СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 9 классе по теме: "ТЕМА УРОКА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)-ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)-ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ.

 

Задачи:

  1.  Учебные: сформировать знания о составе Европейского Юга.

Оценить ЭГП Северного Кавказа; расширить представление об особенностях природных условий и природных ресурсах района.

  1.  Развивающие: совершенствовать умение работать по типовому плану с целью выявления особенностей региона,  умение составлять экономико-географическую характеристику территории, давать характеристику ЭГП территории, называть и показывать на карте объекты номенклатуры, продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации,

     3. Воспитательные: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,

Оснащение: экономическая и физическая карты «Европейский Юг», карты «Плотность населения России» и «Народы России», план характеристики ЭГП района, план экономико-географической характеристики района, статистические данные по населению субъектов РФ.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 9 классе по теме: "ТЕМА УРОКА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)-ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ".»

ТЕМА УРОКА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)-ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЙОНА, ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ.


Задачи:

  1. Учебные: сформировать знания о составе Европейского Юга.

Оценить ЭГП Северного Кавказа; расширить представление об особенностях природных условий и природных ресурсах района.

  1. Развивающие: совершенствовать умение работать по типовому плану с целью выявления особенностей региона, умение составлять экономико-географическую характеристику территории, давать характеристику ЭГП территории, называть и показывать на карте объекты номенклатуры, продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации,

3. Воспитательные: Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся,

Оснащение: экономическая и физическая карты «Европейский Юг», карты «Плотность населения России» и «Народы России», план характеристики ЭГП района, план экономико-географической характеристики района, статистические данные по населению субъектов РФ.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка отсутствующих на уроке.

(1 мин.)

Проверка знаний и умений по теме «Европейский Север».

(5 мин.)

  1. Тестирование. Тест 17. «Северный район».

  2. Проверка задания на установление соответствия городов Европейского Севера их специализации. Показать на карте города.

Города Европейского

Севера

Специализация города

1.Архангельск

2. Плесецк

3. Великий Устюг

4. Северодвинск

5. Кандалакша

6. Череповец

7. Вологда

8. Воркута

9. Североморск

10. Мурманск

11. Петрозаводск

12. Сыктывкар


1) Крупнейший космодром на территории России.

2) Крупнейший лесной порт России.

3) Крупнейший из городов мира, находящихся за полярным кругом.

4) Центр угледобычи.

5) Центр производства атомных подводных лодок

6) Город, в котором находится крупнейший ЦБК.

7) Центр чернения по серебру, «родина» Деда Мороза

8) Центр алюминиевой промышленности

9) Город, в котором находится крупнейший металлургический комбинат полного цикла.

10) Главная военно-морская база Северного флота

11) Центр производства знаменитого сливочного масла

12) Крупный центр производства тракторов для лесной промышленности



  1. Вводная беседа. (2 мин.)


Учитель. Сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России – Северного Кавказа. На этом уроке мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами CК.

Вводная беседа должна мотивировать учебную деятельность учащихся. Учитель знакомит учащихся с планом урока и задачами, которые необходимо решить в процессе учебной деятельности. Одним из средств мотивации может служить диалог учителя и учащихся об особенностях Северного Кавказа, его отличительных чертах. Вы можете составить цепочку ассоциаций, связанных с данным экономическим районом. В первую очередь это конечно - уникальные рекреационные ресурсы, многонациональность, нестабильность национально-политической и религиозной обстановки, высокотоварное сельское хозяйство. На этих представлениях и будет строиться наша дальнейшая работа по изучению Европейского Юга.


III. Изучение нового материала. (20 мин.)


  1. Состав Европейского Юга вы изучите по экономической карте района самостоятельно. Результаты заносятся в заранее заготовленную таблицу, вам надо подобрать пары «субъект-административный центр» и затем озвучить.

Проведем устную проверку записей в тетради. После выполнения работы по одному выходите к карте, показываете и называете субъекты Северного Кавказа, а также их административные центры. (10 мин.)

