СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеклассного мероприятия по МХК "Рождества волшебный свет"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может использоваться в качестве внеклассного мероприятия накануне рождественских праздников.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеклассного мероприятия по МХК "Рождества волшебный свет"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

внеклассного мероприятия по мировой художественной культуре


«РОЖДЕСТВА ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ»

Конкурс знатоков мировой и русской культуры и искусства


Цели:

  • заинтересовать содержанием тем и актуальностью вопросов и проблем, изучаемых в курсе МХК;

  • способствовать процессу приобщения учащихся к миру прекрасного, различным видам искусства, русской и мировой культуре;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру;

  • содействовать развитию творческих способностей;

  • выявлять талантливых учащихся.

Зрительный ряд: презентация с репродукциями картин, архитектурных памятников на слайдах.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,

Форма проведения: познавательная игра с использованием ИКТ.


Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Познавательная игра.

Слайд 1. Основание в Суздале деревянной соборной церкви во имя Рождества Христова приписывается еще Владимиру Святому. Первый каменный собор в Суздале построил Владимир Мономах. Построенный Мономахом храм стал оплотом православной церкви в крае, куда только-только пришло христианство.
Существующий белокаменный собор Рождества Богоматери в Суздале был заложен великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем и епископом Симоном в 1222 году. Он построен на месте прежнего храма, заложенного Владимиром Мономахом и перестроенного при Юрии Долгоруком. Фрагменты этих сооружений вошли в объем нового Рождественского собора. В 1225 году строительство собора было закончено. Ныне он является единственным памятником Суздаля домонгольской эпохи, правда, сохранившимся далеко не полностью — от белокаменного Рождественсткого собора 1222—1225 годов остались только стены нижней части. Верх храма переложен в XVI веке из кирпича.

Слайд 2. Суздальский Рождественский собор славится на весь мир своими «Златыми вратами». Это — вершина владимиро-суздальского прикладного искусства, совершенно уникальное произведение древнерусских мастеров. Врата Рождественского собора, созданные в 20—30-х годах XVIII века, состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин (клейм) по две пластины в ряду, обитых снаружи медными листами, образующими 56 клейм. Стыки пластин прикрыты металлическими накладными валиками. Ручки дверей изготовлены в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.
Пластины, валики и другие детали врат покрыты великолепными золочеными рисунками — изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы, орнаментом. Изображения выполнены в сложной и своеобразной технике огневого золочения: пластина покрывается черным лаком, рисунок процарапывается иглой, его линии травятся кислотой и затем заполняются амальгамой из тонкого листового золота и ртути, которая испаряется от жара, расплавляющего золото. Мягко сияя золотом на темном бархатистом фоне лака, врата производят незабываемое впечатление своим чудесным узорочьем, в котором гармонично вырисовывается каждый отдельный мотив, каждая фигура. Суздальские врата напоминают гигантские золотые иконы, заключенные в белокаменный резной киот.
«Златые врата» суздальского собора прочно вошли в историю русского искусства.
Слайд 3. Храм-памятник Рождества Христова— первый памятник болгаро-русской дружбе, на территории Болгарии. Находится на южной стороне Шипкинского перевала, в окрестности города Шипка. Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены 34 мраморные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также именами русских солдатов и офицеров, и болгарских ополченцев, павших при обороны Шипки и в боях у городов Казанлык и Стара-Загора. В саркофагах в крипте храма покоятся останки героев. Колокола отлиты в России — на их производство российское военное ведомство выделило около 30 тонн стреляных гильз. Самый большой колокол весит 11 643 кг и является личным подарком императора Николая II.

Идея храма, его замысел принадлежит Ольге Николаевне Скобелевой, матери прославленного генерала Скобелева. Замысел стал всенародным делом, средства на его реализацию стекались от гражданских и военных организаций, многочисленных жертвователей, обыкновенных граждан России и Болгарии.

Строительство по проекту архитектора А. О. Томишко началось в 1885 и окончилось в 1902. В составе комитета П. А. Васильчиков, В. П. Мелницки, принц Алексей Николаевич Церетелев, принц Евгений Михайлович Лихтенберский и другие.

