СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка в 10 классе. Тема: «Теория сложного предложения. Определение видов придаточных предложений» (С мультимедийным сопровождением).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Теория сложного предложения. Определение видов придаточных предложений»

 

Цели урока:

  1. ОБУЧАЮЩАЯ:

а) повторить и обобщить знания о структуре и смысловых отношениях между частями   сложного предложения;

б) содействовать сознательному усвоению изучаемых лингвистических фактов, пониманию природы языковых явлений с помощью приёма использования символики чисел.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

а) развивать умения вести конспект, работать с таблицей, оценивать результат выполненных действий, работать в должном темпе, действовать самостоятельно;

б) развивать грамматическое мышление, предполагающее узнавание грамматических явлений, умение правильно их квалифицировать, классифицировать по грамматическим признакам.

3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:

а) положительное отношение к знаниям;

б) бережное отношение к русскому языку.

Основной метод, применяемый на уроке: диалогический.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, распечатанный материал заданий.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 10 классе. Тема: «Теория сложного предложения. Определение видов придаточных предложений» (С мультимедийным сопровождением).»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Звёздочнинская средняя общеобразовательноая школа»

Усть-Майский улус (район)















План-конспект

урока русского языка в 10 классе.

Тема: «Теория сложного предложения. Определение видов придаточных предложений»

(С мультимедийным сопровождением).







Учитель:

Левковская Н. Н.







2013 г.





Тема: «Теория сложного предложения. Определение видов придаточных предложений»



Цели урока:

  1. ОБУЧАЮЩАЯ:

а) повторить и обобщить знания о структуре и смысловых отношениях между частями сложного предложения;

б) содействовать сознательному усвоению изучаемых лингвистических фактов, пониманию природы языковых явлений с помощью приёма использования символики чисел.

2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

а) развивать умения вести конспект, работать с таблицей, оценивать результат выполненных действий, работать в должном темпе, действовать самостоятельно;

б) развивать грамматическое мышление, предполагающее узнавание грамматических явлений, умение правильно их квалифицировать, классифицировать по грамматическим признакам.

3. ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:

а) положительное отношение к знаниям;

б) бережное отношение к русскому языку.

Основной метод, применяемый на уроке: диалогический.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, распечатанный материал заданий.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  2. Ознакомление с приёмом использования символики чисел.

  3. Рефлексия.

  4. Домашнее задание.

  5. Подведение итогов.

Ход урока



  1. Сообщение темы, цели, задач. Мотивация учебной деятельности. Сегодня на уроке мы с вами продолжим повторение и систематизацию сложных предложений. В помощь для осмысления теории сложного предложения предлагаю вам приём использования символики чисел.

  • Слайд 1

К концу урока вы должны:

1 – знать средства связи простых предложений в составе сложного предложения;

2 – уметь определять смысловые отношения между частями сложного предложения, применять полученные знания на практике.

Это нам необходимо, чтобы правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях и определять вид придаточных предложений. Учёт знаний будем осуществлять по следующей схеме: фиксируются устные ответы; по письменным работам выставим среднеарифметическую оценку.





  1. Знакомство с приёмом использования символики числа « ТРИ» и чисел, кратных ему.



  • Слайды 2 -10

В других случаях для правильной квалификации придаточного предложения важны все три вышеназванных момента. Например, обратимся к внешне похожим конструкциям и попытаемся определить в них все виды придаточных предложений.

Слайды 11-12

Характер отношений между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений, выражающийся в постановке знаков препинания, также укладывается в три типа.

Слайд 13

Таким образом, вся теория сложного предложения может быть представлена в виде стройной, логической системы. А числовая символика поможет вам быстрее осмыслить и запомнить материал по теме «Теория сложного предложения»

Слайд 14 – 16



  1. Тренировочная работа по карточкам (см. раздаточный материал к уроку)



  1. Карточка № 1.

Задание: Работая на карточке, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных предложений.

Начнём с самого раннего утра когда весь Петербург пахнет горячими только что выпеченными хлебами и наполнен старухами в изодранных платьях и салопах совершающими свои наезды на церкви и на сострадательных прохожих. Тогда Невский проспект пуст: плотные содержатели магазинов ещё спят в своих голландских рубашках или мылят свою благородную щёку и пьют кофий. По улицам плетётся нужный народ иногда переходят её русские мужики спешащие на работу в сапогах запачканных известью которых и Екатерининский канал известный своею чистотою не в состоянии был бы отмыть. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями каких они верно не услышат даже в театре. Иногда сонный чиновник проплетётся с портфелем под мышкою если через Невский проспект лежит ему дорога в департамент. Можно сказать решительно что в это самое время то есть до двенадцати часов Невский проспект не составляет ни для кого цели он служит только средством он постепенно наполняется лицами имеющими свои занятия свои заботы свои досады но вовсе не думающими о нём. (По Н. Гоголю)



  1. Тест № 1

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Картина Левитана «Март» снискала себе широкую известность: это один из самых поэтичных русских пейзажей 19 века.

а) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения;

б) вторая часть БСП указывает на время совершения действия, о котором говорится в первой части;

в) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части;

г) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

а) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.

б) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.

в) Уже увяли и почернели травы и цветы.

г) Эта машина приводила в движение и воздуходувки и прокатные

станки и машины прокатного цеха.

3. В каком предложении ставится тире?

а) Ты как голубь.

б) Во всём уже чувствовалась зима в коротком дне морозном воздухе запахе

снега.

в) Якутская лошадь нетребовательна.

г) Дойдём до места будет отдых.

4. В каком предложении ставится тире?

а) Жизнь как река.