  1. Экономико-географическое положение района тоже характеризуется по уже известному плану. (10 мин.)


Учитель. Северный Кавказ-это самый южный приморский район России. Он расположен в европейской части на перешейке между морскими бассейнами: Черноморско-Азовским и Каспийским. Природные ландшафты СК многообразны. Здесь есть и горные хребты и степные равнины, бурные горные реки и пересыхающие озера, оазисы субтропической растительности на черноморском побережье и холодные снежные вершины Кавказских гор. Самая высокая точка России-г.Эльбрус (Кабардино-Балкария).

Территория Северного Кавказа в процентном соотношении от территории страны составляет 2 %, население – 12 %. В состав района включены 7 республик (Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан), 2 края (Краснодарский и Ставропольский) и 1 область (Ростовская).


Особенности ЭГП района: два различных типа территории – горы и равнины; запасы вольфрамово-молибденовых руд, месторождения свинцово-цинковых руд, месторождения нефти и газа, запасы углей; благоприятный климат; агроклиматические ресурсы равнинной территории, н-р: черноземы Предкавказья.

На территории Северного Кавказа проживают, кроме русского населения, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, калмыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, казаки. В настоящее время имеют место межнациональные территориальные конфликты, возникающие на политической почве. Это связано с историей заселения территории, уходящей в далёкое прошлое, со столетней войной, закончившейся лишь в 1864 году, с массовыми переселениями кавказских народов.

  • Северный Кавказ – единственный в России район, имеющий выход к бассейнам трёх южных морей: Азовского, Чёрного, Каспийского. Каковы, на ваш взгляд, перспективы морских торговых связей региона? Что необходимо предпринять для их развития?

Итак, главная специализация хозяйства района – агропромышленное производство. Здесь развиты все три звена АПК. Развита угледобыча, чёрная металлургия, металлоёмкое машиностроение, химическая промышленность, художественные промыслы.

После распада СССР значение Кавказа для России усиливается (выход к тёплым морям, район субтропического климата, зона эффективного сельского хозяйства). Сохранение политической стабильности, мирное разрешение всех этнополитических и экономических противоречий между народами Северного Кавказа – главная задача перспективного развития региона.


План характеристики ЭГП района

Экономико-географическое положение района.

1. Состав

1.Краснодарский край-Краснодар

2. Ставропольский край-Ставрополь

3. Ростовская область-Ростов-на-Дону

4. Республика Дагестан-Махачкала

5. Республика Адыгея-Майкоп

6. Республика Кабардино-Балкария-Нальчик

7. Республика Карачаево-Черкессия-Черкесск

8. Республика Северная Осетия-Алания –Владикавказ

9. Республика Ингушетия – Магас

10. Республика Чечня-Грозный.

2. Площадь района

355,1 км ²

3. Особенности ЭГП района.

1. Пограничное. Грузия, Азербайджан.

2. Поволжский, Центрально-Черноземный.

3. Приморское. Черное,Азовское и Каспийское моря. Благоприятные условия навигации.

4. Близость КМА.

5. Автомобильные и железные дороги пересекают район с севера на юг и с запада на восток, развита сеть трубопроводов и линий электропередач. Морской транспорт связывает район со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Южной Европы.

6. После распада СССР район стал приграничным.

7. ЭГП выгодное.



IV. Закрепление. (2 мин.)

Учитель задает вопросы, ученики устно отвечают.

Ответить на вопросы.

а) Южная крайняя точка России.

б) В состав района входят 2 края, какие ….

в) Крупнейшие города района - ….

г) Главное богатство Предкавказья - черноземы

д) По своим границам на суше Северный Кавказ соседствует с 3-мя странами СНГ ….

Домашнее задание: читать параграф 46; географическая номенклатура «Европейский Юг»;

подготовить сообщения о народах Северного Кавказа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!