Храм-памятник состоит из церкви, монастырского корпуса, гостиницы для паломников, приюта и духовной семинарии. Храм крестокупольный, с квадратным наосом и тремя апсидами. Его облик навеян мотивами ярославской школы церковной архитектуры XVII в.

Официальная церемония открытия состоялась 27 сентября 1902 г., граф Игнатьев произнёс торжественную речь, по случаю 25-ой годовщины шипкинской эпопеи. Специально для этого случая из России прибыла имперская делегация, в состав которой входили Михаил Иванович Драгомиров, Николай Григорьевич Столетов, Константин Чиляев, граф Михаил Павлович Толстой и другие.

Внутренняя роспись храма произведена в 1959 году при Святейшем Патриархе Алексии I на средства Московской Патриархии художником Н. Е. Ростовцевым с коллективом художников.

Слайд 4. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества́ Христо́ва) в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (ныне улица Волхонка). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года, храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.

Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

Слайд 5. Храм Рождества Христова в Измайлове — православный храм Преображенского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры. Храм расположен в районе Измайлово Восточного административного округа города Москвы, назван в честь Рождества Христова — одного из главных христианских праздников. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово. Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером Сергием Рожковым в 1678 году. В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список иконы Божией матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма). В 1854—1927 годах икона находилась в Покровском соборе Измайлова, ныне хранится в южном приделе храма. Сам список выполнен, по одним данным, в Оружейной палате Кремля в 1649 году, по другим — в 1670-е годы для дворцовой церкви царевича Иоасафа. В церкви имеется ряд других почитаемых икон: Владимирская с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», великомученик Пантелеимон (афонского письма), иконы Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей.

Слайд 6. Базилика Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Слайд 7. Вифлеемская звезда. Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа».

Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда в Церкви Рождества. Серебряная звезда на полу символизирует то место, где родился Иисус. Пол мраморный, над звездой находятся 15 светильников, шесть принадлежит православным, пять армянам и четыре католикам.

Слайд 8. Церковь Рождества Христова в Ярославле - вторая из сохранившихся каменных церквей на ярославском посаде. В архитектуре этого храма использованы совершенно необычные и уникальные приемы, которые больше не встречаются в ярославском зодчестве.

Слайд 9. Церковь Рождества Христова интересна как первый храм в Ярославле, где в декор стен были введены изразцы. Изразцовые вставки украшали фасады крыльца и галерей и парапеты надвратной церкви-колокольни. Раньше венчающее храм пятиглавие было покрыто яркой глазурованной черепицей самых разнообразных оттенков зеленого и желтого цвета.

Но самым необычным было украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью, опоясывающей четверик под основанием закомар. Такой прием довольно редко встречается в русском каменном зодчестве предыдущего времени, а здесь он еще сочетается с уникальным текстом. Обычно в таких случаях упоминаются имена светских и духовных правителей, в правление которых церковь построена и освящена. Но Гурьевы осмелились вписать сюда и свои мирские имена.

Слайд 10. Колокольня - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре.

В 50-е гг. XVII века над воротами ограды возвели шатровую церковь-колокольню, уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Ее высота — 38,34 м. Колокольня − прямоугольная в плане, от земли поднимается массивный четверик, во втором ярусе которого расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива, окруженная открытой галереей.

На четверике стоит восьмерик, прорезанный большими "звонами" — проемами для колоколов. Над восьмериком устремился ввысь стройный шатер. По бокам этого шатра на восточной стороне поставлены две небольших шатровых башенки, которые усиливают впечатление устремленности всего здания ввысь. Одна из башен когда-то была предназначена для часового механизма и имела специальную шахту для гирь, в другой была лестница на колокольню.

Слайд 11. Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. Необходимость строительства в Риге нового кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практическая реализация этой идеи стала осуществляться только спустя сто лет. С благословения епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина) в семидесятых годах XIX века был начат сбор пожертвований на будущий храм. Спустя полгода князь Багратион, будучи генерал - губернатором Прибалтийского края, направил ходатайство министру внутренних дел Рос­сии о строительстве в Риге достойного кафедрального собора.

