СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ в 9 классе по теме: «ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока позволит сформировать у учащихся понятия о православных обрядах и обычаях.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ в 9 классе по теме: «ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области






ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

в 9 классе по теме:

«ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

(по учебнику Скоробогатов В. Д. , Рыжова Т. В. , Кобец О. Н.)



Подготовила:

учитель православной культуры

Ченцова Л. Е.












Цель: Сформировать у учащихся понятия о православных обрядах и обычаях.

Задачи:

1. Дать представления и новые сведения об обычаях и обрядах Православной Церкви.

2. Начать работу по подготовке учащихся к правильному поведению в православном храме: научить правильно осенять себя крестом, совершать поклоны («оплечные», поясные, земные), понимать, зачем и как ставить свечу, для чего совершается крестный ход и освещается вода.

3. Воспитывать уважительное отношение к православным обычаям и традициям.


Ход урока

  1. Актуализация знаний обучающихся. Сообщение темы, задач урока. (1 слайд)

  2. Работа над новой темой урока

а) Чтение учителем стихотворения С. Сидорина (2 слайд)

Я приду поклониться в собор,
Там я камень с души моей скину.
У святых, чудотворных икон
Преклоню я усталую спину…

Попрошу, чтобы Бог мне простил

Все грехи мои (ныне и прежде).

А по смерти – к Себе допустил.

Тем живу я в великой надежде.

б) Сообщение учителя по теме урока

Учитель: Как вы понимаете строки этого стихотворения? Как его можно соотнести с темой урока?

Ученики: Молитвы, поклоны – это обряды и обычаи нашей церкви. Это священные действия православных христиан в форме прошения у Бога милости и благословения.

Учитель: Какие обряды вы знаете?

Ученики: К основным обрядовым действиям Русской Православной Церкви относят: молитвы, освящение жилища, освящение хлеба, яиц, куличей, крестные ходы и т.д.

Учитель: Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающие молитву, - это крестное знамение и поклоны, а также зажигание церковной свечи и лампады.

3, 4 слайды

– Запишем в тетрадь определение обряд и формы обрядов.

Обряд – это совокупность действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления (словарь Ожегова).

Формы обрядов:

  1. Любое церковное богослужение (например, освящение воды)

  2. Таинство (таинство брака совершают в обряде венчания)

  3. Молитвы (их сопровождают крестным знамением, поклонами)

в) Крестное знамение – стр. 127 учебного пособия; (5 слайд)

Учитель: Слово «знамение» означает «знак». Таким образом, крестное знамение – это знак креста, его изображение. Христиане совершают крестное знамение, прося помощи и защиты у Бога, для свидетельства своей веры в Иисуса Христа, Его смерть на кресте, Его воскресение.

Ученик: В наше время принято совершать Крестное знамение в следующей последовательности:

Действия

Значение

Сложить пальцы правой руки так: большой, указательный и средний, а безымянный и мизинец прижать к ладони

Первые три пальца символизируют Единство Пресвятой Троицы, два других – образ богочеловека Иисуса Христа

Коснуться лба

освящение ума

Коснуться живота

Освящение чувств

Коснуться правого, затем левого плеча

Освящение телесных сил

опустить руку и поклониться

Поклон Кресту Господню, который изображен Крестным знамением


Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо.

До V века крестное знамение совершалось одним пальцем, скорее всего указательным. Наложение полного крестного знамения (лоб – живот - плечи) впервые упоминается в грузинских источниках – в «Житии святой равноапостольной Нины». Крестное знамение с помощью двоеперстия стало использоваться после V века. Такой способ был принят для того, чтобы подчеркнуть единство Божественной и человеческой природы Христа. По тому, как крестится человек, можно определить какого он вероисповедания.

Учитель: Когда необходимо креститься?

Ученики:

  1. В начале, конце и во время молитвы.

  2. При приближении к той или иной святыне.

  3. При входе в храм и выходе из него.

  4. Перед тем, как поцеловать крест или икону.

Во всех значимых случаях жизни (опасность, испытание, радость, горе, труд и т.д.)

г) Поклоны – стр. 128 учебного пособия; (6 слайд)

Учитель: После крестного знамения православные христиане совершают поклон. Как вы думаете, что означают поклоны?

Ученик: В православии поклоны означают смирение человека, сознание своей греховности и воздание чести Величию Божию.

Церковный устав требует, чтобы православные христиане совершали поклоны в храме неторопливо и тогда, когда это нужно. Различают два вида поклонов: поясные и земные.

Поясные поклоны совершаются:

  1. По окончанию молитв

  2. При произнесении имени Господа или Богородицы

  3. При троекратном «Аллилуйя»

Земные поклоны

Совершаются

Не совершаются

В дни Великого поста

(до последней среды поста)

В период от Пасхи до Святой Троицы

При поклонении святыням:

Кресту – на праздник Крестовоздвижения (27 сентября)

Плащанице – в праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)

В воскресные дни


В Святки (7–17 января)


После принятия причасти до окончания дня


В двунадесятые и великие праздники


Для того чтобы знать, как вести себя в храме, не надо пытаться «выучить» все положения церковной жизни: следует просто почаще ходить в храм, а собираясь в него, думать о встрече с Богом, а не о том как отнесутся к действиям «новичка».

д) Обычай ставить свечу – стр. 129 учебного пособия; (7 слайд)

Учитель: Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику. Зажигать свечи перед священными предметами – древний обычай. Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции.

Ученик: В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи. С одной стороны, это была необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего проходили по ночам. Но по другой, и главной, причине освещения имело духовное значение. Светильники, свечи использовались для того, чтобы изобразить Христа – Свет Несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме.

