Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда
Ход урока:
Актуализация:
Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним недавно изученный материал. На данный момент мы изучили с вами ряд таких физических величин, как масса, объем, плотность, ускорение свободного падения, сила тяжести и давление. Давайте вспомним единицы измерения величин и физические формулы, которыми они связаны.
Что вы можете сказать о давлении внутри жидкости?
- Внутри жидкости существует давление
Каким оно будет на одной и той же глубине?
- Одинаковым, оно зависит от столба жидкости, которая это давление оказывает.
Изменяется ли давление с глубиной?
- С глубиной давление увеличивается.
С помощью какой формулы можно рассчитать гидростатическое давление?
- p=gρh, где h – высота столба жидкости; ρ- плотность жидкости; p – давление
Если мы с вами обратимся к этой формуле, то от чего зависит давление внутри жидкости?
- От высоты столба жидкости. Чем больше высота, тем больше давление. От плотности жидкости. Чем больше плотность жидкости, тем больше давление жидкости)
Хорошо. А как давление распространяется внутри жидкости, по какому закону?
- По закону Паскаля.
Сформулируешь закон Паскаля?
- Давление в жидкостях и газах распространяется во все направления без изменения.
(всё фиксирую на правой доске, чтобы зрительно запомнили, формулы стирать не буду)
Ситуация из жизни:
Ребята, как вы думаете, где проще будет поднять камень, в воде или в воздухе?
- В воде.
Но ведь его масса будет оставаться постоянной, значит и сила тяжести меняться не будет. От чего же нам легче поднять его в воде, чем в воздухе? Что нам помогает это сделать?
- На него действует сила, которая выталкивает его вверх.
Ребята, подумайте, какие примеры явлений из жизни, подтверждающих наличие выталкивающей силы приходят вам на ум?
(кто-нибудь скажет про мяч)
Как объяснить, что мяч не тонет?
Это мы и выясним на сегодняшнем уроке. Открываем тетради, сегодня …/…/…., тема нашего урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда
Какова цель нашего урока? Давайте постараемся её сформулировать:
- выяснить, как действует жидкость или газ на погруженное тело и от чего это действие зависит.
(Демонстрация опыта)
(Запишем в тетрадь)
Данный опыт подтверждает, что на тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая его из жидкости.
А будет ли выталкивающая сила действовать на тело, погруженное в газ?
(тут надо вспомнить, что закон Паскаля справедлив, как для жидкостей, так и для газов)
Будет, следовательно, на находящиеся в газе тела действует сила, выталкивающая их из газа.
(Обратимся к раздаточному материалу)
Сделаем вывод:
Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена...противоположно силе тяжести, приложенной к этому телу.
Проведем математический вывод на доске (записывают в раздатку).
Выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного в неё тела.
Впервые величина выталкивающей силы была определена древнегреческим ученым, философом и мыслителем – Архимедом. По легенде, Архимед догадался о существовании выталкивающей силы, когда принимал ванну и заметил, что стал легче.
В честь него она была названа сила была названа Архимедовой или силой Архимеда.
Давайте посмотри опыт Архимеда: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2967/main/
(Тайминг: 17 секунда – 1 минута)
Записываем закон Архимеда под диктовку и формулу силы Архимеда.
Заполним табличку (вместе).
Решаем вместе задачу. Вызываю на подобную Потешкина Даню.
Домашнее задание на раздатке (если не успеем задачи, то они идут в дз)
Домашнее задание: 1. Параграф 46 стр. 154-157, параграф 47 стр. 157 - 160 2. В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной? 3. Где вес тела будет меньше, в жидкости или в вакууме? 4. Учим закон Архимеда и формулу силы Архимеда, повторяем единицы измерения. | Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, направлена………………………………………………………... ………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………. На рисунке представлено тело, погружённое в жидкость Силы давления на боковые грани ……………………….. ……………………………….............................................................. ……………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………. На верхнюю грань тела давит сила: …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. |
На нижнюю грань тела давит сила: …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Так как силы не равны, на тело действует сила: …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Тогда она равна: …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Выталкивающая сила равна ……………………………….. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Закон Архимеда: …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. Сила Архимеда: …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………. | Заполним Таблицу: Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Формула | Сила Архимеда | | | | Плотность жидкости, в которую погружено тело | | | | Объем погружённой части тела | | | | Решим задачи в тетради: Задача №1. Определите выталкивающую силу, действующую на тело объёмом 1 м3, полностью погружённое в воду ( плотность воды 1000 кг/м3). Задача №2. Определите объём тела, полностью погружённого в керосин, если сила Архимеда, действующая на тело равна 1000 Н (плотность керосина 800 кг/м3). Задача №3. В какую жидкость погружено тело, если его объём составляет 1 м3, а сила, которая его выталкивает, равна 200 Н? |