1 сентября 1873 года над Ригой разразилась ураганная буря. Один из ударов молнии пришелся на Петропавловский собор. Рухнул верхний карниз колокольни. Огнем уничтожило часть росписи. Во многих местах исчезла позолота. Без сте­кол остались верхние окна. Собор, и без того крайне тесный и скромный по убранству, стал требо­вать значительного ремонта. Это обстоятельство ускорило решение вопроса. 17 апреля 1874 года, по повелению Александра II, Рижской епархии выделяется 900 тыс. рублей.

К тому времени три известных рижских архитектора Я.-Ф. Бауман, Г. Шель и Р. Пфлуг уже завер­шили работу над своими проектами будущего собора. Каждый проект проходил в Риге, Санкт-Петербурге и Москве компетентную экспертную оцен­ку. В итоге, в декабре 1875 года, на проекте академика Пфлуга была начертана резолюция Алексан­дра II: «Приступить к сооружению...»

К началу 80-х годов XIX века сооружение здания было уже практически завершено. Но в это время Александр III прислал в дар храму 12 колоколов. Самый большой, во имя Александра Невско­го, весил более 800 пудов. Отливались колокола на заводе московского купца Николая Дмитриевича Финландского одним из выдающихся мастеров конца XIX века Ксенофонтом Веревкиным.

Этот ансамбль колоколов требовал специального архитектурного решения по их размещению. Р. Пфлугу было заказано дополнительное проектирование. Проект архитектора оказался весьма удач­ным. Колокольня над главным входом в храм создавала особую перспективу. Выполненная в еди­ном с собором архитектурном стиле, она придавала большую объемность зданию.

Через восемь лет строительство храма было полностью завершено. 24 апреля 1884 года состоя­лась передача его в ведение духовного ведомства. А в субботу, 27 октября 1884 года, над Ригой впервые раздался звон всех 12 колоколов собора Рождества Христа Спасителя.

Слайд 12. Римская церковь Санта-Мария ин Трастевере (Церковь Святой Марии за Тибром) считается первым богородичным храмом Рима. Он был основан в 340 г. святым Калликстом, а его строительство закончилось при папе Юлии I. Интересно, что церковь сохранила свой первоначальный облик, несмотря на проводившиеся на протяжении веков многочисленные реставрационные работы. Окончательно облик храма сложился в XII в. при папе Иннокентии II. В это же время церковь была украшена мозаиками в византийском стиле.

Интерьер базилики Санта-Мария ин Транстевере представляет собой трехчастное пространство с разными колоннами и апсидой с мозаикой Пьетро Каваллини, выполненными в середине XII в. Первые изображения сцены рождения Сына Божьего относятся к IV в. Сюжет везде практически одинаков: под небольшим невесом в яслях лежит запеленатый младенец. Возле него стоят осел и вол, тут же видны Мария и Иосиф. Иногда в небе горит звезда, и в этом случае в сцене участвуют три волхва. Художники по разному трактовали рождение Христа. Одни опирались на слова евангелиста Матфея: "И, войдя в дом...", другие изображали навес или пещеру. В эпоху Возрождения дом изображался художниками в виде ветхой лачуги, которая символизировала Ветхий Завет, куда явился Христос, чтобы заменить его Новым Заветом. На мозаике в церкви Санта-Мария ин Трастевере Пьетро Каваллини изобразил рождение Христа в пещере. Эта фреска чрезвычайно интересна тем, что в ней соединились свидетельства трех евангелистов (Луки, Матфея, Иакова) с местными деталями.

Слайд 13. Перуджино Пьетро - итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель умбрийской школы. Испытал влияние Пьеро делла Франческа, нидерландских мастеров, а также А. Верроккьо, в мастерской которого во Флоренции работал с 1470 года. Живопись Перуджино отличается плавностью композиционных ритмов, лиризмом пейзажных фонов, изображающих холмистые дали Умбрии. Ясная уравновешенность пространственного построения, особая гармоничность и мягкая грациозность произведений Перуджино оказали влияние на его ученика Рафаэля.

Произведения, исполненные Перуджино, полны своеобразного религиозно-мечтательного настроения, в высшей степени проникнуты неподдельным и глубоким чувством благочестия, отличаются силой выражения благородных, необыкновенно привлекательных фигур и теплым, энергичным колоритом.

