№ урока | Тема | Дата | Содержание (вводимые понятия, изучаемые вопросы) | Оборудование и средства наглядности | Мониторинг | Дом. задание |
план | факт |
Тема 1: «Общий обзор организма» (7 часов). |
1/1 | Науки об организме человека. | 02.09-06.09 | | Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др., их значение и использование в собственной жизни. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | | | §1-2 |
2/2 | Место человека в живой природе. | | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | Рисунки учебника, плакаты. | | §3 |
3/3 | Доказательства животного происхождения человека. | 09.09-13.09 | | Сходство человека с животными и отличие от них. Эволюция человека. Расы. | * | | §4-5 |
4/4 | Уровни организации. Структура тела. | | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Органы и системы органов. | * | | §6 |
5/5 | Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. | 16.09-20.09 | | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. П.р.№1: «Строение животной клетки». | * микролабора-тория, пост. препараты. | Проверка п.р.№1 | §7 |
6/6 | Ткани животных и человека. | | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервные. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. П.р.№2: «Ткани животных». | * | Проверка п.р.№2 | §8 |
7/7 | Тематическая аттестация. | 23.09-27.09 | | Контрольная работа по теме 1. | | Δ №1 | |
Тема 2: «Рефлекторная и гуморальная регуляция» (3 часа). |
8/1 | Нервная регуляция. | 23.09-27.09 | | Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. | Рисунки учебника, плакаты. | | §9 |
9/2 | Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. | 30.09-04.10 | | Эндокринный аппарат. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. | * | | §58 |
10/3 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | | Гормоны. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников. Болезни, связанные с нарушением работа желез. Регуляция деятельности желез. | * | | §59 |
Тема 3: «Опорно-двигательный аппарат» (7 часов). |
11/1 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | 07.10-11.10 | | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Строение опорной системы: скелет, кости, хрящи, связки. Виды костей. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей. Строение сустава. П.р.№3: «Строение костной ткани». | * микролабора-тория, пост. препараты. | | §10, 12 |
12/2 | Скелет головы и скелет туловища. | | Строение и функции опорной системы: скелет головы, отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа. Скелет туловища. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Рисунки учебника, плакаты. | Проверка п.р.№3 | §11 |
13/3 | Скелет конечностей. | 14.10-18.10 | | Строение и функции опорной системы: скелет поясов: плечевого, тазового пояса и свободных конечностей: верхней и нижней. Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. | * | | §12 |
14/4 | Мышцы человека. Работа мышц. | | Строение мышечной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия. Функции мышечной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | * | | §13, 14 |
15/5 | Нарушение осанки и плоскостопие. | 21.10-25.10 | | Нарушение осанки и плоскостопие. | * | | §15 |
16/6 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок, ушиб. Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательного аппарата: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Гиподинамия. | * | | §16 |
17/7 | Рубежная аттестация. | 28.10-01.11 | | Контрольная работа по темам 1 – 3. | | ⎕ №1 | |
Тема 4: «Кровеносная и лимфатическая системы организма» (10 часов). |
18/1 | Внутренняя среда. Значение крови и её состав. | 28.10-01.11 | | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови. Свертывание крови. П.р.№4: «Состав крови». | * микролабора-тория, пост. препараты | | §17 |
19/2 | Иммунитет. | 11.11-15.11 | | Иммунитет. Иммунная система человека. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л.Пастера, И.И.Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. | Рисунки учебника, плакаты. | Проверка п.р.№4 | §18, 19 |
20/3 | Тканевая совместимость и переливание крови. | | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор. | * | | §19 |
21/4 | Органы кровеносной и лимфатической систем. | 18.11-22.11 | | Транспорт веществ. Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | * | | §20 |
22/5 | Круги кровообращения. | 18.11-22.11 | | Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения. | * | | §21 |
23/6 | Строение и работа сердца. | 25.11-29.11 | | Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Нейрогуморальная регуляция работы сердца. Автоматизм сердечной мышцы. | * | | §22 |
24/7 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. | | Кровеносная си. гама Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. ЧСС. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сосудов. | * | | §23 |
25/8 | Гигиена сердечнососудистой системы. | 02.12-06.12 | | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска. | * | | §24 |
26/9 | Первая помощь при кровотечениях. | | Кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | * | | §25 |
27/10 | Тематическая аттестация. | 09.12-13.12 | | Контрольная работа по теме 4. | | Δ №2 | |
Тема 5: «Дыхательная система» (5 часов). |
28/1 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 09.12-13.12 | | Дыхание. Система органов дыхания, и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань. Трахея, главные бронхи. Легкие. Альвеолы. | * | | §26, 27 |
29/2 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | 16.12-20.12 | | Система органов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Грудная полость. Межреберные мышцы. Диафрагма. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга. | * | | §27, 28 |
30/3 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | | Заболевания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | * | | §28 |
31/4 | Рубежная аттестация. | 23.12-27.12 | | Контрольная работа по темам 1 – 5. | | ⎕ №2 | |