б) Эта комнатка носила три названия маленькая проходная и тёмная.

в) Летом скворцов не видно они прячутся в густых тёмных лесах.

г) Женьшень редкое и ценное растение.

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Проводив Аркадия с насмешливым сожалением, Базаров уединился: на него нашла лихорадка работы.

а) первая часть БСП противопоставляется второй части;

б) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части;

в) первая часть БСП указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

6. Найдите БСП, между частями которого надо поставить тире.

а) Скоро лёд пойдёт чайки прилетят.

б) Вот уж снег последний в поле тает тёплый пар восходит от земли.

в) Любишь кататься люби и саночки возить.

г) Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.

7.Найдите БСП, между частями которого нужно поставить двоеточие.

а) Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь.

б) Хочешь дружить будь другом.

в) Хотел рисовать кисти выпали из рук.

г) Солнце дымное встаёт будет день горячий.

8. Укажите БСП, между частями которого нужно поставить запятую.

а) Ветер подул с гор будет дождь.

б) Льётся тёплый воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.

в) Он ждал расспросов она молчала и смотрела в окно.

г) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

Слайд 17 (ответы)

  1. Карточка № 2 – работа в парах.

Выпишите сложные предложения, расставьте знаки препинания, определите виды придаточных предложений.

Поэт не просто литератор он еще и артист. Ты одна мне помощь и отрада ты одна мой несказан­ный свет. Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки или на отдыхе. Было грустно и в ве­сеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне. Все богатства природы и минералы и плодород­ные почвы и леса и энергия воды остались бы мертвыми если бы их не оживляли своим трудом люди. В саду стояли голые деревья покрытые ине­ем. Морозный воздух острый и чистый бил в раз горяченные бегом лица детей. Буду дома начиная с семи часов вечера. Он старался читать книги ночами а прочитав их куда-то прятал. Спасибо моя родная земля спасибо мой отчий дом за всё что от жизни знаю я что в сердце ношу своем. Умение мастерство и наконец искусство живут вероятно в пределах любого труда. Если ты сделал добро скрой если тебе сделали добро расскажи. Человек спрятан за своими словами хочешь узнать человека вслушайся в его речь. Левин простился с ними но чтобы не оставаться одному прицепился к своему брату. Он хотел убедиться в том готов ли я выполнить столь опасное задание и одобрив мой план спросил какое у меня настрое­ние и достаточно ли серьезно я осознаю какой опасности себя подвергаю и понимаю ли среди кого мне придётся жить и работать когда я соглашусь взяться за это дело устрашившее уже не одного такого как я. Пушкин не скрывал что если бы был в Петербурге то во время восстания был бы с декабристами среди которых у него немало друзей и взгляды которых он разделял потому что не может остаться в стороне от всего что происходит в России.



  1. Карточка № 3

Прочитайте текст. Объясните написание слов с Н и НН. В каком из предложений возможна иная постановка знаков препинания? Обоснуйте свой выбор.

В половине декабря 1761 года Петербург пред­ставлял такую оживленную, богатую красками картину, как и ежегодно в эти дни перед Рождест­вом. Зимняя ярмарка, на которую привозили про­дукты труда из всех местностей России, была рас­положена на льду Невы, а возле лавок и сто­лов продавцов возвышались искусственно соору­женные ледяные горки и катки - это особенно любимые удовольствия русского человека.

Петербуржцы шумно и радостно двигались взад и вперед по широкой ледяной улице, то спуска­ясь с горы на маленьких саночках, то собираясь для веселой беседы вокруг кипящего самовара в чайных лавках, то ища тепла и подкрепления в наскоро построенных домиках для продажи вод­ки.



  1. ТЕСТ №2

Определите тип придаточного предложения.

1. Одно из противоречий, какими живо творчество Мандельшта­ма, касается собственной природы этого творчества.

2. Что бы со мной ни было, я хочу быть один.

3. Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как

ждет любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне ...

5. Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда.

6. Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда дает его в

переносном значении.

7. Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выпи­саться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть

безусловную подлинность многих произведений Куприна.

9. Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш

неплохо посещался.

10. В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось.

11. Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со

двора к оконной раме.

12. Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать.

13. Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из

окружающей обстановки.

15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу.

16. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок

17. Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же инте­реснее.

18. Стало так тихо, что со своего балкона я слышал голоса в саду.

19. Если начнешь усиленно заниматься, то успеешь подготовиться к

экзамену.

20. И я вижу во сне, как на волке еду я по тропинке лесной.

21. И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и

засияло в полную силу.

22. Мне хотелось, чтобы эта книга была интересна всем.

23. Статья оказалась настолько сложной, что смысл ее был понятен только

специалистам-филологам.

24. Всякий раз, как только показывалось солнце, замерзший пруд блестел,

как только что вымытoе зеркало.

25. Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщатель-

но подбирала слова.

26. Дорогy по требованию горожан расширили, так что проблема с зато­рами

на перекрестках была решена.

27. Если в ясный день подойти к окну, то вдалеке будут видны очертания

города.

28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти

вокруг в поисках калитки.

29. Можно только предполагать, как долго продлится его путеше­ствие.

30. Вывеска должна быть расположена так, чтобы каждый прохо­жий

обращал на нее внимание.

  1. Взаимопроверка, выставление оценок за тест. Слайд 18-19.



  1. Домашнее задание.

Общее: работа с таблицами на стр. 96 – 101 учебно-методического комплекса Н.А. Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ -2011; выполнить задания с 390 по 416.

Индивидуальное: по итогам тестирования



  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок в учётный лист, определение индивидуального балла каждого ученика.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!