СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока "Мышцы и их значение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 8 классе по теме "Мышцы и их значение" составлен на основе современных требований ФГОС. Урок полностью готовят и проводят группы учащихся, что значительно повышает их мотивацию на изучение этой важннейшей темы. Ученики к уроку могут приготовить сообщения, презентации, а так же показ комплекса упражнений для растяжения и укрепления мышц. 

Просмотр содержимого документа
«План урока "Мышцы и их значение"»









Баева Любовь Ивановна

Учитель биологии

МБОУ «СОШ №3» п.Арамиль

Урок биологии в 8 классе

Тема: «Строение и значение мышц.

Развитие мышечной системы»
















Пояснительная записка к уроку

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок самоорганизации групп учащихся по овладению новыми знаниями

Педагогические технологии – используются элементы технологий:

  1. Педагогика сотрудничества

  2. Групповые технологии

  3. Технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся

  4. Технология коммуникативного обучения

Методы урока:

  1. групповой работы, позволяющие осваивать коммуникативные навыки;

  2. методы опережающего обучения и практические действия учащихся по демонстрации упражнений – при освоении теоретического материала учащимися самостоятельно освоены до урока и демонстрируются на уроке технологии практического развития опорно-двигательной системы;

  3. методы рефлексивного обучения (разработаны автором) – целеполагание, планирование, реализация планов, оценивание и корректировка результатов

Урок является частью рабочей программы биологии 8 класса «Человек», 68 часов, 2 часа в неделю. Тема входит в раздел «Опорно-двигательная система»

Данная тема предусматривает изучение строения опорно-двигательной системы, позволяет развитие умений применять новые знания на практике для развития собственного здоровья. Подобная организация урока позволяет максимально активизировать учебную мотивацию учащихся, позволяет развивать умения определять цели, планировать учебную деятельность не только на уроке, но и на этапе подготовки к уроку, реализовать план и достигать цели, оценить и корректировать результаты.

В результате урока ученики:

  1. Продолжают саморазвитие по усвоению навыков и умений групповой самоорганизации по подготовки к уроку

  2. Осваивают знания о строении и значении опорно-двигательной системы

  3. Приобретают навыки саморазвития собственного здоровья

  4. Оценивают результаты достижения цели, получают оценки за знания не ниже минимального уровня в соответствии с критериями.














Цели субъектов урока


Учащихся

Учителя

  1. Развитие способностей планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, достигать поставленные цели, способ­ность к оценке и коррекции результатов учебной деятельности

  2. Освоение знаний о строении и значении опорно-двигательной системы

  3. Освоение навыков развития собственного здоровья

  1. Продолжить обучение учащихся самостоятельным формам освоения знаний: навыкам и умениям планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, в том числе – находить необходимую информацию, оформлять и представлять её в доступной учащимся класса форме – сообщения, презентации, практические действия по выполнению физических упражнений развития различных групп мышц.

  2. Помочь учащимся в организации групповой работы по разным направлениям деятельности в рамках данной темы – постановка целей групп, выбор форм представления информации,

  3. Способ­ность оцениванию и коррекции результатов собственной деятельности

  4. Контроль результатов освоения знаний


Методическая цель: РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Способность планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, достигать поставленные цели, способ­ность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности

Учебные цели: РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    1. Знание о строении и значении мышечной системы

  1. Умение получать знания по предмету

  2. Умение преобразовывать знания в сообщения, презентации, практическую демонстрацию саморазвития собственного здоровья

Воспитательные цели: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

  1. Способность ставить цели

  2. Способность к саморазвитию

  3. Сформированность ценностно-смысловых установок

  4. Развитие коммуникативных навыков

  5. Развитие навыков укрепления своего здоровья


Развиваемые УУД

  1. Навыки прогнозирования на основе рефлексии.

  2. Коммуникативные навыки при взаимопроверке.

  3. Понимание ценности знаний.

  4. Умение применить знания в новых условиях.

  5. Умение оформлять и представлять найденную информацию в доступной форме.

  6. Навыки планирования по достижению собственной цели.

