Место работы – ЧОУ «Православная гимназия им. Аксо Клиева»
Должность – учитель истории и обществознания.
Тема и номер урока – «Как христианство пришло на Русь».
Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:.«Просвещение» 2010 г.
Работа с историческим источником.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Умение анализировать мотивы и поступки людей, извлекая для себя самое главное и поучительное.
Умение дискутировать, ориентироваться на успешную деятельность.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предметные результаты | УУД |
1. | Мотивация | Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Надеюсь, сегодня мы с вами плодотворно потрудимся. Слайд 2 - А теперь, садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте то, о чем говориться в стихотворении. Учитель читает стихотворение Татьяны Боковой: «Родина»
Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина.
- О чем это стихотворение? (о Родине, о русской земле) - Когда нашу родину называли Русью? | Учащиеся слушают и представляют то, о чем говорится в стихотворении. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Анализ стихотворения. | Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция Познавательные УУД: извлечение информации из приведенного стихотворения. Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли |
2. | Актуализация Постановка проблемы. | Сегодня мы будем говорить о важнейшем событии в истории нашей страны. -Ребята, скажите, пожалуйста, какое церковное таинство бывает первым в жизни человека? Правильно! Кто догадался, как звучит тема нашего урока? - Что вам известно по этой теме? - На уроке поработаем с понятиями: крещение, церковь, Святая Русь. Слайд 3 - Как называлась первая столица Руси? - Кто такой князь Владимир «Красно Солнышко»? - Знаете ли вы о том, как христианство пришло на Русь? Сегодня на уроке поговорим, как христианство пришло на Русь. Что вы хотите узнать по этой теме? | - Крещение. Учащиеся отвечают. Дети совместно заполняют первый столбик таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Можно использовать для этого карточки приготовленные заранее. Ответы на вопросы. Заполнение таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» второго столбика | Совместная формулировка цели. | Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока. |
4. | Совместная работа учителя и обучающихся. | - Откройте стр. 58 учебника - Какие главные слова сказаны для нас в этой притче? - Согласны ли вы со словами священника и почему? (люди передают опыт, знания из поколения в поколение) - Как учение Христа распространялось по земле? Слайд 4 | Учащиеся читают притчу совместно с учителем. Ответы учащихся на вопросы учителя | Работа над умением анализировать текст. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать. РегулятивныеУУД выделение и осознание того, что подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка. |
5 | Открытие новых знаний. | Найдите и выпишите понятия, имеющие отношения к теме нашего урока. На основании учебника дайте им определения понятий: церковь, крещение. Слайды 5-6 Церковь – это объединение христиан в общество. - Как вы понимаете высказывание: Храм не в брёвнах, а в ребрах. | Чтение материала «Крещение Руси» на стр 58 учебника, выписывание в рабочую тетрадь основных понятий: церковь, крещение. Учащиеся дают новое определение понятия церковь. Объяснение смысла поговорки. | Формирование терминологических знаний. Оформление записи понятия в тетрадь. Установление причинно-следственных знаний, анализ текста. Анализы и синтез текстов, знакомство и работа с историческим источником. | Личностные УУД: Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции. Регулятивные УУД: умение оформлять записи. Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей. |
6. | Физкультминутка | Снятие физического и эмоционального напряжения. | Выполняют упражнения. | | |
7. | Работа в группах, взаимооценка | Ребята! Работаем с историческим источником. «Повесть временных лет» «Выбор веры» В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той… - Почему Русь крестилась в православие? Слайды 7 – 9 - 988 год – Крещение Руси - Что такое Крещение? Крещение - это присоединение к церкви. - Как происходит обряд крещения? | Учащиеся в группах находят ответ на вопрос: Почему Русь крестилась в православие? | Умение работать с историческим документом, выделять главное. | Коммуникативные УУД: Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся Личностные УУД: личные высказывания, умение анализировать и делать выводы. |
8. | Самостоятельная работа с текстом ( работа с информацией учебника) | Какие изменения произошли на Руси после принятия крещения? (открывались школы для детей, началось строительство храмов, церквей и соборов) Определение понятия Святая Русь – это стремление людей на Руси к святости и идеалам Евангельской правды. - Конечно, кто-то оставался равнодушным. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. Поэтому люди на Руси, стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются от него далеко. И за это стремление людей, Русь стали называть Святой Русью. | Комментированное чтение текста «Святая Русь» стр. 60 – 61. Ответы на вопросы. | Умение работать с текстом, выделять главное. | Личностные УУД: Осознание исторического события для страны. Регулятивные УУД: умение анализировать текст и выделять главное. Познавательные УУД: умение решать проблемы, мыслить, анализировать. |
9. | Закрепление | Что мы узнали сегодня на уроке? - В наше время многие храмы оказались разрушенными. Но вера в Бога не позволила остаться равнодушными к православной культуре, поэтому люди стали вновь восстанавливать и возводить новые церкви, храмы, соборы, часовни. - Задание «Лови ошибку» Крещение на Русь пришло в 988 г до н.э. (988 г н.э.) Принял первым крещение князь Дмитрий. (Владимир) С принятием крещения стали закрывать школы и разрушать церкви. (наоборот) Всяк входящий в храм снимает головной убор. (мужчина – снимает, женщина – одевает) | Заполнение третьего столбика таблицы ««Знаю. Хочу узнать. Узнал» «Ловят» ошибку. | Построение логической цепи рассуждений. Умение быстро ориентироваться и отвечать на поставленные вопросы. | Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств. Личностные УУД: Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка. Регулятивные УУД: умение оформлять записи. Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей. |
10. | Рефлексия | - Что показалось интересным на уроке? - Что нового открыли для себя? Вся Русь поныне чтит Владимира Святого, При нем блеснул над нею Христианства первый луч… О Ты! страны родной, великий Просветитель, Владимир-Солнышко! ее отцом ты был, Молись за нашу Русь, которой Сам Спаситель, Крещением святым грехи ее омыл". | Отвечают на вопросы | Умение обобщить изученное на уроке | Коммуникативные УУД: Общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора. |
11. | Домашнее задание | 1. Ответить на вопросы к параграфу учебника; 2. Рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России; 3. Составить кроссворд по теме урока (по желанию) | | | |
Бородина А.В. История религиозной культуры: учебное пособие для основной и старшей школы. – М.: Основы православной культуры, 2006.
Детская энциклопедия: Религии. – М.:Олимп; Издательство АСТ, 1998.
Михалков С.В. Моя Родина - Россия. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА – ПРЕСС, 2007.
Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов. Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2005.
Энциклопедия для детей. Россия: православие/ред.коллегия: Н. Ипатько, .С.Шокарев – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009.