Слайд 14. Джорджоне - живописец итальянской (венецианской) школы. Он был ученик Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его теплого колорита, даже превзошел его в этих качествах, первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически придуманному, красивому, нечуждому натуральности пейзажу. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своею живописью сундуки, ларцы и фасады домов. Несмотря на кратковременность его жизни, у него было много учеников. Особенно замечательны произведения мастера: "Три философа", в венской галерее; "Концерт" в палаццо Питти, во Флоренции; "Святые Марк, Николай и Георгий, усмиряющие морскую бурю", в галерее академии художеств в Венеции, «Спящая Венера» и "Юдифь".

Слайд 15. Картина художника Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество». В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда. Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему. Эту священную сцену явления в мир Спасителя художник трактует как религиозную мистерию, излагая ее «простонародным» языком. Он сознательно примитивизирует формы и линии, дополняет интенсивные и пестрые краски обилием золота. Сандро прибегает к символике масштабных соотношений, увеличивая фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, и к символике деталей, таких как ветви мира, надписи на лентах, венки. Ангелы в небе кружат в экстатическом хороводе. Вихрь их одеяний обрисован пронзительно четкой линией. Фигуры отчетливо выступают на фоне голубизны и золота неба. На лентах, обвивающих ветви, читаются надписи из молитвенных славословий: «На земле мир, в человецех благоволение» и другие.

Слайд 16. Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены как церковное Богослужение, так и иконы праздника.

Основными источниками иконографии Рождества Христова являются Евангелие и церковное предание. Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова можно увидеть в катакомбах древнего Рима и на христианских саркофагах, которые относят к IV веку.

В композиции иконы «Рождество Христово» обычно изображается несколько разновременных событий. В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на Них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти». Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (по преданию, находившиеся в пещере вол и осел стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца). Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богомладенцу. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу.

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Русские иконописцы следовали византийской традиции, но дополняли её различными подробностями: славословящие Христа ангелы, омовение Младенца, бегство Святого семейства в Египет. Преподобный Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий – знаменитые иконописцы не только Русской Церкви, но и всего Православия, оставили замечательные примеры иконографии Рождества Христова, которые ныне мы можем увидеть в Третьяковской галерее, Ферапонтовом монастыре, Троице-Сергиевой лавре.

Икона Рождества написана яркими красками. Это всё творение ликует о родившемся Христе. И на горках, как ступенечках, ведущих к небу, мы видим яркие блики Божественного света, озарившего вселенную, ведь Христос – Солнце правды, Свет, просвещающий мир.

Слайд 17. Дионисий Мудрый. С таким определением записано имя прославленного русского художника на страницах Патерика Иосифо-Волоколамского монастыря.

Дионисий – выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV – начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера.

Многочисленные исторические источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. Тематику творчества Дионисия определяют религиозно-философские идеи общественного служения и долга, особое понимание роли Руси в ходе истории. Работам Дионисия присущ уверенный, изящный рисунок, легкий, прозрачный колорит, особая согласованность и пластичность композиций. Образы, созданные Дионисием, наполнены совершенной духовной гармонией, представлением о грядущем мире Царствия Небесного.

Годы жизни Дионисия не установлены точно – родился около 1450, умер около 1520 года. Имел двух сыновей-иконописцев – Феодосия и Владимира, и третьего сына Андрея.

Расцвет деятельности знаменитого иконописца приходится на время работы в начале XVI века в северных монастырях Заволжья – в Белозерском и Вологодском краях. В этот период, в 1502 году, Дионисий вместе с сыновьями создает уникальный ансамбль фресок и икон Рождественского собора Ферапонтова монастыря – единственную сохранившуюся стенопись Дионисия. Только здесь творчество Дионисия представлено в подлинном, практически не измененном временем и людьми виде.

Слайд 18. "В русском искусстве нет художника, который был бы так всенародно популярен, как Репин. Это знают все, и может проверить каждый. Кто бы ни был, ваш собеседник, ...спросите его сразу, врасплох: "Кто знаменитейший из русских художников?", ответ будет один: Репин! Его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его, прежде всего. ... Он - воплощение национальной славы русской живописи. Он самый полномочный из ее представителей. В общенародном сознании, это - Русский Художник, с двух заглавных букв." (Эфрос А.М.)

Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана...

