Средняя общеобразовательная школа №3 п. Михайловка
Оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера
Выработать у детей устойчивую психологическую защиту от различных негативных явлений общества путём развития системы ценностей
Проводить профилактические мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений совместно с социальным педагогом и учреждениями дополнительного образования
Выработать определенные поведенческие навыки, облегчающие следование по пути здорового образа жизни.
Содействовать сотрудничеству педагогов, старшеклассников и родителей в работе по профилактике вредных привычек.
Повысить правовые знания учащихся, родителей и педагогов.
№ п/п | Мероприятия | Класс, группы | Время проведения | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организационная работа. |
1 | Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных. Оформление индивидуальных карт на учащихся, поставленных на учет (ВШУ, КДН). Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся. Сбор анамнеза. | 1-11 классы | Сентябрь | Совместно с соц. педагогом, зам.директора по ВР, инспектором ПДН |
2 | Работа с классными руководителями по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин: – неадекватного поведения, – дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. | Кл.руководители 1-11 классов | В течение года | Совместно с кл.руководите лями |
3 | Подготовка документации к ПМПк, ТПМПК, КДН | Дети «группы риска» | В течение года | |
4 | Формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий. | Дети «группы риска» | Сентябрь | |
2. Психопрофилактика и просвещение |
1 | Профилактика школьной дезадаптации. | 1,5,10 классы | Сентябрь-Октябрь | |
2 | Месячники по профилактике: – правонарушений среди учащихся; – «Мы за здоровый образ жизни»; – аутоагрессии подростков; – буллинга | 1-11 классы | В течение года | Совместно с соц. педагогом, зам.директора по ВР, инспектором ПДН |
3 | Работа с классными руководителями по изучению динамики личностного роста обучающихся «группы риска» | | | |
4 | Классные часы по формированию правовой культуры, толерантного поведения | 5-11 классы | Один раз в четверть | Совместно с кл.руководителями. |
5 | Групповые занятия по профилактике зависимостей (по социально-психологической программе «Мой выбор») | Обуч-ся 8 классов, стоящие на учете | Январь | |
6 | Занятия по профориентации обучающихся 9 классов «Твоя профессиональная карьера» | Обуч-ся 9 классов, стоящие на учете | В течение года | |
7 | Предупреждение психических перегрузок школьников «группы риска», посещение уроков, наблюдение | 1-11 классы | В течение года | |
8 | Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: «Знакомство родителей Закон о семье, права и обязанности семьи», «Права и обязанности семьи», «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений», «Десять ошибок в воспитании», «Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке», «Основы конструктивного поведения Родитель-Подросток» «Основные способы выхода из конфликтных ситуаций». | Родители учащих ся 1-11 классов | Во время дней профилактики, родительских собраний | Совместно с соц. педагогом, зам.директора по ВР, инспектором ПДН |
9 | Психологические стенды для просвещения родителей. | Родители | В течение года | |
10 | Рекомендации для родителей на сайте ОУ в разделе «Социально- психологическая служба» | | В течение года | |
11 | Семинар для родителей: «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей» | Родители детей «группы риска» | Ноябрь | |
12 | Организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительский всеобуч. | Родители детей «группы риска» | В течение года | На базе классов, в которых проводится гр.соц.-психологичработа |
13 | Индивидуальные профилактические беседы с родителями по имеющимся проблемам в поведении и обучении детей. | Родители детей, стоящие на учете | В течение года | |
14 | Тренинги общения и ролевого поведения во взаимодействии с детьми «группы риска» | Педагоги | Каникулы | |
15 | Особенности межличностного взаимодействия учащихся «группы риска» со сверстниками и взрослыми (обучающее занятие для педагогов) | Учителя среднего звена | Ноябрь | |
16 | Заседание МО классных руководителей «Ранняя профилактика семейного неблагополучия» | Классные руководители | Февраль | |
17 | Месячник «XXI век – век без наркотиков» | 8–11 классы | Ноябрь | |
18 | Работа по локальной программе профилактики негативных привычек «Сделай свой выбор» | Дети, стоящие на учете | В течение года | |
