умение анализировать и делать выводы.

8.

Самостоятельная работа с текстом

( работа с информацией учебника)

Какие изменения произошли на Руси после принятия крещения? (открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов)

Определение понятия Святая Русь – это стремление людей на Руси к святости и идеалам Евангельской правды.


- Конечно, кто-то оставался равнодушным. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. Поэтому люди на Руси, стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются от него далеко. И за это стремление людей, Русь стали называть Святой Русью.


Комментированное чтение текста

«Святая Русь» стр. 60 – 61.

Ответы на вопросы.

Умение работать с текстом, выделять главное.

Личностные УУД:

Осознание исторического события для страны.

Регулятивные УУД: умение анализировать текст и выделять главное.


Познавательные УУД: умение решать проблемы, мыслить, анализировать.

9.

Закрепление


Что мы узнали сегодня на уроке?

- В наше время многие храмы оказались разрушенными. Но вера в Бога не позволила остаться равнодушными к православной культуре, поэтому люди стали вновь восстанавливать и возводить новые церкви, храмы, соборы, часовни.


- Задание «Лови ошибку»


Крещение на Русь пришло в 988 г до н.э. (988 г н.э.)

Принял первым крещение князь Дмитрий. (Владимир)

С принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви. (наоборот)

Всяк входящий в храм снимает головной убор. (мужчина – снимает, женщина – одевает)

Заполнение третьего столбика таблицы ««Знаю. Хочу узнать. Узнал»










«Ловят» ошибку.

Построение логической цепи рассуждений.








Умение быстро ориентироваться и отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств. Личностные УУД:

Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.

Регулятивные УУД: умение оформлять записи.

Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.

10.

Рефлексия


- Что показалось интересным на уроке?

- Что нового открыли для себя?

Вся Русь поныне чтит Владимира Святого,

При нем блеснул над нею Христианства первый луч…

О Ты! страны родной, великий Просветитель,

Владимир-Солнышко! ее отцом ты был,

Молись за нашу Русь, которой Сам Спаситель,

Крещением святым грехи ее омыл".


Отвечают на вопросы

Умение обобщить изученное на уроке

Коммуникативные УУД:

Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся

Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора.

11.

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы к параграфу учебника;

2. Рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России;

3. Составить кроссворд по теме урока (по желанию)





Основные термины и понятия: Вера, Крещение, Святая Русь.








Литература


Бородина А.В. История религиозной культуры: учебное пособие для основной и старшей школы. – М.: Основы православной культуры, 2006.

Детская энциклопедия: Религии. – М.:Олимп; Издательство АСТ, 1998.

Михалков С.В. Моя Родина - Россия. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА – ПРЕСС, 2007.

Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2005.

Энциклопедия для детей. Россия: православие/ред.коллегия: Н. Ипатько, .С.Шокарев – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!