Слайд 19. Всем знакомы сказочные образы Виктора Васнецова: богатыри, Аленушка. Перед тем, как согласиться работать над росписями огромного собора, художник, «сказочник», сомневался. Но после окончания работ ему рукоплескали все, даже вечно недовольный критик Стасов.

В росписях Владимирского собора в Киеве Васнецов хотел создать нечто совершенно новое, рассказывающее о героической истории Руси: "Простолюдины не часто заходят в музеи и галереи, пусть при виде росписи они почувствуют праздник". Про образы пророков, святителей, князей и княгинь зрители потом говорили: "Это наши отцы... Они величественны и строги, но на них смотришь с таким же доверием и любовью, с каким маленький внук идет на руки деда". Пятнадцать огромных композиций, тридцать фигур. Наконец, он приступил к алтарной апсиде. Шероховатая поверхность стены словно уходила, уступая место золотому вечернему небу далекой Москвы... На его фоне появлялось красивое, нежное, озаренное внутренним светом лицо, с темными, полными печали и любви, ласковыми глазами. Лицо Той, Которую в детстве он называл Божьей Матушкой... Васнецов, выросший в сельском храме, прекрасно понимал, что русский человек может плохо знать Священное Писание, может вообще не уметь читать и уж, конечно, не разбираться в толкованиях святых отцов. Но спросите любого мужика из самой глухой деревни и он вам скажет, что после Бога нет для него любимей и родней на всем белом свете, чем Та, на Которую боятся смотреть херувимы и серафимы. Что крестьяне - это, на самом деле, христиане, и о том, что у каждого из них есть три матери - Матерь Божия, мать земля и та мать, что носила под сердцем. Кажется, Васнецов хотел вместе соединить все эти дорогие русскому сердцу образы.

Слайд 20. Михаил Васильевич Нестеров. Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны, то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты. Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Таково знаменитое "Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому; 1889-1890), написанное близ Абрамцево, - картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры, и типически-среднерусский пейзаж.

В конце 1890 года Нестеров приступил к росписи Владимирского собора в Киеве и работал там, почти без перерыва, вплоть до 1894 года. Ему было всего 23 года, когда он появился в храме. Это был самый молодой художник среди «соборян».

Художнику принадлежат четыре иконостаса нижних и верхних пределов (всего 16 фигур), два запрестольных стенных образа, а также «Богоявление» в крестильне. Если Васнецов изобразил веру активную, святую силу, то Нестерову удалось с удивительной правдивостью передать веру кроткую, пассивную, бессознательную, подобную теплящейся лампадке. Эти слова принадлежат писателю Владимиру Дедлову, наблюдавшему за трудом художников, расписывавших собор, на протяжении 10 лет.

Нестеров вспоминал: «Надолго остался у меня памятным первый день посещения собора, сыгравшего в моей жизни крупную роль, повернувшего жизнь по-своему, на новый лад, надолго изменивший мое художественное лицо как автора «Пустынника» и «Отрока Варфоломея»...» Речь о влиянии, оказанном на него Виктором Васнецовым, чей художественный гений с такой мощью был проявлен им во Владимирском соборе. К моменту приезда Нестерова росписи велись уже пять лет. Первоначально Нестеров работал по эскизам Васнецова. Вскоре ему предложили сделать эскизы к некоторым сюжетам, которые и были утверждены специальной комиссией. Кисти Нестерова принадлежат иконы в иконостасах – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, святой великомученицы Варвары, на хорах – фрески «Рождество» и «Воскресение», в крестильне – «Богоявление», в центральном пределе – на столпах - святых страстотерпецев Бориса и Глеба…

Слайд 21.

А.Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастух

Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,

И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Слайд 22.

А.Блок

Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый -
Младенца Дева родила.

На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.

И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

Слайд 23.

М.Лермонтов

Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.

Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.

Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.

Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.

Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.


Слайд 24.

Борис Пастернак.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА.

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.



Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.


Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.


Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.


А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.


Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.


Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.


Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.


За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.


И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.


Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи...
...Все яблоки, все золотые шары.


Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.


Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,
Сказали они, запахнув кожухи.


От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.


Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.


По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.


У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
-- А кто вы такие? -- спросила Мария.
-- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
-- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.


Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.


Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.


Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.


Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву
Как гостья, смотрела звезда Рождества.




  1. Подведение итогов. Рефлексия.

  2. Награждение победителей и призёров.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!