СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа и план рабобота по профилактики суицида.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сразу хочу сказать, что программа взята из сети интернет и адаптирована под нащу школу, а вот план в конце программы собраный и созданный мной.

Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.

При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Программа и план рабобота по профилактики суицида.»



Муниципальное казенное общеобразовательная организация

средняя общеобразовательная школа №3 п. Михайловка



утверждаю

директор школы____________ (Е.П.Алферова)

приказ№_________ от ___________________








ПРОГРАММА


по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения

«Выбери жизнь»






Срок реализации - 2022-2023 учебный год.








Составитель:
педагог-психолог

Гайдарёва Татьяна Александровна





р.п Михайловка 2022г.

  1. Пояснительная записка

Данная Программа направлена на обеспечение организации деятельности психолога по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и содержат описание модели профилактической работы по предотвращению рисков суицида и суицидальных намерений среди обучающихся общеобразовательных организаций.

При реализации данной программы поддерживается приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации.



    1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

  • Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");

  • Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);

  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

  • Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. №2106);

  • Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);

  • Федеральный Закон РФ от 24 июня 2010 г. №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

  • Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в ОУ Министерства образования и науки РФ от 18.01.16 №7-149;

  • Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида".















    1. Место и роль профилактики суицидального и саморазрушающего поведения в психолого-педагогическом сопровождении

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Самоубийства в Российской Федерации являются важной социальной проблемой национального масштаба. Уровень самоубийств в нашей стране остаётся одним из самых высоких в мире. По состоянию на апрель 2016 года он составляет 15,4 случаев суицида на 100 тыс. населения.

Одной из самых напряженных остается в нашей стране ситуация по самоубийствам среди подростков. По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. По числу случаев суицида среди молодых людей Россия входит в пятерку лидеров. По разным оценкам, мы занимаем первое или четвертое место. Так, по заявлению Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, согласно статистике, на 100 тыс. молодых людей в возрасте 15-19 лет приходится почти 20 случаев суицида, что превышает мировой показатель в 2,7 раза. Врачи констатируют, что из каждых 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет 2,5 кончают с собой, а из подростков 15-19 лет — 16,3. Среднемировая величина почти в три раза ниже.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы.

    1. Цели и задачи программы

Цель программы: профилактика суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения.

Задачи:

- разработка и проведение психологических мероприятий и проектов, направленных на профилактику суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;

- проведение комплекса мероприятий для выявления обучающихся группы лиц, склонных к суицидальному и саморазрушающему поведению и их комплексное психолого-педагогическое сопровождение (выявление причины склонности, психокоррекция поведения);

- осуществление психологического просвещения учащихся, педагогов, родителей (законных представителей) в области профилактики, причин, признаков и опасностей суицидального и саморазрушающего поведения;

- разработка психологических рекомендаций для учащихся, родителей и педагогов по устранению суицидального и саморазрушающего поведения учащихся общеобразовательного учреждения;

- повышение уровня самооценки, уровня социально – психологической адаптации детей и подростков.

- формирование осознанного и ответственного отношения к своей жизни и здоровью у учащихся общеобразовательного учреждения;

- оформление и ведение документации по реализации программы (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

    1. Теоретико-методологическая основа разработки Программы

Теоретико-методологической основой разработки Программы стали следующие теоретические концепции, предложенные ниже.

Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции. По мнению представителей этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими.Основатель индивидуальной психологии А. Адлер рассматривает суицид как результат кризиса, приводящей к регрессии, крайней стадией которого является суицидальная попытка.

К. Меннингер, разделяя точку зрения Фрейда, выделил три взаимосвязанных бессознательных механизма: месть/ненависть (желание убить), депрессия/ безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).

Точка зрения основателя трансактного анализа – Э.Берна, заключается в трактовке суицидального поведения как результата формирования и развития жизненного сценария под влиянием «родительских предписаний».

Согласно концепции автора теории личностных конструктов G.Kelli суицид – это акт, совершаемый с целью доказать достоверность своей жизни, либо акт ухода от действительности из-за «фатализма или тотальной тревоги».

Представители экзистенциально-гуманистического направления полагают, что основная причина самоубийства – утрата смысла жизни.

