СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературе . Формирование Чехова-человека и писателя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок «Формирование Чехова – человека и писателя» является вступительным уроком по изучению монографической темы «А.П. Чехов». Задача вступительного урока состоит в том, чтобы расширить некоторые существенные черты личности Чехова. Жизнь и творчество А.П. Чехова подводят студентов к размышлению о том, может ли человек преодолевать влияние окружающей среды, противодействовать ему, если это влияние чуждо его идеалам. Чехов сам осознавал свою жизнь как выдавливание из «себя по каплям раба». Как это происходило, почему это удалось писателю? Такие вопросы не могут не содействовать формированию мировоззрения студентов. Жизнь и творчество Чехова ставит перед студентами и ряд эстетических проблем (героическое в обыденном, возвышенное и поэтическое в повседневном и т.д.).

  Тип данного урока - урок изучения теории и истории литературы с использованием ИКТ. Презентация, сопровождающая урок, расширяет возможности межпредметных связей, способствует созданию культурологического фона произведения, предполагающего объяснение исторических, бытовых, культурных реалий эпохи.

  Вид: синтетический урок, обобщающий изучение биографии автора и его творчества.

  Форма проведения урока – лекция с элементами беседы, сопровождаемая показом презентации. Сообщение студентов о понимании ими причины неповторимости личности Чехова как человека и писателя активизирует форму проведения урока. Одна из главных задач этого урока - воспитательная. На примере широко известного письма А.П. Чехова к брату Николаю преподаватель разворачивает перед студентами программу воспитания молодого поколения, умеющего жить и трудиться по законам гармонии и красоты. Это станет прологом к следующему уроку, посвящённому изучению рассказа «Ионыч».

  Эмоциональному воздействию биографии писателя на студентов, несомненно, содействует применение на уроке наглядности.

  К данному уроку студенты изготавливают литературную газету, посвящённую творческой деятельности Чехова. Это вовлекает их в мир писателя, приобщает исторически, эмоционально к давнему времени. Использование стенда « История нашего края», рассказывающего о поездке Чехова в деревню Белая, которая находится в Дальнеконстантиноском районе, позволяет  преподавателю придать уроку краеведческую направленность.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе . Формирование Чехова-человека и писателя»

1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Лукояновский сельскохозяйственный техникум»

Дальнеконстантиновский филиал















План-конспект урока

по литературе на тему

«Формирование Чехова-человека и писателя»







Разработал

преподаватель I

квалификационной категории

Вздыхалина Светлана Александровна

(тел. 8-9616304850)

















2016


2

Пояснительная записка

Урок «Формирование Чехова – человека и писателя» является вступительным уроком по изучению монографической темы «А.П. Чехов». Задача вступительного урока состоит в том, чтобы расширить некоторые существенные черты личности Чехова. Жизнь и творчество А.П. Чехова подводят студентов к размышлению о том, может ли человек преодолевать влияние окружающей среды, противодействовать ему, если это влияние чуждо его идеалам. Чехов сам осознавал свою жизнь как выдавливание из «себя по каплям раба». Как это происходило, почему это удалось писателю? Такие вопросы не могут не содействовать формированию мировоззрения студентов. Жизнь и творчество Чехова ставит перед студентами и ряд эстетических проблем (героическое в обыденном, возвышенное и поэтическое в повседневном и т.д.).

Тип данного урока - урок изучения теории и истории литературы с использованием ИКТ. Презентация, сопровождающая урок, расширяет возможности межпредметных связей, способствует созданию культурологического фона произведения, предполагающего объяснение исторических, бытовых, культурных реалий эпохи.

Вид: синтетический урок, обобщающий изучение биографии автора и его творчества.

Форма проведения урока – лекция с элементами беседы, сопровождаемая показом презентации. Сообщение студентов о понимании ими причины неповторимости личности Чехова как человека и писателя активизирует форму проведения урока. Одна из главных задач этого урока - воспитательная. На примере широко известного письма А.П. Чехова к брату Николаю преподаватель разворачивает перед студентами программу воспитания молодого поколения, умеющего жить и трудиться по законам гармонии и красоты. Это станет прологом к следующему уроку, посвящённому изучению рассказа «Ионыч».

Эмоциональному воздействию биографии писателя на студентов, несомненно, содействует применение на уроке наглядности.

К данному уроку студенты изготавливают литературную газету, посвящённую творческой деятельности Чехова. Это вовлекает их в мир писателя, приобщает исторически, эмоционально к давнему времени. Использование стенда « История нашего края», рассказывающего о поездке Чехова в деревню Белая, которая находится в Дальнеконстантиноском районе, позволяет преподавателю придать уроку краеведческую направленность.

