Всемирная история Нового времени. Раздел 1. Тема 1. Перывый вариант урока
Форма урока: урок-конференция
ПЛАН:
1. Предпосылки зарождения новой европейской науки
2. Великие мечтатели
- Томас Мор (1478-1535). «Утопия», 1516 г.
- Эразм Роттердамский (1469-1536). «Похвала глупости», 1509 г.
- Ульрих фон Гуттен (1488-1523). «Письма темных людей» Томмазо Компанелла (1568-1639). «Город солнца»
3. Новые шаги в постижении тайн природы:
а) «Вселенная глазами Н. Коперника (1473-1543), Т.Браге (1546-1601), И.Кеплера (1571-1630), Д. Бруно» (1548-1600), Г. Галилея (1564-1642).
б) «Вклад И. Ньютона (1643-1727) в создание новой картины мира».
в) «У. Гарвей о кровообращении и зарождении жизни».
г) «Р. Декарт и Б.Спиноза — основоположники науки и философии Нового времени».
Просмотр содержимого документа
«План конспект урока "Тема: Утверждение новой культуры. Формирование научной картины мира"»
Урок № 3-4
Тема: Утверждение новой культуры. Формирование научной картины мира
Цели и задачи:
Раскрыть понятие «гуманизм» в контексте истории нового времени и его современное значение; показать актуальность и современность воззрений гуманистов; значимость приоритета общечеловеческих ценностей для формирования собственных взглядов на человека и мир.
Проследить зарождение, становление и развитие новой европейской науки.
Познакомить учащихся с выдающимися европейскими философами и учеными XVI-XVII вв., их трудами и открытиями.
Формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с документальным материалом; умение сравнивать, анализировать, делать выводы; слушать, доказывать свою точку зрения, принять другую точку зрения, если она убедительна; подготовить доклад, предъявить результаты своей работы
Форма урока: урок-конференция
Приемы деятельности учителя: организация урока-конференции (индивидуальные доклады).
План урока:
1. Гуманизм - философская система, провозглашающая новое отношение к миру, природе, человеку.
2. Великие мечтатели – Томас Мор, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Томмазо Кмпанелла.
3. Новые шаги в постижении тайн природы:
а) Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея.
б) Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира.
в) У. Гарвей о кровообращении и зарождении жизни.
г) Р. Декарт и Б.Спиноза — основоположники науки и философии Нового времени.
Проблемные задания
Подумайте, какие из сформировавшихся к XVIII в. представлений о мире и человеке сохранились до настоящего времени.
Ход урока:
1. Кто такие гуманисты?
2. Почему культура нового времени получила название «культура Возрождения»?
Урок-конференция (выступление с докладами)
Ученый (мыслитель) | Страна | Основные идеи, открытия |
| | |
ПЛАН:
1. Предпосылки зарождения новой европейской науки
2. Великие мечтатели
Томас Мор (1478-1535). «Утопия», 1516 г.
Эразм Роттердамский (1469-1536). «Похвала глупости», 1509 г.
Ульрих фон Гуттен (1488-1523). «Письма темных людей» Томмазо Компанелла (1568-1639). «Город солнца»
3. Новые шаги в постижении тайн природы:
а) «Вселенная глазами Н. Коперника (1473-1543), Т.Браге (1546-1601), И.Кеплера (1571-1630), Д. Бруно» (1548-1600), Г. Галилея (1564-1642).
б) «Вклад И. Ньютона (1643-1727) в создание новой картины мира».
в) «У. Гарвей о кровообращении и зарождении жизни».
г) «Р. Декарт и Б.Спиноза — основоположники науки и философии Нового времени».
4. Выводы:
XVI в. – противоречивая эпоха, которую можно расценить как «клуб гениев»; время перемен, расшатывания феодального и религиозного мировоззрения и установления буржуазного гуманизма.
Одна из главных идей и великая мечта людей – свобода.
5. Домашнее задание. Внести информацию в таблицу
Ученые и мыслители | Страна | Основные идеи, открытия | Влияние на формирование взглядов |
Николай Коперник (1473—1543) | Польша | Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси | Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной |
Джордано Бруно (1548—1600) | Италия | Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края | Разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира |
Галилео Галилей (1564—1642) | Италия | С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики | Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной |
Исаак Ньютон (1642—1727) | Англия | Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений | Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики |
Уильям Гарвей (1578—1657) | Англия | Открыл секрет кровообращения и показал роль сердца в этом процессе. Создал теорию о зарождении жизни | Открытия Гарвея дали людям научные представления о кровообращении и зарождении жизни |
Бенедикт Спиноза | Англия | Считал, что природа тождественна богу и создала себя сама | Сформулировал основы взаимоотношения между государством и человеком на основе «естественных неотчуждаемых прав человека» |
Ренэ Декарт (1596—1650) | Франция | Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании | Основоположник науки и философии Нового времени. Защищая принципы бесконечности Вселенной, способствовал укреплению новых представлений о мире. Считал, что наука должна приносить людям практическую пользу. Его учение о роли разума в познании возвышало человека |
.