Авторы отмечают присутствие у суицидентов чувство невыносимой душевной боли, изолированности от общества, ощущение безнадёжности и беспомощности. А.Т. Beck, представитель когнитивно-бихевиорального направления, в причинах самоубийства видит роль негибкого мышления («Жизнь ужасна, альтернатива ей только смерть…»), которое ведёт к невозможности выработки оптимальных решений своих проблем.

В концепции суицидального поведения А.Г. Амбрумовой используется интегративный подход: суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого субъективно неразрешимого микросоциального конфликта. Согласно этой теории, суицид представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации и определяется личностными особенностями человека, его жизненным опытом, интеллектом, характером и стойкостью интерперсональных связей. По мнению авторов (Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я., 1978) на суицидальное поведение подростков значительное влияние имеют межличностные отношения со сверстниками и родителями. Так, в предпубертатном периоде преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном – «сексуальные» и «любовные».

Таким образом, современные исследователи рассматривают суицидальное поведение как многофакторное явление, в генезе которого играют роль клинические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы, а сам суицид – явление неоднородное: в одних случаях это обдуманные, заранее запланированные действия, в других – импульсивные.

Исходя из описанной многофакторности суицидального и саморазрушающего поведения, для его профилактики должен использоваться системный подход психолого-педагогического сопровождения.

Так, сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами:

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе социализации;

2) созданием социально-психологических условий для устранения рисков суицидального и саморазрушающего поведения у каждого ребенка, успешности его социальной адаптации;

3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в социальной адаптации и обучении навыков самостоятельного разрешения личностных проблем, коррекции собственного психоэмоционального состояния, увеличения мотивации к жизни.

Современная ситуация и обновление нормативно-правовой базы в области образования и психолого-педагогического сопровождения предъявляет новые требования к структуре психологического сопровождения и профилактике суицидального и саморазрушающего поведения, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе профилактической и коррекционной деятельности.



    1. Приоритетные направления и содержание деятельности психологического сопровождения

В современных условиях предупредить суицидальное и саморазрушающее поведение учащихся возможно только при реализации системного подхода. Системный подход включает в себя следующие направления деятельности психолога.

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возникшей ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Диагностика (индивидуальная и групповая) - выявление явлений и признаков дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения обучающихся и их психического состояния, которые должны быть учтены в процессе сопровождения, с целью выстраивания индивидуальной траектории работы с ребенком.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для предупреждения и коррекции дезадаптации, суицидального и саморазрушающего поведения, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению; информирование всех участников образовательной деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательной организации.

4. Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новой модели поведения, возможности ее приобретения и реализации в жизни.

5. Психологическое просвещение участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

6. Организационно-методическая работа - разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на развитие универсальных учебных действий, преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся; оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).


Основные объекты деятельности в рамках реализации программы:

- подростки, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

- учащиеся, нуждающиеся в срочной психоэмоциональной поддержке.

- неблагополучные семьи.




    1. Основные психолого-педагогические мероприятия по профилактике суицидального и саморазрушающего поведения

Первый уровень – общая профилактика.

Цель – повышение уровня психологического климата и групповой сплоченности в школе.


Мероприятия:

Создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.


Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

• Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

• Психологическое просвещение среди родителей в первую очередь через выступления на родительских собраниях, лекториях, конференциях, через информирование на сайте гимназии.

• Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

• Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей на различных уроках и занятиях по психологии.

• Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.


Второй уровень – первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.


Мероприятия


1.Диагностика суицидального поведения

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

• Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

• Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.


2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.


Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

• Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.


3.Просветительские мероприятия - классные часы, круглые столы, стендовая информация.


Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

• Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.


С педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах психологического здоровья самих педагогов, а также дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей знакомим с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, даются рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.


4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.


Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

• Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.


Третий уровень – вторичная профилактика

Цель - Предотвращение самоубийства.


Мероприятия


1.Оценка риска самоубийства.

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

• Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

• Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.


2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.


3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.


Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.


Четвертый уровень – реабилитация и профилактика рецидива


Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.


Мероприятия


1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).


2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. В целом, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов.



Утверждено

Решением Педагогического совета

______________ 2022 г


  1. Календарное планирование

п/п

Название работы

Категория сопровождения

Условия проведения

Специалисты

Срок проведения

Предполагаемый результат

Организационно-методическая деятельность

1

Создание плана по профилактике на учебный год.

Согласование и утверждение годового плана.