Цели урока.

Образовательная : расширить знания студентов о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Воспитательная : на примере рассказа «Талант» и письма к брату Николаю способствовать воспитанию молодого поколения, умеющего жить и трудиться по законам гармонии и красоты.

Развивающая : на примере жизни и творчества А.П.Чехова способствовать развитию воображения студентов, чувства прекрасного, творческого восприятия; привлечь отдельных учащихся к объяснению нового материала.

Эти цели решаются через ряд задач.

Дать обобщающее представление о том, в какое время жил А.П.Чехов. Сформировать у студентов понимание причин неповторимости личности Чехова как человека и писателя.

Познакомить студентов с рассказом А.П.Чехова «Талант»(1886) и письмом к брату Николаю.

Дать краткую характеристику общественной деятельности Чехова, обратив внимание студентов на 1892 год – посещение Чехова деревни Белая Нижегородского уезда ( в настоящее время находится в Дальнеконстантиновском районе).

Оборудование.

  1. Портрет А.П.Чехова.

  2. Выставка книг Чехова и о Чехове.

  3. Литературная газета «Человеколюбие в литературе»

  4. Стенд «Из истории моего края» на тему «Чехов в Белой».

  5. Стенд «Мы изучаем» на тему «А.П.Чехов в жизни и в творчестве».

  6. Презентация, проектор, компьютер.

3


Тема «Формирование Чехова – человека и писателя».


Эпиграфы к уроку.

Чехов-главная пограничная станция.

От него идут все пути к новой литературе,

к новой жизни, которая рождается

на смену прошлого.

Безвестный критик.


Если каждый человек,

на куске земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы жизнь.

А.П.Чехов.


Ход урока.


1.Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Формирование Чехова – человека и писателя». Цель сегодняшнего занятия – узнать, как происходило формирование Чехова, человека и писателя.( Слайд 1).

2. Записи в тетради. Название темы, эпиграфы, заметки, сделанные в процессе лекции.

3. Лекция, сопровождаемая показом презентации.

А.П.Чехов родился в 1860 году, умер в 1904 году.( Слайд 2).

Вопрос.

Какие важные исторические события последовали за годами рождения и смерти писателя?

Ответ.

Через год после рождения Чехова в 1861 году вышла реформа об отмене крепостного права.

Спустя год после смерти писателя в 1905 году произошла первая русская революция.( Слайд 3).

Микроитог.

Изучение творчества всякого большого писателя невозможно без изучения особенностей его времени.

Что мы знаем о России чеховского времени из истории и что - из его сочинений? Царская реформа 1861 года к 1880 году, обросшая целой серией частных реформ (суда, просвещения, военного дела), давала свои плоды. Развернулась земская деятельность, коммерческие, финансовые, промышленные мероприятия, возникали фирмы, акционерные общества. Сеть железных дорог покрыла Россию. Открылись тысячи поприщ для среднего люда, интеллигенции, которые и явятся предметом изображения Чехова.

Действительность, на почве которой родилось и развивалось художественное творчество Чехова, была бедна крупными историческими событиями. За эпохой Чехова даже закрепилась репутация «бессобытийного» времени, и в этом определении есть доля правды. Внешне это как будто мирное время.

Правда, накануне появления в печати первых рассказов Чехова (1880) отшумела русско-турецкая война 1877-1878 годов, а в самом конце жизненного пути писателя раздались первые залпы русско-японской войны 1904-1905 годов. Да и четверть века между войнами совсем не были спокойными: подготовка ряда покушений на Александра II и его убийство 1 марта 1881 года, попытка покушения на нового царя (Александра III) в 1887 году, трагический финал деятельности революционного народничества – на эшафоте, в Шлиссельбургской крепости, на каторге... Это были годы мрачнейшей в России реакции.( Слайд 4).

Передовые деятели извлекают уроки из прошлого, перепроверяют опыт, и, как правило, в это время интенсивно работает аналитическая мысль, строятся новые системы и новые методы

4

исследования жизни. Вспомним, так было после поражения декабристов, в 1830х годах, которые дали полную напряжённых духовных исканий поэзию Лермонтова, сатиру Гоголя, критическую мысль Белинского, Герцена. И теперь, в 1880е годы, которые принято называть не только «бессобытийным» временем, но и эпохой «мысли и разума». В эту эпоху потерпели поражение народнические теории, их утопизм о «правде-справедливости», в которой выражались рецепты идеального человеческого общежития, коммуны. Народ не поддержал террористов. На место одного убитого царя сел другой. Общество жаждало голой «правды-истины» и испытывало недоверие к теориям о «правде-справедливости». В них проглядывало плохое знание жизни.