  7. Навыки самостоятельной работы первоисточником, навыки поиска дополнительной информации, классифицирования, выделения главного, усвоение предметной терминологии.

  8. Навыки оценивания учебных результатов – самоконтроль, самооценка и взаимооценка результатов работы на уроке.

  9. Навыки коррекции результатов и самоопределение домашнего задания.


Информационная среда, оборудование


1. Таблицы по теме:

  1. Мышечная система человека

  2. Значение физических упражнений

2. Учебник биологии 8 класс «Человек», В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов под ред. Д.И.Трайтака

3. Презентации учащихся по теме «Строение и значение мышц»

  1. Презентация для проведения тестирования по новой теме

  2. Презентация для проверки теста

  3. Дидактический материал

  1. Приложение 1. Инструктивная карточка по самоорганизации работы группы (выдаётся на подготовительном этапе, примерно за неделю до урока)

  2. Приложение 2. Задания для работы групп

  3. Приложение 3. Путеводный лист

  4. Приложение 4. Карточки для самооценки работы учащихся группы

  5. Приложение 5. Карточки для внешней оценки работы группы



Результат урока

В результате урока ученики:

  1. Приобретут знания о строении мышечной системы человека, влиянии мышц на состояние всех систем организма, о состоянии мышц нетренированного человека, влиянии ЗОЖ на состояние мышечной системы.

  2. Продолжать овладение универсальными учебными действиями – от планирования собственной работы и реализации этих планов, до самооценки своих результатов на уроке, а также самооценки, коррекции достигнутых результатов и самоопределения домашнего задания.

  3. Приобретут опыт самоорганизации групп по подготовке к уроку и групповому представлению результатов, опыт работы с различными информационными ресурсами – интернет, учебники, словари и т.п., опыт оформления и представления результатов – презентации, сообщения, таблицы, практическое представление физических упражнений.

  4. Приобретут умение применить знания по теме на практике, познакомятся с физическими упражнениями для развития мышечной системы




Ход урока


  1. Мотивация учащихся:

    1. Учитель объявляет особенности новой темы, объясняет, как по-новому скомпонован материал параграфа, чем он расширен

    2. Ученики групп сами называют свою часть представляемой темы, говорят о том, почему их тема важна для изучения, объясняют важность необходимости усвоения темы для развития здоровья.

  1. Целеполагание – см. выше

(основные учебные цели - изучить строение и значение мышечной системы и научиться применять знания на практике)

  1. Определение структуры урока

  2. Представление группами собственных блоков темы – сообщения, презентации, демонстрация физических упражнений по развитию мышц, заслушивание и освоение знаний, представляемых другими группами, освоение практических навыков по развитию мышечной системы.

Вопросы:

      1. Строение мышечной системы человека

      2. Влияние мышц на состояние всех систем организма

      3. Состояние мышц нетренированного человека

      4. Влияние ЗОЖ на состояние мышечной системы

      5. Физические упражнения для развития мышечной системы

  1. Оценка результатов – оценка работы в группе, внешняя оценка работы групп

  2. Контроль знаний – самооценка и внешняя оценка результатов работы групп




















Конструкт урока (Структура организации деятельности учащихся и педагога)


пп

Этапы урока*

Деятельность педагога, применяемые методы

Деятельность учащихся

Содержание, текст

Взаимодейст­вие педагога и учащихся

УУД, развиваемые у учащихся

1

Организаци­онный

Приветствие.

Визуальный контроль готовности учащихся к сотрудничеству.

Настрой на сотрудничество, на учебную деятельность

«Очень рада видеть вас. Надеюсь, что у нас всё получиться»


Общий рабочий настрой на урок

Самоорганизация

2

Рефлексия

Вопросы учащимся

Эмоционально настраиваются на работу

Вы готовились к уроку самостоятельно по различным источникам, сами оформляли добытые сведения. Как думаете, у нас получится урок?