19 | Акции: «Жизнь без алкоголя», «Жизнь без сигарет» | | В течение года | |
20 | Проведение классных часов: «Безвредного табака не бывает», «Пивной алкоголизм» «Я хочу жить!» | 7-11 классы | В течение года на кл.часах, факультативах, родит.собра ниях | Совместно с ЦДОД |
3. Диагностика |
| Социально-психологическое тестирование, направленное на профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ (СПТ) | 7-11 класс | Сентябрь- октябрь | На основании запроса ГКУ «Центра реабилитации, профилактики и коррекции» |
| Диагностика уровня сформированности компонентов учебной деятельности первоклассников, особенности адаптации детей к школе (по запросу учителей первоклассников) | 2-е классы | Октябрь-декабрь | |
| Диагностика ситуативного психоэмоционального напряжения (ПЭН) | 7-8 класс | Октябрь | На основании запроса центра психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи |
| Диагностика психологической готовности к переходу в основную школу (4 классы) | 4-е классы | Апрель | |
| Психодиагностика уровня адаптации обучающихся 5 классов | 5-е классы | Сентябрь–ноябрь | |
| Диагностика уровня адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене | 10-е классы | Сентябрь–ноябрь | |
| Выявление детей группы риска при проведении психодиагностика на адаптацию. | 1, 5, 10-е классы | Октябрь– декабрь | |
| Психодиагностика особенностей личности и социальной ситуации развития детей, склонных к девиантному поведению. | 1-11 классы | В течение года | По запросу родителей, педагогов, админ. |
| Индивидуальная психодиагностика особенностей познавательной сферы учащихся. | 1-11 классы | В течение года | По запросу родителей, педагогов |
| Диагностика склонностей и способностей детей «группы риска» в рамках профессионального самоопределения учащихся. | 8-9-е классы | В течение учебного года | На занятиях по профориен тации |
4. Коррекционно-развивающая работа. |
| Коррекционно-развивающие занятия с детьми 1 классов (имеющими по результатам диагностики низкий уровень подготовки к обучению к школе) | 1-е классы | В течение 1-го полугодия | Коррекционная группа |
| Развивающие занятия с пятиклассниками с нарушением адаптации. | 5-е классы | Октябрь-декабрь | Группа с признаками школьной дезадаптации |
| Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими отклонения и нарушения в поведении. «Я подросток» | Дети, стоящие на учете | В течение года | По запросу педагогов, родителей |
| Проведение социально-психологических тренингов: - «Азбука общения» - «Я и Мы» - Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе | 5-9 классы | В течение года | Дети социального риска |
5. Консультирование. |
| Психолого-педагогическое консультирование «Особенности межличностного взаимодействия уч-ся со сверстниками и взрослыми» | Педагоги, кл.рук., учащиеся | В течение года | По запросам |
| Индивидуальное консультирование учащихся в решении актуальных проблем. По итогам диагностик СПТ, ПЭН | Дети «группы риска» | В течение года | По запросам |
| Консультирование классных руководите лей и родителей по итогам диагностик: – адаптация первоклассников к школе; – адаптация обучающихся при переходе в среднее звено и др. СПТ, ПЭН | Педагоги, родители | Ноябрь–декабрь | |
| Консультация родителей учащихся, имеющих трудности в развитии и отклонения в поведении | Родители учащихся 1-11 кл. | В течение года | |
| Консультирование родителей учащихся, состоящих на разных формах учета | Родители учащихся «группы риска» | В течение года | |
| Консультирование учащихся 9 классов по результатам профориентационной диагностики | Дети «группы риска» | В течение года | |
6. Методическая работа. |
| Участие в работе РМО психологов. | Психологи | В течение года | В соотв. с планом работы РМО |
| Работа психолого-педагогического консилиума | 1-11 классы | В течение года | |
| Участие в научно-практических конференциях, семинарах, тренингах | | В течение года | |
| Работа с периодическими изданиями, монографиями, банком диагностических и коррекционных программ в ГМО, изучение нормативно-правовой базы | | В течение года | |
| Повышение профессиональной компетентности, освоение новых методов для осуществления профессиональной деятельности | | В течение года | |
| Оформление отчётной документации | | В течение года | |
| Обучающий семинар для педагогов-психологов и социальных педагогов. | Психологи, соц.педагог | Декабрь | |