В чеховском раннем творчестве и начали уже складываться элементы новой русской литературы, основой которой была самая что ни на есть правда. Чехов смело пересматривает границы представления о правдивости, которые были выработаны литературой недавнего прошлого.

Уже при жизни Чехова атмосфера всеобщей подавленности успела смениться заметным общественным оживлением. В сер.1890х годов начались рабочие стачки, студенческие демонстрации, демокр. печать стала необычайно активной, и всё это в конце концов привело к революционному взрыву 1905 года. Случилось это через полгода после смерти Чехова.

Глубокая современность творчества Чехова по-настоящему была замечена только после его кончины. И не случайно эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова безвестного критика: «Чехов-главная пограничная станция. От него идут все пути к новой литературе, к новой жизни, которая рождается на смену прошлого».

Чехов составил в русском реализме столь же самостоятельное течение, как Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский. «Каждый из них, - пишет М.Б.Храпченко, - зачинатель новых творческих тенденций не только в русской, но и мировой литературе».( Слайд 5).

Автор «Войны и мира» стремился отобразить поиски личностью гармонии с окружающей действительностью и воспевал тем самым полноту и радость человеческой жизни. Иное дело-Чехов. Он никогда не обращал свой взор в прошлое. В его произведениях - лишь та действительность, которую он наблюдал сам, а действительность представлялась ему пошлой, задавленной и погубленной. И если для героев Толстого достаточно было понять ложь и суетность своего существования, чтобы тут же взяться за переделку собственного характера, то даже самые умные и благородные герои Чехова не видят в обывательском, сонном быте ужасающей российской действительности никакого смысла. «Хорошо должно быть общество, если его лучшая часть бедна красками, желаниями, намерениями…» - писал Чехов в одном из писем.

Однообразная, тягучая мещанская жизнь… Разве может она стать предметом поэзии? Оказывается, может. Как-то в разговоре Л.Н.Толстой произнёс : «Чехов - это Пушкин в прозе. Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на своё личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова». А в прощальном слове о Чехове великий писатель назвал своего собрата по перу «несравненным художником». «Именно несравненный…,- добавил Толстой,- и достоинство его творчества то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…»

«Моральные качества замечательного человека имеют, вероятно, большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остаётся неизвестным». (Эйнштейн).

Откуда же к Чехову, внуку крепостного, сыну лавочника, пришло столь острое чувство зависимости «чисто интеллектуального достижения» учёного или художника от нравственности? Как объяснить известные слова писателя: «Всю жизнь я по капле выдавливал из себя раба?» (Слайд 6).

Бакалейная лавка, в которой Павел Егорович приучал сыновей стоять за прилавком, не помешала им потом избрать для себя другой жизненный путь: один сын стал журналистом, второй – художником, третий – всемирно известным писателем. Всех Чеховых объединяла одарённость. Павел Егорович Чехов прожил трудную жизнь. Пытаясь приспособить детей к торговле, он хотел, чтобы они «выбились в люди» и не испытывали тех невзгод, что выпали на его долю. Но парадокс в том, что суровый отец сам был крайне непрактичным и увлекающимся человеком.

5

Вопрос, таким образом, заключается не в том, почему А.П.Чехов не выбрал для себя дорогу купца (она перед ним и не открывалась), а в том, почему именно он, в отличие от своих не менее талантливых братьев, смог пробиться к высотам художественности. Секрет в органичном единстве искусства и нравственности, творчества и поведения, которым писатель придавал первостепенное значение.

4.Сообщения студентов по данным вопросам.

Как, вопреки грубой, деспотичной воле отца, пресекавшей всякую инициативу, если она выходит за пределы понимаемого им образа жизни, как вопреки всяческим принуждениям молодой Чехов сформировался как личность?

Что играло главную роль в формировании Чехова, человека и писателя?

Вывод. Главную роль в формировании Чехова, человека и писателя, играл упорный, систематический труд, которым заполнена была вся его жизнь.( Слайд 7).

5.Слово преподавателя.

Обратите внимание на одну из лучших фотографий Чехова (1888 г.), о которой Андре Моруа писал так: «Честные и смелые глаза бесстрашно и внимательно смотрят на мир. Он уже много страдал, но стал от этого более сильным. Никогда ещё столь благородный ум не наблюдал за жизнью людей». (Слайд 8).