-

-


педагогический совет

педагог-психолог, директор, заместители директора, социальный педагог

август-сентябрь

утвержденный годовой план по профилактике

2


Организационная и методическая подготовка к проведению психолого-педагогических мероприятий: материал для семинаров и родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, диагностический инструментарий, программы тренингов и развивающие программы, раздаточный материал, презентации для выступлений, информационные

листовки (буклеты)


все категории


педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

в течение

учебного года

материалы для

психолого-педагогических

мероприятий;


3


Подготовка к индивидуальным и групповым занятиям с детьми (подбор содержания, материалов,

составление коррекционно-развивающих программ)


учащиеся ОУ


педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

в течение

учебного года

материалы для

коррекционно-развивающих занятий

п/п

Название работы

Категория сопровождения

Условия проведения

Специалисты

Срок проведения

Предполагаемый результат

4


Оформление документации:

- составление анкет, диагностических комплексов,

подбор и изготовление материалов для диагностической работы;

- обработка и анализ результатов диагностических исследований (групповых и индивидуальных);

- обобщение полученных результатов, написание справок и отчетов, оформление заключений по итогам индивидуальной и групповой диагностики;

- заполнение журнала заключений по итогам диагностики, журнала групповой и индивидуальной

работы, журнала консультаций,

- заполнение индивидуальных карт

психологического развития детей, индивидуальных маршрутов развития, документов на учеников, имеющих риск суицидального и саморазрушающего поведения;

- написание анализа по проведенным мероприятиям












учащиеся ОУ, родители учащихся


педагог-психолог

в течение

учебного года

заключения по итогам диагностики,

карты психологического сопровождения детей с признаками саморазрущающего поведения или подобным риском


п/п

Название работы

Категория сопровождения

Условия проведения

Специалисты

Срок проведения

Предполагаемый результат

Просветительская деятельность

5

Выступления на педагогических советах и семинарах с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в части признаков и причин саморазрушающего и суицидального поведения

педагогический коллектив ОУ

педагогический совет, семинар

педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

в течение

учебного года

повышение психолого-педагогической

компетентности педагогов ОУ

6

Выступления на родительских собраниях с целью повышения психолого-педагогической

компетентности родителей (законных представителей) по вопросам признаков и причин саморазрушающего и суицидального поведения

родители учащихся ОУ

родительские собрания

педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

в течение

учебного года

повышение психолого-педагогической

компетентности родителей учащихся ОУ

7

Выступление на родительских собраниях и совещаниях педагогического коллектива по выявленным в ходе диагностических исследований по данной теме

родители учащихся ОУ, педагогический коллектив ОУ

педагогические советы, родительские собрания

педагог-психолог, зам. директора по ВР, социальный педагог

в течение

учебного года

осведомленность родителей учащихся ОУ и педагогов ОУ о результатах диагностики

9

Выступления на классных часах по профилактике саморазрушающего и суицидального поведения

учащиеся ОУ

классные часы

педагог-психолог, зам. директора по ВР и УВР, социальный педагог, классные руководители

в течение

учебного года

разрешение и обсуждение с учащимися вопросов опасности и нецелесообразности саморазрушающего и суицидального поведения, повышение уровня компетенций учащихся по данной проблеме, по возможностям решения проблем иными безопасными методами

10

Оформление информационного стенда педагога-психолога

Учащиеся, родители, педагоги ОУ


педагог-психолог

в течение

учебного года

оформленный информационный стенд педагога-психолога;

увеличение доступа актуальной психолого-педагогической информации

п/п

Название работы

Категория сопровождения

Условия проведения

Специалисты

Срок проведения

Предполагаемый результат

Профилактическая деятельность

11


Профилактические занятия с обучающимися средней школы для предупреждения суицидального и саморазрушающего поведения среди учащихся (развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, проблем-разрешающего поведения, способности доверия педагогам и обращения за помощью)


учащиеся средней школы

Профилактические занятия

педагог-психолог, классные руководители

в течение

учебного года


отсутствие/снижение суицидального и саморазрушающего поведения у учащихся;

развитие мотивационной и коммуникационной сфер, устойчивость мотивации к жизни и разрешению собственных проблем безопасными способами;


развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, проблем-разрешающего поведения, способности доверия педагогам и обращения за помощью

