Тема. Когда наступит лето?
Цель: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:наглядный материал,конверт с загадками,таблички с названиями времён года,дней недели,картинка Муравьишки,Мудрой Черепахи,снеговик,картинки времен года.
Тип: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте дети. Меня зовут Юлия Игоревна , и сегодня я проведу у вас урок Окружающий мир.
-Давайте проверим, все ли необходимое у вас есть на партах. Тетрадь, книга, ручки …
Минутка синоптика
-Ребята, а сейчас давайте представим , что мы с вами синоптики. А вы знаете, кто это такие?
- Правильно, это те люди которые наблюдают за погодой.
- Какая погода обычно стоит зимой?
-Ребята,а какая температура была сегодня с утра?
-В каком состоянии находится небо?
-Выпадают ли сейчас какие-нибудь осадки?
-Ребята, уже зима заканчивается и происходят изменения в живой природе.
-Что относиться к живой природе?
-В каком состоянии деревья и кустарники?
-А каких птиц мы можем сейчас увидеть?
-Как мы помогаем птицам зимой?
-А вы знаете, какие звери сейчас спят?
-А какие звери бодрствуют? (лиса, волк)
-А почему? (они ищут пищу)
-Чем занимаются люди в это время?
-Ребята, а что нужно делать при холодной погоде, чтобы не заболеть?
-Молодцы! Все изменения в природе взаимосвязаны: изменения в неживой природе приводят к изменениям в живой.
Проверка домашнего задания.
-Ребята, а давайте вспомним то что вы изучали на прошлом уроке.
(Ответы детей)
-Сейчас, я вам загадаю загадку от Муравьишки, а вы должны отгадать:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний. (Дни недели)
-Сейчас мы с вами сыграем в 2 игры.
Игра:
- Давайте вспомним и повторим дни недели. В руках у меня игрушка. Кому я передаю игрушку, тот должен назвать 1 день недели. Затем этот человек передаёт игрушку любому человеку из класса, и тот называет 2 день недели.
Игра «Неделька, стройся»:
-Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову.
VI. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, к нам сегодня пришел снеговик.
-Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).
-Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять).
А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)
-А когда же потеплеет (весной).
-Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)
VII. Сообщение темы и цели урока.
Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где холодно.)
-Мы забыли с вами сказать, какие есть ещё времена года.
-Ребята, посмотрите на цифры, указанные на доске.
Расположите буквы в правильном порядке . Как только выполните это задание, мы узнаем, о каких временах года мы забыли сказать.
(3 человека выходят к доске и располагают карточки в правильном порядке.)
1-З 1-О 1-В
2-И 2-С 2-Е
3-М 3-Е 3-С
4-А 4-Н 4-Н
5-Ь 5-А
-Назовите эти времена года ещё раз.
-Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.
-И послушайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)
VI. Изучение нового материала.
1.Беседа.
-Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?
-А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).
Учитель вывешивает на доске изображение Мудрой черепахи.
-А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут.
Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.
Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?
-Ребята, кто догадался, о чём загадка? (о временах года).
-А какое сейчас время года? (Зима)
-Ребята,посмотрите в учебник на страницу 10 и рассмотрите рисунок-схему. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень)
-Мудрая Черепаха приготовила конверты с загадками о временах года. Есть желающие отгадать их?
-Ребята, схема в учебнике называется «годовой круг». Кто догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).
-Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна)
Назовите основные признаки каждого времени года.
Дни становятся длиннее, чаще светит солнышко, капель, ледоход, распускаются почки, проявляются листочки, прилетают птицы.(Весна)
Летом тепло, можно купаться, цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы и т.д. (Лето)
Осенью собирают урожай овощей и фруктов, поспели шишки.(Осень)
-Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)
-Можем ли мы ответить на его вопрос?
-Когда наступит лето? (После весны)
-А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок?
-Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев».
(Вывешивать картинку сказки «12 Месяцев»)
- Кто вспомнит сказку и расскажет, почему месяцам пришлось поменяться местами? (Ответы детей)
-Отгадайте загадку:
12 братьев
Разно называются
И разными делами
Занимаются. (месяцы).
-Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)
- Давайте мы с вами вместе прочитаем их названия по цепочке.
-А сколько месяцев в каждом времени года? (три)
Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.
2.Физкультминутка
-А теперь давайте поиграем и немного отдохнём.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.(ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.(присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали.(потянуться на носочках)
Закрепление и осмысление.
1.Работа по учебнику.
- Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (работа в парах).
Муравей.
-Ребята, Муравей нарисовал картинки в учебнике (с. 11).Он очень старался, а Мудрая Черепаха сказала, что он что-то напутал. Помогите ему.
- Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?
1-я ошибка – зимой не цветут цветы.
2-я ошибка – весной не растут яблоки.
3-я ошибка – летом не катаются на коньках.
4-я ошибка – осенью птицы не выводят птенцов.
-Молодцы!
2..Работа по тетради.
-Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.
-Посмотрите задание №1. стр. 9.
-Сейчас вы в каждом пустом окошке должны нарисовать времена года в правильной последовательности,начиная с весны .
-Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.
- Задание №2.
-Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?
-Вам нужно нарисовать по одному предмету своей одежды,подходящему для каждого времени года.
-Посмотрите задание №3
-К каким временам года относятся эти месяцы?
(Выполнение задания)
-Выполнение задания № 4.
-Сейчас мы сыграем с вами в игру :
-Игра «Бывает – не бывает»
- Хлопайте, если бывает. Топайте, если не бывает.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, радуга, вьюга, жара.
Осенью: листопад, дождь, иней, капель.(Когда капает с крыш)
-Хитрые вопросы:
-Что дольше длиться ? 12 мес. или один год?
-7 дней или неделя?
-Посмотрите на доску и продолжите цепочки:
(На доске запись, которую учитель готовит заранее)
Дни недели: понедельник,…
Времена года: весна,….
Весенние месяцы: март,…
Летние месяцы: июнь,…
Осенние месяцы: сентябрь,…
Зимние месяцы: декабрь,…
IX. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что вам больше понравилось на уроке?
-Что запомнилось больше?
-Вот и подошел наш урок к концу,спасибо вам за урок,мне было приятно с вами провести время. До новых встреч.