32/5 | ЖЕЛ. Первая помощь при поражении органов дыхания. | | ЖЕЛ. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | * | | §29 |
Тема 6: «Пищеварительная система» (6 часов). |
33/1 | Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы. | 13.01-17.01 | | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал и железы. | * | | §31 |
34/2 | Пищеварение в ротовой полости. | 13.01-17.01 | | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости. | * | | §32 |
35/3 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 20.01-24.01 | | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейро-гуморальная регуляция пищеварения. П.р.№5: «Действие желудочного сока на белки». | * микролабора-тория | | §32 |
36/4 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. П.р.№6: «Строение ворсинки тонкой кишки». | * микролабора-тория, пост. препараты | | §32, 33 |
37/5 | Регуляция пищеварения. | 27.01-31.01 | | Нервно-гуморальная регуляция. | Рисунки учебника, плакаты. | Проверка п.р. № 5-6 | §34 |
38/6 | Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания. | | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита. | * | | §35 |
Тема 7: «Обмен веществ и энергии» (4 часа). |
39/1 | Обмен веществ и энергии - основное свойство живых существ. | 03.02-07.02 | | Обмен веществ и энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | * | | |
40/2 | Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. | 03.02-07.02 | | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | * | | |
41/3 | Витамины. | 10.02-14.02 | | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы. Проявления авитаминозов и их предупреждение. | * | | §37, 38 |
42/4 | Тематическая аттестация. | | Контрольная работа по темам 6 и 7. | | Δ №3 | |
Тема 8: «Покровные органы. Выделение» (4 часа). |
43/1 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. | 17.02-21.02 | | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | * | | §39 |
44/2 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | | Уход за кожей, ногтями, волосами. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | * | | §40 |
45/3 | Терморегуляция. Закаливание. | 24.02-28.02 | | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. ПМП при тепловом и солнечном ударе. | * | | §41 |
46/4 | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | * | | §42 |
Тема 9: «Нервная система человека» (5 часов). |
47/1 | Значение и строение нервной системы. | 03.03-07.03 | | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. | * | | §43 |
48/2 | Строение и функции спинного мозга. | 03.03-07.03 | | Спинной мозг, строение и функции. Функции спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. П.р.№7: «Строение спинного мозга». | * микролабора-тория, пост. препараты | | §44 |
49/3 | Отделы головного мозга, их значение. | 10.03-14.03 | | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности НС и их предупреждение. | Рисунки учебника, плакаты. | Проверка п.р.№7 | §45, 46 |
50/4 | Вегетативная нервная система, строение и функции. | | Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нарушения деятельности НС и их предупреждение. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | * | | §47 |
51/5 | Рубежная аттестация. | 17.03-21.03 | | Контрольная работа по темам 1 – 9. | | ⎕ №3 | |
Тема 10: «Анализаторы» (4 часа). |
52/1 | Значение органов чувств и анализаторов. Осязание, обоняние, вкус. | 17.03-21.03 | | Органы чувств. Анализаторы: рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры. Обоняние, осязание, вкус. Взаимосвязь ощущений. | * | | §48, 52 |
53/2 | Зрение. | 31.03-04.04 | | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза. Строение глазного яблока. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. | * | | §49 |
54/3 | Заболевания и повреждения глаз. | | Нарушения, заболевания и повреждения глаз. Гигиена зрения. | * | | §50 |
55/4 | Слух и равновесие. | 07.04-11.04 | | Строение органа слуха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат. | * | | §51, 52 |
Тема 11: «Высшая нервная деятельность» (6 часов). |
56/1 | Рефлекторный характер деятельности НС. | 07.04-11.04 | | Рефлекторный характер деятельности НС. Врождённые и приобретённые рефлексы. | * | | §53 |
57/2 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | 14.04-18.04 | | Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. ВНД. Психология и поведение человека. | * | | §54 |
58/3 | Биоритмы. Сон и его значение. | | Биологические ритмы. Фазы сна. Сон и бодрствование. Значение сна. | * | | §55 |
59/4 | Особенности ВНД человека. | 21.04-25.04 | | Познавательная деятельность. Сознание человека. Речь. Трудовая деятельность. Мышление. Память, виды памяти. | * | | §56 |
60/5 | Воля и эмоции. Внимание. | | Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека. Внимание, виды, способы поддержания. | * | | §57 |
61/6 | Тематическая аттестация. | 28.04-30.04 | | Контрольная работа по темам 10 и 11. | | Δ №4 | |
Тема 12: «Индивидуальное развитие организма» (5 часов). |
62/1 | Половая система человека. | 28.04-30.04 | | Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Гигиена. | * | | §60 |
63/2 | Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | 05.05-08.05 | | Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания. Планирование семьи. Венерические болезни, их профилактика. | * | | §62 |
64/3 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | | Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение. Образование зародыша и плода. Гигиена. | * | | §61-62 |
65/4 | Личность и её особенности. | 12.05-16.05 | | Способности, темперамент, характер. Формирование личности. | * | | §63-64 |
66/5 | Влияние окружающей среды на здоровье. | | Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Гигиена. ЗОЖ. Вредные и полезные привычки. Влияние наркогенных веществ. | * | | |
67 | Повторение. | 19.05-23.05 | | | * | | |
68 | Промежуточная аттестация. | | Годовая контрольная работа. | | | |
69 | Повторение курса 8 класса. | 26.05-30.05 | | Анализ годовой к.р. | | | |
70 | Резерв | | | | | |