Ученики отвечают, учитель комментирует и ободряет учащихся, верит в успех

Навыки прогнозирования на основе рефлексии этапов подготовки к уроку

3

Подготовка к целеполаганию – выявление проблемного поля

Вопросы учителя:

  1. Какую тему сегодня мы будем изучать?

  2. Почему такое внимание мы уделили этой теме?

1. Учащиеся называют тему урока

2. Объясняют, что мышцы – основа физической «прочности» организма


Ученики определяют, что они должны освоить новую тему, научиться доступным мерам развития мышечной системы

Проблемная беседа подводит учеников к выводу о необходимости освоения знаний, представляемых одноклассниками

Понимание ценности знаний

5

Целеполагание по новой теме

Вопрос: Какие цели вы себе поставите?

Определяют свои собственные цели - усвоение знаний о строении и значении мышечной системы, приобретение знаний о мерах развития физического здоровья

Учитель выслушивает ответы учащихся, корректирует и направляет учащихся

Навыки постановки учебной цели в соответствии с темой урока

6

Планирование собственной деятельности учащимися

Учитель даёт пояснение, в каком виде можно оформлять приобретаемые знания - составление планов, схем, записи представляемых упражнений

Учащиеся планируют – как они будут достигать свои цели, как работать, чего достигнут в результате

Каждая группа учащихся планирует представление своей части темы, уточняет, кто и как это будет осуществлять

Учитель помогает, консультирует процесс планирования работы в группах

Навыки планирования по достижению собственной цели

7

Учебная деятельность

Учитель мотивирует учащихся на представление собственных наработанных материалов

Учащиеся:

    1. представляют свои наработанные материалы

    2. осваивают новую тему по представлениям одноклассников


Представление презентаций, сообщений, физических упражнений

Учитель говорит детям, что сегодня они поставят себе оценки за подготовку материала и его представление


Навыки самостоятельной работы с первоисточниками, обработка информации, её систематизация и оформление для представления, презентация результатов, умение

выделять главное, усвоение знаний по представлению одноклассников

8

Закрепление знаний по представлению итогов работы групп

Учитель объясняет, что необходимо внимательно слушать все представления групп




Учащиеся составляют планы, краткие конспекты, повторяют их

Путеводный лист

Учитель направляет работу по закреплению и повторению изученного

Самооценка работы группы


Контроль знаний

Организует процесс самооценки и оценки итогов работы групп

Дают оценку достижения своих результатов и результатов других групп

  1. Карточки для самооценки работы учащихся группы

  2. Карточки для внешней оценки работы группы


Уточняет при необходимости элементы оценивания

Навыки оценивания групповой работы

9


Перед окончанием урока, учитель просит детей - поднимите руки

  1. Кто выполнил то, что планировал?

  2. Кто старался работать очень хорошо? Поставьте себе в портфолио оценку за старание

  3. На какую оценку вы освоили новую тему?

  4. Кто поработал с удовольствием?

Каждый ученик оценивает:

  1. правильно ли он спланировал свою работу, рассчитал ли время и свои способности

  2. как эффективно трудился

  3. на какой уровень усвоил знания

  4. с каким эмоциональным настроем работал


Учитель и дети подводят итог урока, его результативность


10

Коррекция и принятие домашнего задания

Вопрос учителя: «Какое домашнее задание у вас предстоит?» Запишите в дневники

Каждый ученик определяет для себя своё домашнее задание в зависимости от того, что ещё необходимо доделать, выучить, составить таблицу, синквейн и т.п.

Возможные домашние задания:

  1. Прочитать параграф

  2. Пересказать параграф

  3. Выучить новые понятия

  4. Найти дополнительную информацию

  5. Выполнить показанные упражнения и т.п.

