II. Проверка домашнего задания
|
На интерактивной доске показывается список вопросов, подготовленных для повторения прошлой темы:
1. Какая операция называется строганием?
2. Какие инструменты применяются для строгания древесины?
3. В форме чего изготовлен нож рубанка?
4. Для чего предназначен шерхебель?
6. С помощью чего нужно очищать леток, если он забился стружкой?
|
Учащиеся озвучивают свои ответы
Предполагаемые ответы:
1) Строгание-это операция по удалению тонкого слоя древесины с помощью специального режущего инструмента.
2)Применяются рубанок, шерхебель, фуганок.
3) изготовлен в форме клина
4)предназначен для чернового строгания
5) С помощью деревянной щепки.
|
III.Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности
|
На моем столе лежат 3 заготовки: одна целая, вторая- с отверстием, сделанным насквозь, третья-с отверстием, но не сквозным. Приходилось ли вам видеть такие отверстия и сам процесс их изготовления? Исходя из своих познаний, попробуйте сформулировать тему урока.
|
В классе находятся несколько учеников, которые вместе с родителями проделывали такой процесс. Основываясь на эти познания, учащиеся формулируют тему урока.
|
IY. Изучение нового материала
|
Рассказ учителя –
Ребята, представим, что нам нужно сделать подставку для шариковых ручек и чтобы их хорошо зафиксировать придется сделать отверстия. Для этого нам надо просверлить заготовку. Отверстия представляют собой углубления в деталях. Они могут быть сквозными и глухими.
Сквозные отверстия проходят через всю деталь насквозь. Глухие отверстия не выходят наружу, а только выполняются на определенную глубину. Обычно считают, что отверстия в поперечном сечении круглые.
Круглые отверстия легко и довольно точно высверливают сверлами.
Наиболее распространены спиральные сверла. Их применяют для сверления различных материалов: металлов, древесины, пластмасс. Для высверливания отверстия в древесине применяют также центровые сверла с подрезателями, шнековые, ложечные. Диаметр сверла (в миллиметрах) указан на его стержне.
Каждое сверло на своей торцевой рабочей части обычно имеет две режущие кромки. Режущими кромками при сверлении подрезаются волокна древесины, и ее частички в виде стружек выходят наружу через винтовые канавки. Хвостовая часть сверла служит для крепления его в патроне коловорота или ручной дрели. Эти инструменты предназначены для вращения сверла.
Коловорот состоит из упора , рукоятки вращения, патрона , в котором крепится сверло.
Дрель состоит из упора, рукоятки вращения, рукоятки захвата, патрона, сверла. В дрели имеется зубчатый механизм, который передает вращение от рукоятки к патрону. Направление вращения сверла должно быть таким, чтобы его режущие кромки врезались в обрабатываемый материал и срезали стружку.
До начала сверления на плоскости заготовки карандашом или шилом намечают центр будущего отверстия. Затем сверло, закрепленное в коловороте или дрели, ставят в отмеченной точке под прямым углом к поверхности заготовки. Ладонью левой руки нажимают на упор коловорота или дрели, а правой — вращают рукоятку по часовой стрелке. Нажимать на упор следует не очень сильно, чтобы не сломать сверло. При сверлении сквозных отверстий в конце сверления нажим на упор ослабляют.
Все-таки для чего ослабляют нажим на упор коловорота?
Под заготовку обычно подкладывают доску и струбцинами прижимают их к верстаку. Это позволяет получить ровные края отверстия на выходе сверла и предохранить крышку верстака от повреждения.
Для изготовления отверстий с более точными параметрами и в больших количествах используют электрическую дрель или сверлильный станок
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для сверления (разложены на учительском столе): коловорот, дрель, сверла, струбцина, подкладные доски
|
Рассматривают презентацию
Учащиеся рассматривают презентацию, записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, наблюдают за учителем, который наглядно показывает виды сверл, задают вопросы.
- учащиеся рассматривают презентацию, записывают основные понятия
- учащиеся рассматривают презентацию
Ответ: во избежание откалывания древесины на выходе сверла из отверстия
Рассматривают материалы, инструменты и приспособления
|
Практическая работа
|
Инструктаж по технике безопасности с режущим сверлильным инструментом:
- Надежно закреплять заготовку и подкладную доску на верстаке.
- Надежно, без перекоса закреплять сверло в патроне.
- Ручку коловорота или дрели вращать свободно, без больших усилий.
- Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.
Вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы:
- Подготовка инструментов и заготовок к сверлению.
- Способы закрепления заготовки с помощью подкладной доски и струбцины
- Выполнение показательных отверстий: глухих и сквозных
|
Рассказывают правила работы со столярными инструментами, правила закрепления заготовок и сверл в патроне.
Индивидуальная работа учащихся в соответствии с правилами техники безопасности, самоконтроль.
|
YIII. Закрепление материала
Ролевая игра «Учитель-ученик»
|
Вопрос: Какую новую операцию мы изучили с вами на уроке?
Какие виды сверл по дереву существуют?
|
Ответ: мы узнали о новой операции «сверление»
Кадеты, поочередно меняясь ролями проводят опрос друг друга в соответствующем порядке начинают отвечать на вопрос, тем самым закрепляя знания по данной теме.
|