Когда на церковь гонения прекратились, обычай возжигать свечи остался. Перед иконами святых, гробами мучеников принято возжигать свечи и лампады, как перед святынями.

Русско-византийские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак даже в самый солнечный свет. Это символизировало земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха, но в котором светит свет веры.

Учитель: Куда ставят свечи?

Ученики: Свечи ставят в ячейки подсвечников, оплавляя нижний край для устойчивости.

Учитель: Сколько ставят свечей?

Ученики: Церковная свеча – видимый знак горячей любви. Если в душе человека их нет, - свеча как знак ничего не выражает. Количество не имеет значения.

Учитель: Когда ставят свечи?

Ученики: Во внебогослужебное время и до начала богослужения.

Учитель: Воск в древности был приношением верующих в храм в качестве добровольной жертвы. Чистый воск означает чистоту людей, его проносящих. Воск приносится в знак нашего раскаяния и готовность к послушанию Бога подобно мягкости и податливости воска.

е) Освящение воды – стр. 131 учебного пособия; (8 слайд)

Ученик: У православных христиан есть обычай употреблять освященные в церкви хлеб и воду. Почти каждый верующий хранит у себя бутылочку со святой водой и просфору.

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их приемников. Когда Иисус Христос принял крещение в Иордане, стихия воды освятилась и стала источником освящения для человека. Отсюда берет свое начало христианская традиция освящать воду в церкви. Считается, что такая вода получает благодатную силу освящать, исцелять, защищать и охранять от зла.

Освященная вода может храниться много лет, оставаясь, свежей. Известен случай, когда преподобный Амвросий Оптинский послал бутылочку со святой водой смертельно больному человеку и тот исцелился.

Учитель: В каких случаях используется святая вода?

Ученики: 1. В таинстве крещения для погружения в купель.

2. При освящении храмов, жилых домов, построек.

3. Для окропления верующих на молебнах и во время крестных ходов.

4. Для раздачи верующим.

Учитель: Следует помнить, что, по учению Церкви, чудесные свойства воды открываются лишь искренне верующим.

ж) Освящение хлеба – стр. 132 учебного пособия; (9 слайд)

К хлебу было всегда особое отношение. Именно хлеб использовал Иисус Христос, говоря: «Ешьте, это тело Мое», когда впервые совершил главное для христиан таинство – причащение.

Учитель: Как называют хлеб для причащения?

Ученик: Просфора – так называют хлеб, который приносили для литургии. Он состоял из двух частей, что символизировало хлеб земной и хлеб небесный. Каждая часть просфоры изготавливается одна от другой, и только потом они соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НИКА (Победа).

Нижняя часть просфоры соответствует земному составу человека, верхняя часть с печатью – духовному началу в человеке.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа, в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку о здравии или об упокоении. Просфора является святыней и вкушается вместе со святой водой натощак.

з) Крестные ход – стр. 133 учебного пособия; (слайд 10)

Учитель: Колоколов певучих звоны…

Ждут жадно с шапкою в руке.

Кресты, хоругви и иконы

Уже сверкают вдалеке.

Растет торжественное пенье,

Легко колышутся кресты,

И красят радость, умиленье

Простые, грубые черты.

Борис Евгеньев

Ученик: Крестный ход – торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту.

Обычно он совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на его пути. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали эту важность и великую духовную силу.

Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.

В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим — образец крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.

Да и история Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения — реке Днепр.

Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории: Крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых — страстотерпцев Бориса и Глеба.

Не раз Москва – сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными кодами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия Ахмата.

Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери.

К 2000-летию Рождества Христова через всю страну прошел многомесячный крестный ход.

Учитель: Крестные ходы бывают обыкновенные, поместные и чрезвычайные.

К обыкновенным относятся шествия вокруг храма в Пасхальную утреню и каждый день в Пасхальную неделю после литургии; в праздник Богоявления для освящения воды в водоеме.

Поместные ходы в честь местночтимых святых и великих событий церковной важности.

Чрезвычайные крестные ходы проводятся по разрешению епархиального начальства в особо важных случаях церковной жизни. Также может быть разрешен чрезвычайный крестный ход во время голода, засух, болезней, войн.

Впереди крестного хода несут фонарь — символ Божественного света, разрывающий мрак греховности. За фонарем несут запрестольный образ Божией Матери и запрестольный крест. Далее двумя рядами попарно идут хоругвеносцы и свещеносцы со свечами в больших церковных подсвечниках, диаконы со свечами и кадильницами, а за ними священники. Священники несут святые иконы, напрестольные кресты. Последняя пара священников несут один Евангелие, а идущий справа – крест. За священниками шествует архипастырь, сопровождаемый иподиаконами с символами епископской власти — дикирием и трикирием. Далее следуют хор и миряне.

и) Освящение куличей, яиц – стр. 134 учебного пособия; (слайд 11)

Учитель: Освящение куличей обычно совершается так: верующие ставят свои приношения на особом столике в храме или во дворе храма. В кулич и пасху вставляют красную пасхальную свечу, которую зажигают перед началом освящения. Священник читает молитву и окропляет приношения святой водой, после чего прихожане жертвуют часть пасхальной снеди на храм. Эти приношения потом раздаются нуждающимся.

Предлагаю вспомнить обряд освящения куличей и яиц. (Ребята делятся своими впечатлениями).

Учитель: Хочется напомнить, что освященные яйца нельзя выбрасывать, их нужно или съедать, или подобно испортившейся просфоре, относить в церковь или сжигать.

  1. Итог урока

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с основными обычаями и обрядами Православной Церкви. Назовите их.

(крестное знамение, поклоны, обычай ставить свечу, освящение воды и хлеба, крестный ход, освящение куличей, яиц).

IV. Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!