Учебная задача№3: формировать у детей представление о поездах и железной дороге Вид работы: отгадывание загадок -Что бы ответить на 1 вопрос вам необходимо отгадать загадки Отгадайте загадки и вы узнаете, какие бывают поезда? 1) Я в любое время года И в любую непогоду Очень часто в час любой Провезу вас под землёй. - Подумайте, для чего нужны поезда метро? Более подробно о метро вам расскажет один из ваших одноклассников В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор. 2) Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровоза сестричка Кто такая? - Предположите, для чего нужна электричка? -О ней расскажет нам Наташа На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления. 3) Я зашёл в зелёный дом Больше суток пробыл в нём Оказался этот дом В дальнем городе другом. - Подумайте, для чего нужен поезд дальнего следования? -Глеб, расскажи своим одноклассникам и поезде дальнего следования В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона. - Чтобы узнать название следующего поезда, вам нужно собрать мозаику. 4) Сам железный, Путь железный, Сам бежит И груз полезный По пятам за ним бежит, И земля под ним дрожит. -Для чего нужны грузовые поезда? Физминутка Вид работы: работа по учебнику -Отвечаем на 2 вопрос -Посмотрите на картинки на с. 62 и определите на какие 2 группы можно разделить поезда? -Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90 – Ребята, ответьте на вопрос: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? – На каком поезде Муравьишка поедет в музей? – Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? Вид работы: беседа -Ребята, помогите Муравьишке Вопросику разобраться в 3 вопросе, он включает в себя несколько вопросов. что приводит поезда в движение кто управляет поездом как устроена железная дорога? -Что бы узнать, что приводит поезд в движение, вам необходимо разгадать шифр (На доске витомокоЛ) Вид работы: словарная работа -Кто знает, что такое локомотив? -Заглянем в словарь. (1 учащийся читает толкование) -Локомотив- это машина, движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов. А что же за хвост везет локомотив? -Прочитайте что такое вагон. Вагон - транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. -Кто может сказать из чего состоит поезд? -Как вы думаете, кто управляет поездом? -Профессия человека, который управляет поездом называется машинист Вид работы: работа по учебнику -А вот что бы узнать, как устроена железная дорога, я предлагаю вам рассмотреть рисунок на стр. 91. -Какие слова вам не понятны? Вид работы: словарная работа Эстакада - Строительное сооружение в виде моста для прохождения одного пути над другим в месте их пересечения Туннель- Сквозной коридор, проезд, прорытый под землей, в горах. Шлагбаум - устройство, чаще в виде бруса на оси, перекрывающее движение транспорта и пешеходов обычно через железнодорожный переезд Вид работы: работа по учебнику -И последний вопрос нашего урока «История железной дороги» -Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога? -Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте текст под знаком «Знаете ли вы, что…» Вид работы: рассказ учителя Сначала железная дорога появилась в городах в 17-18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка». – В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном). Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн. Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране. Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50-х годов 20 столетия. Самым знаменитым поездом в истории России стал поезд, который привёз солдат победителей из Германии в июне 1945 года в Москву. В этом году 9 мая мы отмечаем 73 – летие Великой Победы. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом. Вид работы: работа над картинкой -Пользуясь информацией, расскажите что изображено на старинной картинке и современной фотографии. |