СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 10 классе "Галогены. Общая характеристика галогенов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока в 10 классе "Галогены. Общая характеристика галогенов"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 10 классе "Галогены. Общая характеристика галогенов"»

Галогены. Общая характеристика галогенов

Цель : повторить свойства неметаллов, систематизировать и углубить знания о галогенах на основании их сравнительной характеристики. Сформировать понятие о физических и химических свойствах галогенов.

Оборудование:

  • Индивидуальные ученические наборы оборудования и реактивов ( растворы: бромида калия, йодида калия, хлорная вода, хлорида калия, бромная вода, бензин, спирт.)

  • персональный компьютер, медиапроектор, диск с презентацией “Общая характеристика галогенов».

  • лист индивидуальной работы учащихся с напечатанными на нем заданиями для каждого ученика;

Тип урока: урок – изучение нового материала

Ход урока.

  1. Организационный этап. (Слайд 1)

Сегодня на уроке нам предстоит познакомится с веществами , соединения которых вам могут быть известны это - поваренная соль, тефлон, йодная настойка, морская капуста и даже морской воздух все эти вещества содержат…… галогены. Тема урока : «Галогены. Общая характеристика галогенов» здесь заканчивается текст первого слайда( слайд 2)

Сегодня на уроке мы также повторим свойства неметаллов, а также более подробно познакомиться с самыми яркими представителями неметаллов: галогенами, повторим строение атомов галогенов дадим общую характеристику простых веществ галогенов, выучим их физические и химические свойства, историю открытия галогенов. Здесь заканчивается текст второго слайда ( слайд 3)

II. Актуализация знаний.

1.Галогены относятся к неметаллам. Дайте характеристику общим физическим свойствам, которые характерны для неметаллов и металлов.

Задание в приложении 1.

Вариант - 1 выписывает номера утверждений, характеризующих свойства неметаллов, вариант- 2 - металлов. Далее учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения на слайде. Здесь заканчивается текст третьего слайда ( слайд 4)

Здесь заканчивается текст четвертого слайда ( слайды 5-8)

2.Охарактеризуйте галогены по положению в Периодической системе химических элементов . Здесь заканчивается текст восьмого слайда ( слайд 9)

III. Изучение нового материала.

1. Распространенность галогенов в природе.

галогены имеют высокую реакционную способность, поэтому встречаются в природе обычно в виде соединении. Здесь заканчивается текст девятого слайда ( слайд 10)

Их распространённость  в земной коре уменьшается при увеличении атомного радиуса  от фтора к иоду. Фтор, хлор, бром и иод производятся в промышленных масштабах.

В природе эти элементы встречаются в основном в виде галогенидов  (за исключением иода, который также встречается в виде иодата натрия или калия  в месторождениях нитратов  щелочных металлов . Поскольку многие хлориды, бромиды  и иодиды растворимы  в воде, то эти анионы  присутствуют в океане. Основным источником фтора является фторид кальция , который очень малорастворим и находится в осадочных породах (как флюорит  CaF2). Здесь заканчивается текст десятого слайда ( слайд 11)

1.Физические свойства галогенов.

В подгруппе сверху вниз с ростом атомного номера закономерно изменяются физические свойства простых веществ – галогенов .

От фтора к йоду растет плотность, Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда ( слайд 12)

Повышаются температуры плавления, кипения. Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда ( слайд 13)

Усиливается интенсивность окраски.

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда ( слайд 14)

Фтор – ядовитый газ светло- зеленого цвета.

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда ( слайд 15)



Хлор – ядовитый, легко сжижающийся газ желто – зеленого цвета.

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда ( слайд 16)



Бром – токсичная тяжёлая жидкость красно – бурого цвета.

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда ( слайд 17)



Йод твердое кристаллическое вещество , с металлическим блеском, даже при слабом нагревании легко переходит в пар интенсивно – фиолетового цвета, который при охлаждении снова превращается в кристаллы. Переход из твёрдого состояния в газообразное называется возгонкой.

Все галогены обладают очень резким удушливым запахом .Галогены малорастворимы в воде , их растворимость от хлора к йоду уменьшается. Фтор активно взаимодействует с водой, а бором и йод хорошо растворяются в бензине, хлороформе и спирте. Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда ( слайд 18)

2. Строение атомов галогенов. (Беседа с учащимися с осуществлением записей основных моментов в тетради.

  • Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома;

  • Изменение радиуса атомов и окислительно-восстановительных свойств галогенов в подгруппе;

  • Возможные степени окисления.

  • Тип химической связи

  • Тип кристаллической решетки

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда ( слайд 19)

Проверка.

Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда ( слайд 20)



3. Химические свойства галогенов.

Галогены типичные окислители.

  • Почему галогены могут проявлять окислительные свойства?

Здесь заканчивается текст двадцатого слайда ( слайд 21)





Окислительные и неметаллические свойства галогенов уменьшается в ряду от фтора к йоду.

Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда ( слайд 22)

Сверху вниз в подгруппе с увеличением атомного номера и радиуса уменьшается способность галогена присоединять электроны. Поэтому более активный галоген вытесняет менее активный из его соединений с металлами или водородом.



Например: 2KI + Br2 = 2 KBr + I2 ,

Но ионы галогенов способны отдавать электроны , являясь восстановителями .

2 г- – 2 е- = г2 окисление, восстановитель.

Здесь заканчивается текст двадцать второго слайда ( слайд 23)

С водородом галогены образуют летучие водородные соединения НГ , которые хорошо растворяются в воде.

Водные растворы НГ являются кислотами, сила которых растет от HF к HI

Устойчивость летучих галогеноводородов от HF кHI уменьшается.

Восстановительная способность ионов г- увеличивается в ряду :

F- Cl- Br- I-.

Таким образом, сходство галогенов определяет одинаковое строение внешнего уровня, а различие объясняется разным радиусом их атомов.

Здесь заканчивается текст двадцать третьего слайда ( слайд 24)

4. Лабораторный опыт №2

Инструктаж по т. б.

Вытеснение одних галогенов другими из соединений ( галогенидов).

Инструкция по выполнению опыта смотри в учебнике стр. 61. Опыты 2.1. и 2.2.

Проведите опыты и запишите соответствующие уравнения в тетради.

Проверку делаем на доске.

Здесь заканчивается текст двадцать четвертого слайда ( слайд 25)

5. Лабораторный опыт № 3.

Инструкция стр. 61. Растворимость йода в органических растворителях .

Проведите опыты, сделайте выводы, запишите их в тетради.

Здесь заканчивается текст двадцать пятого слайда ( слайды26, 27,28)

IV. Закрепление. Задание на слайдах ,

и на индивидуальных листах.

V. Поведение итогов. Оценивание активно работающих учащихся.

Сбор тетрадей. Для проверки.

Здесь заканчивается текст двадцать восьмого слайда ( слайд 29)

VI. Задание на дом : учить §, выполнить упражнения 1-.

Литература и источники информации



















Приложение 1.

1. Ковкость.

2. Существование аллотропных видоизменений.

3. Металлический блеск.

4. Газообразное агрегатное состояние.

5. Могут быть и окислителями и восстановителями.

6. Пластичность.

7. Низкая температура кипения.

8. Хорошая электропроводность.

9. Большой радиус атома.

10. Молекулярная кристаллическая решетка.

11. Атомная кристаллическая решетка.

12. Хорошая теплопроводность.

13. Ковалентная неполярная связь в молекуле.

14. Восстановители.

15. Содержат от 4 до 8 электронов на внешнем уровне.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!