Учитель помогает детям правильно составить своё домашнее задание

Коррекция результатов и самоопределение домашнего задания






Достижение целей урока – выводы

Цели урока будут достигнуты если:

  1. Учитель создал условия для обучения учащихся самостоятельным формам освоения знаний: навыкам и умениям планировать, самостоятельно выполнять различные виды учебных действия, в том числе - умение преобразовывать знания в таблицу, схему, достигать поставленные цели, способ­ность к оценке и коррекции результатов собственной деятельности, помог учащимся в изучении внутреннего строения птиц и сравнении строения с внутренним строением пресмыкающихся

  2. Учащиеся использовали формы самостоятельной работы: планирование собственной учебной деятельности, самостоятельно и качественно подготовили свои блоки темы, достигли поставленных целей, смогли оценить и откорректировать результаты собственной деятельности. Овладели знаниями о различных видах биотических связей, научились, давать примеры на каждый вид взаимоотношений, научились по предлагаемым примерам определить тип взаимоотношений.


Учебно-методический комплекс


Учебно-методические комплекты для 8 класса под редакцией профессора Д. И. Трайтака и проф. Н.Д. Андреевой. Все программы соответствуют государственным образовательным стандартам и федеральному базисному учебному плану, утвержденным Министерством образования и науки РФ.


Список литературы и интернет-ресурсы


  1. Кукушин В.С., Дидактика, Росто-на Дону, МарТ, 2003, с.192

  2. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М., Народное образование, 1998

  3. Статьи:

1) Атлас мышц человека - http://respectfit.com.ua/stati/atlas-myshc-cheloveka

2) Мышцы человека: строение и функции мускулатуры - http://sportmassag.ru/1/page5801.html

3) Факты об упражнениях для растяжки для начинающих - http://fitnessguides.ru/uprazhneniya-dlya-rastyazhki-dlya-nachinayushhix/#gref и др.



Приложение 1. Инструктивная карточка по самоорганизации работы группы (выдаётся на подготовительном этапе, примерно за неделю до урока)


  1. Определите руководителя группы

  2. Выберите порядок представления изучаемого материала (кто за кем, что говорит)

  3. Распределите задания

  4. Обсудите, кто и как будет представлять группу

  5. Оцените результаты работы, используя критериальные показатели:

  1. Вклад в работу группы

  2. Качество выполненной работы

  3. Качество представления материала

  4. Активное взаимодействие в группе

  5. Как хорошо освоен материал


Приложение 2. Задания для работы групп


Найдите литературу и интернет ресурсы по вашим блокам вопросов, составьте текст, подготовьте презентацию или сообщение, а также (5 группа) демонстрацию физических упражнений для развития мышечной системы:

1 группа – «Строение мышечной системы человека»

2 группа – «Влияние мышц на состояние всех систем организма»

3 группа – «Состояние мышц нетренированного человека»

4 группа – «Влияние ЗОЖ на состояние мышечной системы»

5 группа – «Физические упражнения для развития мышечной системы»


Приложение 3. Путеводный лист

Внимательно прослушайте, сделайте необходимые записи, запомните следующие понятия и разделы темы:

  1. Строение мышечной системы человека

  2. Влияние мышц на состояние всех систем организма

  3. Состояние мышц нетренированного человека

  4. Влияние ЗОЖ на состояние мышечной системы

  5. Физические упражнения для развития мышечной системы


Приложение 4. Карточка для самооценки работы учащихся группы


Оценивание работы учащихся № ____ группы


ФИО

Вклад в работу группы

Качество выполненной работы

Активное взаимодействие в группе

*Качество представления материала

Общий

балл

Итоговая оценка











































* Качество представления материала – достаточная полнота, логичность, доступность, наглядность (при необходимости)

За каждый вид работы поставьте баллы:

Максимальный балл – 3

Итоговая оценка выставляется так:

10-12 баллов – оценка «5»

8-9 баллов – оценка «4»

6-8 баллов – оценка «3»


Приложение 5. Карточка для оценивания работы групп (оценка учителя и/или других учащихся класса – можно выбрать группу контроля представлений)


Группы

Качество

оформления

информации

Полнота и грамотность представления материала

Умение

сотрудничать

Поведение

в группе

Дополнительный балл (при необходимости)

Общий

балл

Место

1








2








3








4









За каждый вид работы поставьте баллы:

Максимальный балл – 3

Занятое место определяется так:

10-12 баллов – 1 место

8-9 баллов – 2 место

6-8 баллов – 3 место







12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!