12

Профилактика буллинга среди учащихся

учащиеся начальной и средней школы

Профилактические занятия

педагог-психолог, классные руководители

в течение

учебного года (по запросу)

отсутствие буллинга в образовательном учреждении

13

Индивидуальная просветительская работа с обучающимися, с высоким риском и присутствием признаков

суицидального и саморазрушающего поведения

Учащиеся с высоким риском саморазрушающего поведения

Индивидуальные и групповые занятия

педагог-психолог

в течение

учебного года


создание индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося с высоким риском и присутствием признаков

суицидального и саморазрушающего поведения;


снижение и нивелирование уровня риска и признаков

суицидального и саморазрушающего поведения

п/п

Название работы

Категория сопровождения

Условия проведения

Специалисты

Срок проведения

Предполагаемый результат

Диагностическая деятельность

14

Изучение психоэмоционального состояния обучающихся 5-11х классов (групповая диагностика)

обучающиеся 5-11х классов


групповая диагностика

педагог-психолог,

классные руководители

Ноябрь


справка по итогам психолого-педагогической диагностики;

актуальная информация о психоэмоциональном состоянии обучающихся 5-11х классов;

записи в журнале заключений по итогам диагностики;

выводы и рекомендации по результатам диагностики

15

Индивидуальная углублённая диагностика обучающихся с выявленными высоким риском и присутствием признаков

суицидального и саморазрушающего поведения

Учащиеся с высоким риском саморазрушающего поведения

индивидуальная диагностика учащихся

педагог-психолог,


Ноябрь-декабрь

справка по итогам психолого-педагогической диагностики;


выводы и рекомендации по результатам диагностики

Коррекционно-развивающая деятельность

28

Индивидуальная коррекционно-развивающая

работа с обучающимися, с выявленными высоким риском и присутствием признаков

суицидального и саморазрушающего поведения

Учащиеся с высоким риском саморазрушающего поведения

индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

педагог-психолог

ноябрь -

май

снижение и нивелирование уровня риска и признаков

подобного поведения; индивидуальное личностное развитие;

развитие навыков улучшения своего психоэмоционального состояния, саморефлексии, обращения за помощью,проблем-разрешающего поведения


Коррекционно-развивающая работа с семьями учащихся с высоким риском или признаками саморазрушающего поведения

Семьи учащихся с высоким риском или признаками саморазрушающего поведения

индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

педагог-психолог, социальный педагог

в течение

учебного года

снижение и нивелирование уровня риска и признаков

суицидального и саморазрушающего поведения;

коррекция детско-родительских отношений и ситуации в семье

29

Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа (по запросу)

учащиеся ОУ

групповые и индивидуальные занятия

педагог-психолог

в течение

учебного года

решение индивидуальных проблем лично и в группе

п/п

Название работы

Категория сопровождения

Условия проведения

Специалисты

Срок проведения

Предполагаемый результат

Консультационная работа

31

Индивидуальное консультирование учеников, родителей и педагогов по вопросам, возникающим в части причин и действий при наличии признаков саморазрушающего и суицидального поведения

все категории

индивидуальные консультации

педагог-психолог

в течение года

(по запросу)

решение индивидуальных вопросов в части причин и действий при наличии признаков саморазрушающего и суицидального поведения

32

Групповое консультирование учеников, родителей и педагогов по вопросам, возникающим в ходе образовательного процесса

все категории

групповые консультации

педагог-психолог

в течение года

(по запросу)

решение индивидуальных проблем лично и в группе

33

Консультирование педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) по результатам проведенной психолого-педагогической диагностики по выявлению риска и признаков суицидального и саморазрушающего поведения

(индивидуальные и групповые консультации)

все категории

индивидуальные и групповые консультации

педагог-психолог

в течение года


формирование правильного и ясного понимания интерпретации результатов диагностики у педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей);


формирование плана действий педагогов, обучающихся, родителей на основе результатов диагностики

Аналитическая и экспертная деятельность

36

Посещение и анализ уроков и мероприятий с целью наблюдения за Учащимися с высоким риском саморазрушающего поведения

Учащиеся с высоким риском саморазрушающего поведения

уроки и внеклассные

мероприятий

педагог-психолог, социальный

педагог, педагогический

коллектив

в течение года

(по запросу)

протоколы наблюдений;

создание выводов и рекомендаций на основе проведенных наблюдений

38

Подготовка аналитического отчета по итогам проделанной работы за год и планирование работы на новый учебный год

-

-

педагог-психолог, администрация


май – июнь


аналитический отчет по итогам

проделанной работы за год;

формирование плана работы на следующий учебный год;

совершенствование деятельности

педагога-психолога на основе саморефлексии и обратной связи всех участников



План работы педагога – психолога по профилактике суицида и суицидального поведения среди школьников.