А вот что сказал об этой фотографии русский художник Репин: «Положительный, трезвый, здоровый он мне напомнил тургеневского Базарова».

Чехову, чуждому всякой позы и угодливости, Базаров, конечно, не мог не нравится. Подобно Базарову он учился на медицинском факультете Московского университета. Было что-то базаровское и в смелой ломке принципов традиционной прозы и драмы, которую осуществил писатель в лучших своих произведениях.

Чехов был настоящим писателем. Он сумел переплавить современную ему жизнь, уловив при этом и угадав нормы жизни дня завтрашнего, представления об истинном счастье…

И схватывал, и угадывал, создавая с чисто научной объективностью свой «минус идеал», исследуя в своём «безвременном времени» всё, что мешает человеку работать творчески, делает его несправедливым и жестоким, превращает в ремесленника, хапугу, прожигателя жизни.

Именно этой теме посвящён небольшой рассказ Антона Чехова «Талант» (1886). (Слайд 9). Герой рассказа, художник Егор Саввич, мелочен в быту и в отношении к делу. Будущее представляется ему туманным и неясным. «Люди, не знающие жизни, обыкновенно рисуют себе жизнь по книгам, но Егор Саввич не знал и книг; собирался было почитать Гоголя, но на второй же странице уснул…». Так изображает Чехов своего героя, который думал завоевать мир картиной «Девушка у окна»…, а сам отродясь не видал ни одной порядочной девушки. Но жизнь «со дня на день близится к закату, хлеба чужого съедено много, а ещё ничего не сделано…»

Как совпадает эта убийственная характеристика невежественного и безвольного художника с мыслями Чехова в письме к брату Николаю. Написано оно в том же году и органически дополняет смысл рассказа. В рассказе «Талант» и в письме к брату – ключ к пониманию всего чеховского творчества. Что значит единство поведения и творчества, нравственного и художественного? Речь не о том, что талант должен быть безупречным. Высокоодарённый человек может обладать и несовершенствами. Единственно, с чем искусство несовместимо, - это мелочность и безволие.

Кодекс порядочного человека из письма брату Николаю, крылатая фраза «В человеке всё должно быть прекрасно…». (Слайд 10). У Чехова были ясные представления о том, как должен вести себя человек. Брату Николаю он писал о воспитанных людях: «Воспитанные люди…не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность…». Истинно воспитанные люди «уважают человеческую личность» и снисходительно мягки к другим. Воспитанные люди уважают чужую собственность и поэтому платят долги. Они сострадательны даже к кошкам. Чистосердечны, боятся лжи, не лгут даже в пустяках. Не унижают себя с целью, чтобы вызвать сочувствие: «Меня не понимают!» (здесь чисто чеховское отвращение ко всякой позе). Что касается литературного этикета, то Чехов знал цену всем людям,

6

кто его окружал, знал цену тихой, но прочно складывающейся славы и указывал брату, что художники не должны быть суетными: «Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями… Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки… Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную…»

Письма к Николаю наставительны, одушевлены стремлением помочь ему посмотреть на себя со стороны, вырваться из тины мелочей, из болота заурядности, которое засасывает людей незаметно и быстро. Может показаться, что Чехов писал о вещах, которые, как принято говорить, «он сам называл мелочами». Называл, но в ином смысле; суть не в проступке, случайном и, в конце концов, простительном, а в понапрасну растраченной жизни и разбитой судьбе.

Письма к Николаю – очень сильное отрезвляющее лекарство, способное поставить на ноги самых безалаберных и отпетых людей, давно уж махнувших на себя рукой, потерявших надежду.

Вывод-обобщение. Да, начинать нужно с себя. Не философствуя, не умствуя лукаво, ничего не откладывая на завтра; пока мы откладываем жизнь, говорили древние, она проходит…

Быть может, жизнь и в самом деле бесценный дар, но, во всяком случае, это дар не бесплатный: «Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час…» (март 1886 г.)

Прожив сорок четыре года и оставив миру более двухсот произведений прозы и драматургии, Чехов успевал ещё выращивать сады, строить школы, работать врачом во время холерной эпидемии, принимать – в период жизни в Мелихово – ежегодно до тысячи больных крестьян ( разумеется, бесплатно), участвовать в создании больниц, библиотек, устраивать на лечение больных учителей, он сумел провести своими силами на Сахалине всеобщую перепись и привлечь внимание всей России к бесчеловечным порядкам на «каторжном острове»… Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Но сегодня я хочу обратить ваше внимание на один факт из биографии писателя. Это посещение Чеховым деревни Белой Нижегородского уезда (в настоящее время находится в Дальнеконстантиновском районе).

