Галогены. Общая характеристика галогенов
Цель : повторить свойства неметаллов, систематизировать и углубить знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах галогенов.
Оборудование:
Индивидуальные ученические наборы оборудования и реактивов ( растворы: бромида калия, йодида калия, хлорная вода, хлорида калия, бромная вода, бензин, спирт.)
персональный компьютер, медиапроектор, диск с презентацией “Общая характеристика галогенов».
лист индивидуальной работы учащихся с напечатанными на нем заданиями для каждого ученика;
Тип урока: урок – изучение нового материала
Ход урока.
Организационный этап. (Слайд 1)
Сегодня на уроке нам предстоит познакомится с веществами , соединения которых вам могут быть известны это - поваренная соль, тефлон, йодная настойка, морская капуста и даже морской воздух все эти вещества содержат…… галогены. Тема урока : «Галогены. Общая характеристика галогенов» здесь заканчивается текст первого слайда( слайд 2)
Сегодня на уроке мы также повторим свойства неметаллов, а также более подробно познакомиться с самыми яркими представителями неметаллов: галогенами, повторим строение атомов галогенов дадим общую характеристику простых веществ галогенов, выучим их физические и химические свойства, историю открытия галогенов. Здесь заканчивается текст второго слайда ( слайд 3)
II. Актуализация знаний.
1.Галогены относятся к неметаллам. Дайте характеристику общим физическим свойствам, которые характерны для неметаллов и металлов.
Задание в приложении 1.
Вариант - 1 выписывает номера утверждений, характеризующих свойства неметаллов, вариант- 2 - металлов. Далее учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения на слайде. Здесь заканчивается текст третьего слайда ( слайд 4)
Здесь заканчивается текст четвертого слайда ( слайды 5-8)
2.Охарактеризуйте галогены по положению в Периодической системе химических элементов . Здесь заканчивается текст восьмого слайда ( слайд 9)
III. Изучение нового материала.
1. Распространенность галогенов в природе.
галогены имеют высокую реакционную способность, поэтому встречаются в природе обычно в виде соединении. Здесь заканчивается текст девятого слайда ( слайд 10)
Их распространённость в земной коре уменьшается при увеличении атомного радиуса от фтора к иоду. Фтор, хлор, бром и иод производятся в промышленных масштабах.
В природе эти элементы встречаются в основном в виде галогенидов (за исключением иода, который также встречается в виде иодата натрия или калия в месторождениях нитратов щелочных металлов . Поскольку многие хлориды, бромиды и иодиды растворимы в воде, то эти анионы присутствуют в океане. Основным источником фтора является фторид кальция , который очень малорастворим и находится в осадочных породах (как флюорит CaF2). Здесь заканчивается текст десятого слайда ( слайд 11)
1.Физические свойства галогенов.
В подгруппе сверху вниз с ростом атомного номера закономерно изменяются физические свойства простых веществ – галогенов .
От фтора к йоду растет плотность, Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда ( слайд 12)
Повышаются температуры плавления, кипения. Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда ( слайд 13)
Усиливается интенсивность окраски.
Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда ( слайд 14)
Фтор – ядовитый газ светло- зеленого цвета.
Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда ( слайд 15)
Хлор – ядовитый, легко сжижающийся газ желто – зеленого цвета.
Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда ( слайд 16)
Бром – токсичная тяжёлая жидкость красно – бурого цвета.
Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда ( слайд 17)
Йод твердое кристаллическое вещество , с металлическим блеском, даже при слабом нагревании легко переходит в пар интенсивно – фиолетового цвета, который при охлаждении снова превращается в кристаллы. Переход из твёрдого состояния в газообразное называется возгонкой.
Все галогены обладают очень резким удушливым запахом .Галогены малорастворимы в воде , их растворимость от хлора к йоду уменьшается. Фтор активно взаимодействует с водой, а бором и йод хорошо растворяются в бензине, хлороформе и спирте. Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда
Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда ( слайд 18)
2. Строение атомов галогенов. (Беседа с учащимися с осуществлением записей основных моментов в тетради.
Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома;
Изменение радиуса атомов и окислительно-восстановительных свойств галогенов в подгруппе;
Возможные степени окисления.
Тип химической связи
Тип кристаллической решетки
Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда ( слайд 19)
Проверка.
Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда ( слайд 20)
3. Химические свойства галогенов.
Галогены типичные окислители.
Здесь заканчивается текст двадцатого слайда ( слайд 21)
Окислительные и неметаллические свойства галогенов уменьшается в ряду от фтора к йоду.
Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда ( слайд 22)
Сверху вниз в подгруппе с увеличением атомного номера и радиуса уменьшается способность галогена присоединять электроны. Поэтому более активный галоген вытесняет менее активный из его соединений с металлами или водородом.
Например: 2KI + Br2 = 2 KBr + I2 ,
Но ионы галогенов способны отдавать электроны , являясь восстановителями .
2 г- – 2 е- = г2 окисление, восстановитель.
Здесь заканчивается текст двадцать второго слайда ( слайд 23)
С водородом галогены образуют летучие водородные соединения НГ , которые хорошо растворяются в воде.
Водные растворы НГ являются кислотами, сила которых растет от HF к HI
Устойчивость летучих галогеноводородов от HF кHI уменьшается.
Восстановительная способность ионов г- увеличивается в ряду :
F- Cl- Br- I-.
Таким образом, сходство галогенов определяет одинаковое строение внешнего уровня, а различие объясняется разным радиусом их атомов.
Здесь заканчивается текст двадцать третьего слайда ( слайд 24)
4. Лабораторный опыт №2
Инструктаж по т. б.
Вытеснение одних галогенов другими из соединений ( галогенидов).
Инструкция по выполнению опыта смотри в учебнике стр. 61. Опыты 2.1. и 2.2.
Проведите опыты и запишите соответствующие уравнения в тетради.
Проверку делаем на доске.
Здесь заканчивается текст двадцать четвертого слайда ( слайд 25)
5. Лабораторный опыт № 3.
Инструкция стр. 61. Растворимость йода в органических растворителях .
Проведите опыты, сделайте выводы, запишите их в тетради.
Здесь заканчивается текст двадцать пятого слайда ( слайды26, 27,28)
IV. Закрепление. Задание на слайдах ,
и на индивидуальных листах.
V. Поведение итогов. Оценивание активно работающих учащихся.
Сбор тетрадей. Для проверки.
Здесь заканчивается текст двадцать восьмого слайда ( слайд 29)
VI. Задание на дом : учить §, выполнить упражнения 1-.
Литература и источники информации
Приложение 1.
1. Ковкость.
2. Существование аллотропных видоизменений.
3. Металлический блеск.
4. Газообразное агрегатное состояние.
5. Могут быть и окислителями и восстановителями.
6. Пластичность.
7. Низкая температура кипения.
8. Хорошая электропроводность.
9. Большой радиус атома.
10. Молекулярная кристаллическая решетка.
11. Атомная кристаллическая решетка.
12. Хорошая теплопроводность.
13. Ковалентная неполярная связь в молекуле.
14. Восстановители.
15. Содержат от 4 до 8 электронов на внешнем уровне.