СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: «Сверление отверстий в деталях из древесины.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока: 

«Сверление отверстий в деталях  из древесины.»

Преподаватель Сюксин Александр Николаевич

Цели урока:

Образовательная:

- дать первоначальные знания о сверлении древесины;

Воспитательная:

- прививать интерес к техническому труду;

- привить чувство ответственности к результатам своего труда и труда одноклассников.

Развивающая:

развивать у ребят профессиональный интерес;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование ИКТ, беседа, практическая работа.

Средства обучения:

  • Выставка образцов с отверстиями разного диаметра и глубины, выполненных с помощью сверлильных инструментов.
  • Компьютерная презентация «Сверление отверстий в деталях  из древесины»
  • Инструкция по технике безопасности
  • Плакаты

Оборудования и приспособления: Набор сверл по дереву, коловорот, ручная дрель, электрическая дрель, сверлильный станок, штангенциркуль, струбцина .

 Планируемые результаты

Предметные - учащиеся знакомятся со сверлильным инструментом.

Метапредметные (УУД): регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем; познавательные – отличать виды сверл по дереву.

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Основные понятия: сверление, коловорот, дрель, сверло.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся.

Подготовка рабочих тетрадей, учебников, инструментов. Приветствие учителя

II. Проверка  домашнего задания

На интерактивной доске показывается список вопросов, подготовленных для повторения прошлой темы:

1. Какая операция называется строганием?

2. Какие инструменты применяются для строгания древесины?

3. В форме чего изготовлен нож рубанка?

4. Для чего предназначен шерхебель?

6. С помощью чего нужно очищать леток, если он забился стружкой?

Учащиеся  озвучивают свои ответы

Предполагаемые ответы:

1) Строгание-это операция по удалению тонкого слоя древесины с помощью специального режущего инструмента.

2)Применяются рубанок, шерхебель, фуганок.

3) изготовлен в форме клина

4)предназначен для чернового строгания

5) С помощью деревянной щепки.

III.Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности

На моем столе лежат 3 заготовки: одна целая, вторая- с отверстием, сделанным насквозь, третья-с отверстием, но не сквозным. Приходилось ли вам видеть такие отверстия и сам процесс их изготовления? Исходя из своих познаний, попробуйте сформулировать тему урока.

В классе находятся несколько учеников, которые вместе с родителями проделывали такой процесс. Основываясь на эти познания, учащиеся формулируют тему урока.

IY. Изучение нового материала

Рассказ учителя –

Ребята, представим, что нам нужно сделать подставку для шариковых ручек и чтобы их хорошо зафиксировать придется сделать отверстия. Для этого нам надо просверлить заготовку. Отверстия представляют собой углубления в деталях. Они могут быть сквозными и глухими.

Сквозные отверстия проходят через всю деталь насквозь. Глухие отверстия не выходят наружу, а только выполняются на определенную глубину. Обычно считают, что отверстия в поперечном сечении круглые.

Круглые отверстия легко и довольно точно высверливают сверлами.

Наиболее распространены спиральные сверла. Их применяют для сверления различных материалов: металлов, древесины, пластмасс. Для высверливания отверстия в древесине применяют также центровые сверла с подрезателями, шнековые, ложечные. Диаметр сверла (в миллиметрах) указан на его стержне.

Каждое сверло на своей торцевой рабочей части обычно имеет две режущие кромки. Режущими кромками при сверлении подрезаются волокна древесины, и ее частички в виде стружек выходят наружу через винтовые канавки. Хвостовая часть сверла служит для крепления его в патроне коловорота или ручной дрели. Эти инструменты предназначены для вращения сверла.

Коловорот  состоит из упора , рукоятки вращения, патрона , в котором крепится сверло.

Дрель состоит из упора, рукоятки вращения, рукоятки захвата, патрона, сверлаВ дрели имеется зубчатый механизм, который передает вращение от рукоятки к патрону. Направление вращения сверла должно быть таким, чтобы его режущие кромки врезались в обрабатываемый материал и срезали стружку.

До начала сверления на плоскости заготовки карандашом или шилом намечают центр будущего отверстия. Затем сверло, закрепленное в коловороте или дрели, ставят в отмеченной точке под прямым углом к поверхности заготовки. Ладонью левой руки нажимают на упор коловорота или дрели, а правой — вращают рукоятку по часовой стрелке. Нажимать на упор следует не очень сильно, чтобы не сломать сверло. При сверлении сквозных отверстий в конце сверления нажим на упор ослабляют.

Все-таки для чего ослабляют нажим на упор коловорота?

Под заготовку обычно подкладывают доску и струбцинами прижимают их к верстаку. Это позволяет получить ровные края отверстия на выходе сверла и предохранить крышку верстака от повреждения.

  Для изготовления отверстий с более точными параметрами и в больших количествах используют электрическую дрель или сверлильный станок        

Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для сверления (разложены на учительском столе): коловорот, дрель, сверла, струбцина, подкладные доски

Рассматривают презентацию

Учащиеся рассматривают презентацию, записывают важные моменты и определения в рабочую тетрадь, наблюдают за учителем, который наглядно показывает виды сверл, задают вопросы.

- учащиеся рассматривают презентацию, записывают основные понятия

- учащиеся рассматривают презентацию

Ответ: во избежание откалывания древесины на выходе сверла из отверстия 

Рассматривают  материалы, инструменты и приспособления

Физкультминутка

  1. Гимнастика для глаз.
  2. Упражнения для осанки

Выполняют   физкультминутку

Практическая работа

Инструктаж по технике безопасности с режущим сверлильным инструментом:

  1. Надежно закреплять заготовку и подкладную доску на верстаке.
  2. Надежно, без перекоса закреплять сверло в патроне.
  3. Ручку коловорота или дрели вращать свободно, без больших усилий.
  4. Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.

Вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы:

  1. Подготовка инструментов и заготовок к сверлению.
  2. Способы закрепления заготовки с помощью подкладной доски и струбцины
  3. Выполнение показательных отверстий: глухих и сквозных

Рассказывают правила работы со столярными инструментами, правила закрепления заготовок и сверл в патроне.

Индивидуальная работа учащихся в соответствии с правилами техники безопасности, самоконтроль.

YIII.  Закрепление материала

Ролевая игра «Учитель-ученик»

Вопрос: Какую новую операцию мы изучили с вами на уроке?

Какие виды сверл по дереву существуют?

Ответ: мы узнали о новой операции «сверление»

Кадеты, поочередно меняясь ролями проводят опрос друг друга в соответствующем порядке начинают отвечать на вопрос, тем самым закрепляя знания по данной теме.

IX. Подведение итогов урока

Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок

-

  1.  

Задание на дом

Прочитать параграф 10, ответить на вопросы после параграфа, подготовиться к тесту по последним 2 пройденным темам.

запись домашнего задания

уборка рабочих мест

 

 

 

Список литературы:

  1. «Методика преподавания технологии с практикумом» под редакцией Г.И. Кругликов; «Технология обработка металлов 5-9 классы» под редакцией Е.М. Муравьев; «Технология 5 кл.» под редакцией В.Д. Симоненко
  2. Тищенко А.Т, Симоненко В. Д., Технология : индустриальные технологии 5 класс (вариант для мальчиков) М.: Вентана-Граф, 2012.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!