Цель - предупреждение и раннее выявление склонностей у учащихся к риску возникновения суицидального поведения.

мероприятие

Участники

Сроки проведения

Психолого – педагогическая диагностика

«Опросник детской депрессии» (по Марии Ковак)

Учащиеся 5-11 классы

Октябрь, март

«Шкала безнадежности» Бека

Учащиеся 9-11 классы

Октябрь,март

Социально-психологическое обследование на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения. СПТ

Учащиеся 13-18 лет

Октябрь

Методика «Карта риска суицида» (модификация Л.Б.Шнейдер)

Индивидуально

В течение года

«Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)».

Учащиеся 8,10 классы

Ноябрь

Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

Учащиеся 9-11 классы

Декабрь, март

Проективная методика «Незаконченные предложения»

Учащиеся 4-6 классы

Январь

Методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука-Медлей).

Учащиеся 5-8 классы

Февраль

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона.

индивидуально

В течение года

Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество»

Учащиеся 7-11 классы

Май

Проективные методики.

«Несуществующее животное»

«Дом, дерево, человек»

Учащиеся 1-4 классы

В течение года

Консультационная и просветительская работа

Классные часы на тему «Жизнь прекрасна»

Уч. 6-11 кл.

В течение года

Мини тренинг «Мои возможности»

Учащиеся 5-7 классы

Ноябрь

Видеоролики «Миллионы причин для жизни»

Учащиеся 8-11 классы

Ноябрь

Просмотр видеороликов «Суицид: его причины», анализ ситуаций, которые привели к гибели.

Уч. 9-11 кл.

Ноябрь, январь

Игра «Общение и позитивное отношение к себе»

Учащиеся 4-7 классы

Январь, февраль

Интерактив «Интернет мой помощник или враг»

Учащиеся 10-11 классы

Январь

Игровая программа «Мои мечты, планы и цели»

Учащиеся 1-6 классы

Февраль, апрель

Тренинг «Мы выбираем жизнь»

Уч. 8-11 кл.

Февраль

Индивидуальные консультации

Все участники образовательного процесса

В течение года

Родительское собрание (совещание) «Чтобы сохранить жизнь ребёнка»

Родители и педагоги

Апрель

Круглый стол «Буллинг в социальных сетях»

Родители 5-11 класс

В течение года

Общешкольные родительские собрания по профилактике суицида

Родители 1-11 классов

По плану школы.

Выступление на МО классных руководителей по теме:

«Пути преодоления неуспешности. Профилактика стресса у учащихся с неуспешностью»

Педагоги

По плану школы

Выступление на совещании, родительских собраниях по теме «Психологическая помощь ребенку пострадавшего от насилия»

Педагоги, родители

В течении года

Рассылка буклетов (вайбер, эл. почта, сайт школы, ВК)

Все участники образовательного процесса


В течение года

Размещение информации на стенде и демонстрация видеороликов в фойе школы.

Все участники образовательного процесса

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

Проведение индивидуальных коррекционных занятий по необходимости

«Как справиться со стрессом»,

«Развитие коммуникативных навыков»

«Мои цвета жизни»

Учащиеся 1-11 классы

В течении года

Проведение групповых коррекционных занятий.

«Тренинг для старшеклассников ГИА»,

«Твоя профессиональная карьера»

«Жизненные навыки»

«Все цвета кроме черного»

«Я подросток»

«Полезные привычки»

«Деловое общение»

«Психологическая азбука»

Учащиеся 1-11 классы

В течении года

Профилактические недели

«Разноцветная неделя»

«Будущее в моих руках»

«Жизнь здоровье красота»

«Счастье жить»

«Дружить здорово»

Все участники образовательного процесса

В течение года

Аналитическая работа

1.

Анализ результатов социально-психологического обследования на выявление склонностей к рискам аддиктивного, суицидального поведения.

Учащиеся 13-18 лет

Май

2.

Заключение по результатам диагностик





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!