6.Сообщения студентов из группы краеведов: «Чехов в Белой». (Слайды 11-12).

Весной 1891 года стали появляться в обществе и в печати опасения, что из-за неурожайного предшествовавшего года все хлебные запасы страны истощились и что новый сельскохозяйственный год ничего хорошего впереди не обещает; попросту – урожая не будет.

Опасения эти скоро подтвердились. После сплошной засухи в течение весны и лета надвинулись тяжёлые осень и зима, и многие местности были объявлены голодающими. Рядом со слабой правительственной помощью населению и как бы в пику ей возникла широкая деятельность отдельных обществ и частных лиц.

Не мог оставаться равнодушным к этому движению и Антон Павлович: он стал собирать пожертвования и принимать участие в разных литературных сборниках, издававшихся для помощи голодающим. Особенно пострадавшими от неурожая были губернии Нижегородская и Воронежская. И вот в первой из них оказался у Чехова знакомый Е.П.Егоров, служивший там в должности земского начальника. Чехов списался с ним, организовал подписку по сбору пожертвований и в суровую зиму отправился лично в Нижегородскую губернию.

Работу по организации помощи голодающим А.П.Чехов и Е.П.Егоров проводили в январе 1892 года в селе Богоявленском, что на тракте Нижний Новгород – Арзамас. Они скупили у крестьян лошадей, обеспечили выкормку их и весной безвозмездно возвратили лошадей их бывшим владельцам. По дороге из Богоявленского в деревню Белую А.П.Чехов сбился с пути и чуть не замёрз. Лошадь сама вывезла его из оврага. По данным газеты «Горьковская правда» от 12 января 1960 года, А.П.Чехов посетил ещё деревни Таможниково, Дубки, Палец (статья А.Шубина).

Вопрос. Зачем отдавать столько времени, средств и сил строительству школ, больниц, бедам и болям народным, которые были так далеки от творческого дела писателя? Зачем столько хлопот в этой жизни, где было так мало покоя?



7

Ответ на этот вопрос даёт сам Чехов: «Желание - служить общему благу, должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья; если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то». ( А.П. Чехов. Записная книжка ).(Слайд 13).

7.Заключительное слово преподавателя. Это и есть расчёт Чехова: личное счастье. Не чины, не награды, не звания, а личное счастье, которое, как сказано в одном из поздних писем, было не в этом, а э т о.

8.Закрепление. Сегодня на уроке мы узнали, как происходило формирование А.П.Чехова – человека и писателя. Вспомним основные моменты урока.

Студенты отвечают на вопросы.(Слайд 14).

  1. Охарактеризуйте время, в которое родилось и развивалось художественное творчество Чехова.

  2. В отличие от Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, какие литературные жанры Чехов разработал в русском реализме?

  3. Что изображал в своих произведениях Чехов? Кто главный герой его произведений?

  4. Что сыграло главную роль в формировании Чехова – человека и писателя?

  5. Как вы считаете, что является лучшей начальной школой для писателя?

  6. Каким должен быть, по мнению Чехова, воспитанный человек?

  7. Как вы думаете, те требования, которые Чехов предъявлял к воспитанным людям, актуальны в наше время?

9. Домашнее задание. (Слайд 15).

1. На основе записей в рабочих тетрадях и материала учебника составить связной рассказ о жизни и творчестве А.П.Чехова.

2. 1886, 1890, 1892, 1902. Какие события произошли в эти годы в жизни Чехова?

3. Прочитать рассказ Чехова «Ионыч».

10. Подведение итогов. Преподаватель отмечает работу группы, студентов, участвовавших в объяснение нового материала на уроке.



Литература


  1. Мурин Н.Д. Русская литература II половины XIX века. СПб., 2000.

  2. Бурдина И.Ю. Чехов в школе. М.: Дрофа 2001.

  3. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1983.

  4. Новая иллюстрированная энциклопедия. М., 2001.

  5. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970.

  6. Чехов в воспоминаниях современников. 1954.

  7. Антон Чехов. Собрание сочинений в 18 томах (Т.16 - Рассказ «Талант»). М., Наука, 1976.

  8. Чехов А.П. Собрание сочинений в 12 томах (Т. 11 - «Письмо к брату»). М., 1963.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!